Статья: «Гармонизация детско-родительских отношений как профилактика социального неблагополучия детей и подростков»
статья по психологии

Воронцова Наталья Александровна

1. Социализация личности осуществляется под воздействием различных факторов, среди которых ведущее значение имеет семья. Семья — главная защита ребенка, и ее материальное и духовное состояние оказывает существенное влияние на его развитие. Благодаря своему происхождению ребенок приобретает определенные социальные свойства, статус, отражающий его место в системе общественных отношений. Образовательный уровень родителей, их профессия и квалификация, материальные условия жизни и ряд других социальных свойств оказывают влияние на его судьбу. Семья определяет в значительной степени и субъективную сторону социализации ребенка, его взгляды и убеждения, правила поведения, иерархию ценностей. В семье ребенок получает первые представления о доброте, уважении других людей, здесь формируются основы характера, жизненные установки. Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения. В социально неблагополучных семьях возникают нарушения поведения, общения и развития детей. 2. Неблагополучие в семье, с которым мы постоянно сталкиваемся в своей практике, является, прежде всего, внутренним. Внешне такие семьи зачастую производят впечатление вполне благополучных (полные, без материальных и социальных проблем). В таких семьях обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушаются детско-родительские отношения и психологический климат, появляются «трудные» дети. Если вовремя не произошло психологического вмешательства с целью гармонизации детскородительских отношений, то мы можем столкнуться с побегами из дома, правонарушениями, агрессивным протестным поведением, либо депрессивным вплоть до суицида. В таких случаях четко выявляются причины социального неблагополучия ребенка. 3. Как правило, обращаясь к психологам в наш Центр, родители жалуются на ребёнка по поводу его лени, нежелания учиться, постоянного вранья, плохого поведения в школе, грубости и т.д. Часто расписываются в своём бессилии это изменить. В процессе консультирования выявляются истинные причины такого положения дел: дефекты воспитания, нарушение психологического климата в семье (формальные отношения, недостаток эмоционального тепла, отсутствие взаимопонимания), игнорирование потребностей ребёнка. Особо остро стоит проблема физического и психологического насилия в семье. Есть данные, свидетельствующие о том, что в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40-45 % случаев. Однако и в обычных семьях жестокость по отношению друг к другу и по отношению к детям также довольно частое явление – в 20 % семей. «Битые» дети часто «отыгрываются» на более слабых или, наоборот, бывают пассивными, забитыми. По нашим данным, 90% детей, состоящих на учете ОДН и ВШК, воспитываются в неблагополучных семьях. Возникает эффект «замкнутого круга», когда социальное неблагополучие семьи приводит к нарушениям детскородительских отношений, что приводит к проблемам поведения, обучения и развития детей. Возникающие проблемы с детьми усугубляют неблагополучие семьи. Важная задача психолога Центра гармонизировать детско-родительские отношения, это та зона, в которой психолог может работать и вносить изменения. 4. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для психического здоровья детей. Ребенок приходит в мир своих родителей, его семьи. И именно семья становится тем пространством, в котором существуют риски для ребенка, и в то же время семья может смягчать и компенсировать существующие поведенческие трудности. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят или не могут из-за занятости потратить время на то, чтобы быть с ними вместе. Если сравнить мнение родителей и детей по потребностям ребенка в семье, то можно увидеть, что родитель ориентирован на создание материальных благ, внешнее благополучие. Тогда как ребенок ориентирован на эмоциональную близость с родителем. 5. Самыми важными для маленького ребёнка людьми, авторитет которых неоспорим, являются его родители. Вера в маму и папу непоколебима. Ничто из сказанного родителями не поддаётся сомнению, дети не анализируют слова или поступки родителей, искренне принимая их за пример для подражания. Даже если родители не уделяют пристального внимания воспитанию детей, они все равно незаметно учатся у них самым важным вещам: отношению к жизни и другим людям, отношению к дому и труду, отношению к себе, любви и многому другому. Вместе с масштабными программами детьми перенимаются и более мелкие установки. Уже войдя в подростковый возраст, чадо начинает подвергать критике то, что ещё год назад принималось без условий. Дети же чувствительны и открыты, впитывая, как губка, информацию. Поэтому так важно самим родителям подвергать анализу каждое своё слово и поступок. Именно от установок родителей зависит, насколько сможет ребёнок быть гибким, как будет адаптироваться к действительности, сумеет ли удержаться на основополагающих взглядах и принципах. Родительские установки – это стереотипные правила поведения, которые выражаются в поступках, словах или жестах. В этом случае взрослые следуют готовым шаблонам, заложенным в них собственными родителями и отработанными в собственной жизни, без попытки анализа их эффективности и полезности. На родительские установки обычно влияют семейные ценности, социально-экономический статус родителей, условия жизни семьи и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

выступление

«Гармонизация детско-родительских отношений как профилактика социального неблагополучия детей и подростков» 1. Социализация личности осуществляется под воздействием различных факторов, среди которых ведущее значение имеет семья. Семья — главная защита ребенка, и ее материальное и духовное состояние оказывает существенное влияние на его развитие. Благодаря своему происхождению ребенок приобретает определенные социальные свойства, статус, отражающий его место в системе общественных отношений. Образовательный уровень родителей, их профессия и квалификация, материальные условия жизни и ряд других социальных свойств оказывают влияние на его судьбу. Семья определяет в значительной степени и субъективную сторону социализации ребенка, его взгляды и убеждения, правила поведения, иерархию ценностей. В семье ребенок получает первые представления о доброте, уважении других людей, здесь формируются основы характера, жизненные установки. Отношение родителей к другим людям, обществу воспринимается ребенком как норма поведения. В социально неблагополучных семьях возникают нарушения поведения, общения и развития детей. 2. Неблагополучие в семье, с которым мы постоянно сталкиваемся в своей практике, является, прежде всего, внутренним. Внешне такие семьи зачастую производят впечатление вполне благополучных (полные, без материальных и социальных проблем). В таких семьях обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушаются детско-родительские отношения и психологический климат, появляются «трудные» дети. Если вовремя не произошло психологического вмешательства с целью гармонизации детскородительских отношений, то мы можем столкнуться с побегами из дома, правонарушениями, агрессивным протестным поведением, либо депрессивным вплоть до суицида. В таких случаях четко выявляются причины социального неблагополучия ребенка. 3. Как правило, обращаясь к психологам в наш Центр, родители жалуются на ребёнка по поводу его лени, нежелания учиться, постоянного вранья, плохого поведения в школе, грубости и т.д. Часто расписываются в своём бессилии это изменить. В процессе консультирования выявляются истинные причины такого положения дел: дефекты воспитания, нарушение психологического климата в семье (формальные отношения, недостаток эмоционального тепла, отсутствие взаимопонимания), игнорирование потребностей ребёнка. Особо остро стоит проблема физического и психологического насилия в семье. Есть данные, свидетельствующие о том, что в семьях, откуда выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40-45 % случаев. Однако и в обычных семьях жестокость по отношению друг к другу и по отношению к детям также довольно частое явление – в 20 % семей. «Битые» дети часто «отыгрываются» на более слабых или, наоборот, бывают пассивными, забитыми. По нашим данным, 90% детей, состоящих на учете ОДН и ВШК, воспитываются в неблагополучных семьях. Возникает эффект «замкнутого круга», когда социальное неблагополучие семьи приводит к нарушениям детскородительских отношений, что приводит к проблемам поведения, обучения и развития детей. Возникающие проблемы с детьми усугубляют неблагополучие семьи. Важная задача психолога Центра гармонизировать детско-родительские отношения, это та зона, в которой психолог может работать и вносить изменения. 4. Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для психического здоровья детей. Ребенок приходит в мир своих родителей, его семьи. И именно семья становится тем пространством, в котором существуют риски для ребенка, и в то же время семья может смягчать и компенсировать существующие поведенческие трудности. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят или не могут из-за занятости потратить время на то, чтобы быть с ними вместе. Если сравнить мнение родителей и детей по потребностям ребенка в семье, то можно увидеть, что родитель ориентирован на создание материальных благ, внешнее благополучие. Тогда как ребенок ориентирован на эмоциональную близость с родителем. 5. Самыми важными для маленького ребёнка людьми, авторитет которых неоспорим, являются его родители. Вера в маму и папу непоколебима. Ничто из сказанного родителями не поддаётся сомнению, дети не анализируют слова или поступки родителей, искренне принимая их за пример для подражания. Даже если родители не уделяют пристального внимания воспитанию детей, они все равно незаметно учатся у них самым важным вещам: отношению к жизни и другим людям, отношению к дому и труду, отношению к себе, любви и многому другому. Вместе с масштабными программами детьми перенимаются и более мелкие установки. Уже войдя в подростковый возраст, чадо начинает подвергать критике то, что ещё год назад принималось без условий. Дети же чувствительны и открыты, впитывая, как губка, информацию. Поэтому так важно самим родителям подвергать анализу каждое своё слово и поступок. Именно от установок родителей зависит, насколько сможет ребёнок быть гибким, как будет адаптироваться к действительности, сумеет ли удержаться на основополагающих взглядах и принципах. Родительские установки – это стереотипные правила поведения, которые выражаются в поступках, словах или жестах. В этом случае взрослые следуют готовым шаблонам, заложенным в них собственными родителями и отработанными в собственной жизни, без попытки анализа их эффективности и полезности. На родительские установки обычно влияют семейные ценности, социально-экономический статус родителей, условия жизни семьи и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений

Занятие рекомендуется проводить в свободном от парт большом помещении (кабинете психолога или в другом месте), где есть свободное пространство для  игр и упражнений. Участники тренинга сидят в кр...

Методические рекомендации: «Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка. Советы психолога для гармонизации детско-родительских отношений»

Аннотация.В условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни всё очевиднее становится значение семейного воспитания. Ребенок растет в семье, и усваивает нормы человеческих отношений, впитывая ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".

Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работ...

«Активизация межведомственного взаимодействия администрации и социально-психологической службы ОУ в сфере гармонизации детско-родительских отношений»

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким...

«Гармонизация детско- родительских отношений «Мы вместе» Психологический тренинг

Методическая разработка предназначена педагогам- психологам, социальным педагогам. Методическая разработка поможет педагогу - психологу решить проблему «отцов и детей». Тренинговая форма п...