Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья "Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений".
статья по психологии на тему

Воскобойникова Ирина Алексеевна

Статья описывает, как важно положительное взаимоотношение родителей с детьми имеющими проблемы со здоровьем. Таким семьям очень важно взаимодействовать с психологами и вместе вести коррекционную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Вожовская средняя общеобразовательная школа имени С.М.Пузырева»

Тема РМО « Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья»

Тема сообщения:

«Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений»

                                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                                           Педагог-психолог

                                                                                                                           Воскобойникова                              

                                                                                                                           Ирина Алексеевна

        

с.Вожово, 2018г.

Игра как инструмент гармонизации детско-родительских отношений

В условиях модели инклюзивного образования непременным условием реализации принципа гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ является учет как многообразия индивидуальных качеств и особенностей ребенка, так и специфики социальной ситуации развития, которая представлена, прежде всего, семьей и образовательной организацией.

Современный подход в системе образования предполагает тесное взаимодействие психолога с семьей ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную систему, которая изначально обладает потенциальными возможностями и создает благоприятные условия для развития и воспитания ребенка.

Психологические исследования показали, что семейная атмосфера может оказывать как позитивное (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, В.В. Ткачева), так и негативное воздействие на развитие ребенка (В.Р. Никишина , 2004). Иными словами, значение семьи в становлении личности очень велико, а. значит, вести коррекционную работ исключительно с ребенком недостаточно. Проблемы адресной и дифференцированной помощи ребенку с нарушением в развитии, необходимо решать комплексно, взаимодействуя с семьей в целом через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию супружеских и детско-родительских отношений [3].

Среди факторов семейного воспитания, оказывающих влияние на становление личности детей, особенно имеющих особые потребности, современные отечественные исследователи (А.И. Варга, С.Д. Забрамная, А.И. Захаров, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Е.А. Стребелева, Э.Г. Эйдемиллер и др.) выделяют характер детско-родительских отношений, индивидуальные особенности родителей, родительские позиции, педагогическая компетентность родителей, воспитательные умения родителей. Появление

ребенка с ОВЗ, отмечают авторы, различным образом сказывается на статусе внутрисемейных отношений. Там, где общая проблема сплачивает родителей, укрепляет их взаимоотношения, высока вероятность гармоничной социализации ребенка. Однако, чаще всего, появление проблемного ребенка вызывает у родителей личностные переживания и психологические проблемы, которые нарушают процесс взаимодействия внутри семьи и с внешним миром [7].

Поэтому, все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

В ходе взаимодействия необходимо планировать коррекцию у родителей неэффективных показателей общения с ребенком: отношения – т.е. стиль общения, позиции – т.е. особенности понимания мотива своего поведения и родительские установки – т.е. когнитивное видение ребенка родителем.

Игра как средство нормализации детско-родительских отношений представляется одним из наиболее эффективных средств, так как, являясь ведущей деятельностью ребенка, она, тем не менее, остается достаточно результативным способом психологической помощи и коррекции в работе со взрослыми. Следовательно, при необходимости работы одновременно со взрослыми и детьми игротерапия является наиболее оптимальным выбором. Как в ходе тренингов, так и для самостоятельного использования родителям и детям предлагается широкий спектр игр направленный на нормализацию различных сторон детско-родительского взаимодействия.

Например, игра «Зеркало», где ребенок и взрослый по очереди выполняют роль зеркала, повторяя движения и мимику партнера, способствует эмоциональному осознанию своего поведения, снижению

напряжения, формированию умения подчиняться требованиям другого, вырабатывает произвольный контроль, помогает преодолеть неуверенность. Лучшему взаимопониманию и умению подстраиваться под другого способствует игра «Тень», в ходе которой родитель, исполняющий роль путника, под спокойную музыку идет через поле, лес и т.д., выполняя различные движения: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, остановиться и посмотреть из-под руки и т.д. Ребенок, исполняющий роль тени, следует на несколько шагов позади путника и старается как можно точнее повторить его движения. Затем участники меняются ролями, а по завершении игры предлагается обсудить, что чувствовали частники, что хотелось сделать а каждом этапе и т.п.

Создать атмосферу принятия и понимания, развить навыки общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу поможет «Игра без правил». В ходе этой игры родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы, добавляя к ней свое содержание. Например: «Мне нравится, что ты...», «Я думаю, что ты любишь...», «Я думаю, что ты не любишь...». Здесь важно, чтобы предпочтения и негативные оценки касались не только еды и одежды, но и чувств, ощущений – запахов, звуков и т.п. такой формат способствует созданию позитивного диалога, позволяет получить взаимную обратную связь от ребенка к родителю и наоборот.

Хорошо отображает чувства и проблемы семьи групповое рисование семейного портрета, причем использовать его можно как для диагностики проблем, так и для их коррекции.

Таким образом, проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и их влияние на психическое развитие детей приобретает в последние годы все большую актуальность, а игротерапия, являсь самым популярным средством психотерапевтического воздействия как на детей, так и на взрослых, позволяет эффективно использовать ее не

только как средство психологической коррекции, но и психической гармонизации и развития человека.

Как считает известный отечественный психолог М. Р. Битянова, игротерапия обладает неограниченными возможностями. Автор подчеркивает, что в игре « Можно творить себя, свои отношения с другими в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Каждый член семьи может сказать себе и другим: «Я играю роль» и позволить себе быть самим собой» [1, c. 8].

Список литературы

1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. — СПб. : Питер, 2002. - 304 с.

2. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 190с.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 240с.

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.

6. Руководство практического психолога: Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 176с.

7. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ-СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются  особенности  работы   Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ограниченными...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрываются особенности работы ЦПМПК по созданию целостной системы специализированной помощи детям с ОВЗ....

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

« ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ТМНР особая роль принадлежит педагогу-психологу. Говоря о работе педагогу-психологу, мы имеем в виду не просто псих...

Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...