Развитие учебно-познавательной деятельности
рабочая программа по психологии (5 класс)

Стефурак Светлана Владимировна

     Рабочая программа коррекционного обучения учащихся разработана с учетом диагностических данных детей и на основе адаптированной основной общеобразовательной  программы  для обучающихся с умственной отсталостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5k_5n.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»

(ГБОУ Школа № 281)

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344

тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43

E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/

ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП  7716696769/771601001

УТВЕРЖДЕНО                                                                           СОГЛАСОВАНО

Директор ГБОУ Школа №281                                              Старший методист

__________/  Катанский А.А. /                                             ГБОУ Школа №281

«___» __________2018 г.                                                       __________/ Коклягина И.А./    

                                                                                                    «___» __________2018 г.                                                                                                          

Рабочая программа

Развитие учебно – познавательной деятельности

Целевая аудитория:

учащиеся пятых классов с интеллектуальной недостаточностью

2018 – 2019 учебный год.

Педагог-психолог:

                                                                                                      Стефурак С.В.

       

                                         Москва 2018

Пояснительная записка

     Рабочая программа коррекционного обучения учащихся разработана с учетом диагностических данных детей и на основе адаптированной основной общеобразовательной  программы  для обучающихся с умственной отсталостью.

При разработке Рабочей программы были использованы следующие базовые программы:

  1. «Первый раз в пятый класс». Е.Г. Коблик.
  2. «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» Пазухина И.А.
  3. «Тропинка к своему Я» уроки психологии в начальной школе. Хухлаева О.В.
  4. «Хочу и могу!» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Плотникова Н.В.
  5. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В.
  6. Изучаем пространство. Сунцова А.В., Курдюкова С.В.

Характеристика учащихся класса с умственной отсталостью.

            В основе данной формы психического дизонтогенеза  лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, личности , потребностно – мотивированной сферы и пр. Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности.

Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и  обеспечивающий общий уровень интеллектуальности, т.е. когнетивных, речевых, моторных и социальных способностей.  

Цель:

Коррекция нарушений познавательной мотивации  посредством развития социально-личностной компетентности учащихся.

Задачи:

 - Развитие познавательной активности;

 -  Развивать произвольность и самоконтроль в поведении и деятельности;    

 -  Коррекция и развитие эмоционально – волевой и личностной сферы;

 - Формирование социальной коммуникации;

 - Формирование пространственно- временных представлений;

 - Формировать доброжелательные межличностные отношения;

 - Формирование социально – бытовых ориентиров;

 -  Воспитывать умение работать в группе, уважение к другим участникам.

Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю.

Форма проведения занятий – подгрупповая.

Продолжительность занятий – 40 минут.

Учебно-тематический план программы

Наименование  тем занятий

Всего часов

Форма контроля

1

Знакомство

1

Динамическое наблюдение

2

Диагностика

1

Диагностическое обследование

3

Тайна моего имени. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства;

Игра – Что находится справа от  меня? Освоение внешнего пространства.

1

Динамическое наблюдение

4

Мой внутренний мир. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства;

Игра – Что находится справа от  меня? Освоение внешнего пространства.

1

Динамическое наблюдение

5

Мы так похожи. Игра – Что находится справа от  меня? Освоение внешнего пространства;

 Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги.

1

Динамическое наблюдение

6

Мы такие разные. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства;

Игра -  Кто где стоит, что где лежит? Освоение внешнего пространств.

1

Динамическое наблюдение

7

Я и мои друзья. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства;

Игра – Что находится справа от  меня?  Освоение внешнего пространства.

1

Динамическое наблюдение

8

Я и мои родители

Игра – Диспетчер и самолет. Освоение внешнего пространства;

Игра – Всему своё время. Ориентировка во времени

Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги;

1

Динамическое наблюдение

9

Правила домашнего этикета.

Игра – Диспетчер и самолет. Освоение внешнего пространства;

 Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги.

1

Динамическое наблюдение

10

Я и моя школа.

Игра - Веселые картинки.  Освоение внешнего пространства;

Игра – Всему своё время. Ориентировка во времени.

1

Динамическое наблюдение

11

Права и обязанности школьника.

Игра – Диспетчер и самолет. Освоение внешнего пространства;

Игра – Всему своё время. Ориентировка во времени.

1

Динамическое наблюдение

12

Я и мои учителя.

 Игра - Веселые картинки.  Освоение внешнего пространства;

Игра – Время суток(1) Ориентировка во времени.

Игра – Дни недели, время года, месяцы. Ориентировка во времени.

1

Динамическое наблюдение

13

Встреча с Немогучкой.

Игра - Веселые картинки.  Освоение внешнего пространства;

Игра – Время суток(1) Ориентировка во времени.

Упр. Составление рассказа по серии картинок. Причинно – следственные отношения, последовательность.

1

Динамическое наблюдение

14

Моя будущая профессия.

Игра – Комплимент; Марионетки

Игра – Дни недели Ориентировка во времени. Последовательность. Ряд.

Игра – Белый ящик; Интервью; Ромашка;

Беседа – Моё будущее начинается сегодня.

Конструирование по схеме – Формирование лучшего понимания друг друга при совместной деятельности.

1

Динамическое наблюдение

15

Хочу вырасти здоровым человеком.

Задание – «Я психологом родился»

( модификация игры Я садовником родился)

Игра – Стихия. Развитие внимания, памяти.

Игра – Дни недели, время года, месяцы; дни недели. Ориентировка во времени.

Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги;

1

Динамическое наблюдение

16

Хочу вырасти воспитанным человеком.

И/ у. – «Волшебный цветок доброты»

Игровое упражнение – «Слуховые представления». Расширить возможности воображения ученика, попытаться научить мозг подчиняться собственным командам.

Беседа – «Как можно стать воспитанным человеком?»

Работа со сказкой. «Жила – была девочка…»(Слушание, обсуждение содержания и поступков героев сказки)

1

Диагностическое обследование

17

Что такое «свободный человек»?

И/у – «Скажи так, чтобы тебе поверили»; «Взгляд»

Игра «Толковый словарь» - антонимы

/решительный - нерешительный, энергичный – вялый, справедливый – несправедливый, напряженный – расслабленный, спокойный – суетливый/

Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе»

1

Диагностическое обследование

18

Что такое право на уважение? Игра – Дни недели, время года, месяцы. Ориентировка во времени. Упр. – Найди сходства и различия.  Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Конструирование и копирование узора. Ориентировка на горизонтальной плоскости.

1

Динамическое наблюдение

19

Нарушение прав других людей.

Упр. – «Заверши предложение».

 Игра – Определи время по часам. Упр. Расставь события по порядку. Причинно – следственные отношения, последовательность.

1

Динамическое наблюдение

20

Ссора и драка.

Упр. «Толковый словарь» /дружба, ссора, конфликт/. Упр. «Разыграй конфликт»

Работа со сказкой: Лети вверх, Соня

 Упр. – Найди сходства и различия.  Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Конструирование и копирование узора. Ориентировка на горизонтальной плоскости.

1

Динамическое наблюдение

21

Я умею управлять собой. Игра – Правильное зеркало/Неправильное зеркало. Ориентировка в пространстве. Упр. Конструирование и копирование узора. Ориентировка на горизонтальной плоскости.

1

Динамическое наблюдение

22

Я умею преодолевать трудности. Упр.-  Подбери общее понятие.  Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Копирование фигур с разворотом. Ориентировка на горизонтальной плоскости.

1

Динамическое наблюдение

23

Я умею слушать мнение других людей. Упр.  Подбери общее понятие.  Развитие интеллектуальных процессов.

Конструирование по схеме (коллективная работа)

1

Динамическое наблюдение

24

Что такое сотрудничество.

 Игра – Определи время по часам.

Упр. – «Сочиняем сказку».

 Упр. – Найди сходства и различия.  Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Копирование фигур. Ориентировка на горизонтальной плоскости.

1

Динамическое наблюдение

25

Что такое сотрудничество. Упр.-  Подбери общее понятие.  Развитие интеллектуальных процессов.

 Упр. Копирование фигур. Ориентировка на горизонтальной плоскости. Песочная терапия.

1

Динамическое наблюдение

26

Я учусь решать конфликты мирным путем. Игра – Правильное зеркало/Неправильное зеркало. Ориентировка в пространстве.

Конструирование по схеме (коллективная работа).

1

Динамическое наблюдение

27

«Я знаю, я умею, я могу»

Упр. – Встаньте все те, кто… Развитие наблюдательности, внимания.

Упр. – Тренинг поведения.

Песочная терапия.

1

Динамическое наблюдение

28

«Я знаю, я умею, я могу»

Подведение итогов за год.

1

Динамическое наблюдение

29

Диагностика

1

Динамическое наблюдение

ИТОГО

29

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данной программы ребенок сможет

 -  Повысить познавательную  активность;

 -  Развить произвольность и самоконтроль в поведении и деятельности;    

 -  Научить использовать в жизни представления об эмоциях, чувствах и настроениях;

 -  Сформировать навыки социальной коммуникации;

 - Научить ориентироваться в  пространственно- временных представлениях;

 - Развить социальные умения и  бытовые навыки;

 -  Сформировать уважение к другим участникам,    доброжелательные межличностные отношения, умение работать в группе;

 - Сформировать  произвольность и самоконтроль в поведении и деятельности.

 

Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы

  1. «Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе» Коблик Е.Г.-М.: «Генезис», 2003г.
  2.  «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» Пазухина И.А. – СПб.; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
  3. «Тропинка к своему Я» уроки психологии в начальной школе. Хухлаева О.В. – М.; Генезис, 2008.
  4. «Хочу и могу!» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Плотникова Н.В. – СПб.; Речь, 2011.
  5. Нейропсихологическа коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.
  6. Изучаем пространство. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. М.: Эксмо, 2010.
  7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие. Авт. Сост. Шалимова Г.А. – М.; АРКТИ, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Статья. Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности

Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности....

Рекомендации родителям по развитию учебно-познавательной деятельности ребёнка.

Рекомендации, упражнения  для  развития  учобно-познавательной деятельности  учащихся...

Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на матема...