Развитие учебно-познавательной деятельности
рабочая программа по психологии (5 класс)
Рабочая программа коррекционного обучения учащихся разработана с учетом диагностических данных детей и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5k_5n.docx | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 281»
(ГБОУ Школа № 281)
//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
ул. Радужная, д.7, г. Москва, 129344
тел./факс: 8(495) 471-28-55; 8(495) 471-54-43
E-mail: 281@edu.mos.ruhttp://sch281sv-new.mskobr.ru/
ОКПО – 30177061, ОГРН – 1117746676860, ИНН/КПП 7716696769/771601001
УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО
Директор ГБОУ Школа №281 Старший методист
__________/ Катанский А.А. / ГБОУ Школа №281
«___» __________2018 г. __________/ Коклягина И.А./
«___» __________2018 г.
Рабочая программа
Развитие учебно – познавательной деятельности
Целевая аудитория:
учащиеся пятых классов с интеллектуальной недостаточностью
2018 – 2019 учебный год.
Педагог-психолог:
Стефурак С.В.
Москва 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного обучения учащихся разработана с учетом диагностических данных детей и на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью.
При разработке Рабочей программы были использованы следующие базовые программы:
- «Первый раз в пятый класс». Е.Г. Коблик.
- «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» Пазухина И.А.
- «Тропинка к своему Я» уроки психологии в начальной школе. Хухлаева О.В.
- «Хочу и могу!» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Плотникова Н.В.
- Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В.
- Изучаем пространство. Сунцова А.В., Курдюкова С.В.
Характеристика учащихся класса с умственной отсталостью.
В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, личности , потребностно – мотивированной сферы и пр. Однако ведущая роль в структуре общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательной деятельности.
Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое, в первую очередь, характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающий общий уровень интеллектуальности, т.е. когнетивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Цель:
Коррекция нарушений познавательной мотивации посредством развития социально-личностной компетентности учащихся.
Задачи:
- Развитие познавательной активности;
- Развивать произвольность и самоконтроль в поведении и деятельности;
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой и личностной сферы;
- Формирование социальной коммуникации;
- Формирование пространственно- временных представлений;
- Формировать доброжелательные межличностные отношения;
- Формирование социально – бытовых ориентиров;
- Воспитывать умение работать в группе, уважение к другим участникам.
Периодичность проведения занятий – 1 раза в неделю.
Форма проведения занятий – подгрупповая.
Продолжительность занятий – 40 минут.
Учебно-тематический план программы
№ | Наименование тем занятий | Всего часов | Форма контроля |
1 | Знакомство | 1 | Динамическое наблюдение |
2 | Диагностика | 1 | Диагностическое обследование |
3 | Тайна моего имени. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства; Игра – Что находится справа от меня? Освоение внешнего пространства. | 1 | Динамическое наблюдение |
4 | Мой внутренний мир. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства; Игра – Что находится справа от меня? Освоение внешнего пространства. | 1 | Динамическое наблюдение |
5 | Мы так похожи. Игра – Что находится справа от меня? Освоение внешнего пространства; Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги. | 1 | Динамическое наблюдение |
6 | Мы такие разные. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства; Игра - Кто где стоит, что где лежит? Освоение внешнего пространств. | 1 | Динамическое наблюдение |
7 | Я и мои друзья. Игра – Путаница. Освоение телесного пространства; Игра – Что находится справа от меня? Освоение внешнего пространства. | 1 | Динамическое наблюдение |
8 | Я и мои родители Игра – Диспетчер и самолет. Освоение внешнего пространства; Игра – Всему своё время. Ориентировка во времени Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги; | 1 | Динамическое наблюдение |
9 | Правила домашнего этикета. Игра – Диспетчер и самолет. Освоение внешнего пространства; Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги. | 1 | Динамическое наблюдение |
10 | Я и моя школа. Игра - Веселые картинки. Освоение внешнего пространства; Игра – Всему своё время. Ориентировка во времени. | 1 | Динамическое наблюдение |
11 | Права и обязанности школьника. Игра – Диспетчер и самолет. Освоение внешнего пространства; Игра – Всему своё время. Ориентировка во времени. | 1 | Динамическое наблюдение |
12 | Я и мои учителя. Игра - Веселые картинки. Освоение внешнего пространства; Игра – Время суток(1) Ориентировка во времени. Игра – Дни недели, время года, месяцы. Ориентировка во времени. | 1 | Динамическое наблюдение |
13 | Встреча с Немогучкой. Игра - Веселые картинки. Освоение внешнего пространства; Игра – Время суток(1) Ориентировка во времени. Упр. Составление рассказа по серии картинок. Причинно – следственные отношения, последовательность. | 1 | Динамическое наблюдение |
14 | Моя будущая профессия. Игра – Комплимент; Марионетки Игра – Дни недели Ориентировка во времени. Последовательность. Ряд. Игра – Белый ящик; Интервью; Ромашка; Беседа – Моё будущее начинается сегодня. Конструирование по схеме – Формирование лучшего понимания друг друга при совместной деятельности. | 1 | Динамическое наблюдение |
15 | Хочу вырасти здоровым человеком. Задание – «Я психологом родился» ( модификация игры Я садовником родился) Игра – Стихия. Развитие внимания, памяти. Игра – Дни недели, время года, месяцы; дни недели. Ориентировка во времени. Упр. Графический диктант. Ориентировка на листке бумаги; | 1 | Динамическое наблюдение |
16 | Хочу вырасти воспитанным человеком. И/ у. – «Волшебный цветок доброты» Игровое упражнение – «Слуховые представления». Расширить возможности воображения ученика, попытаться научить мозг подчиняться собственным командам. Беседа – «Как можно стать воспитанным человеком?» Работа со сказкой. «Жила – была девочка…»(Слушание, обсуждение содержания и поступков героев сказки) | 1 | Диагностическое обследование |
17 | Что такое «свободный человек»? И/у – «Скажи так, чтобы тебе поверили»; «Взгляд» Игра «Толковый словарь» - антонимы /решительный - нерешительный, энергичный – вялый, справедливый – несправедливый, напряженный – расслабленный, спокойный – суетливый/ Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе» | 1 | Диагностическое обследование |
18 | Что такое право на уважение? Игра – Дни недели, время года, месяцы. Ориентировка во времени. Упр. – Найди сходства и различия. Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Конструирование и копирование узора. Ориентировка на горизонтальной плоскости. | 1 | Динамическое наблюдение |
19 | Нарушение прав других людей. Упр. – «Заверши предложение». Игра – Определи время по часам. Упр. Расставь события по порядку. Причинно – следственные отношения, последовательность. | 1 | Динамическое наблюдение |
20 | Ссора и драка. Упр. «Толковый словарь» /дружба, ссора, конфликт/. Упр. «Разыграй конфликт» Работа со сказкой: Лети вверх, Соня Упр. – Найди сходства и различия. Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Конструирование и копирование узора. Ориентировка на горизонтальной плоскости. | 1 | Динамическое наблюдение |
21 | Я умею управлять собой. Игра – Правильное зеркало/Неправильное зеркало. Ориентировка в пространстве. Упр. Конструирование и копирование узора. Ориентировка на горизонтальной плоскости. | 1 | Динамическое наблюдение |
22 | Я умею преодолевать трудности. Упр.- Подбери общее понятие. Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Копирование фигур с разворотом. Ориентировка на горизонтальной плоскости. | 1 | Динамическое наблюдение |
23 | Я умею слушать мнение других людей. Упр. Подбери общее понятие. Развитие интеллектуальных процессов. Конструирование по схеме (коллективная работа) | 1 | Динамическое наблюдение |
24 | Что такое сотрудничество. Игра – Определи время по часам. Упр. – «Сочиняем сказку». Упр. – Найди сходства и различия. Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Копирование фигур. Ориентировка на горизонтальной плоскости. | 1 | Динамическое наблюдение |
25 | Что такое сотрудничество. Упр.- Подбери общее понятие. Развитие интеллектуальных процессов. Упр. Копирование фигур. Ориентировка на горизонтальной плоскости. Песочная терапия. | 1 | Динамическое наблюдение |
26 | Я учусь решать конфликты мирным путем. Игра – Правильное зеркало/Неправильное зеркало. Ориентировка в пространстве. Конструирование по схеме (коллективная работа). | 1 | Динамическое наблюдение |
27 | «Я знаю, я умею, я могу» Упр. – Встаньте все те, кто… Развитие наблюдательности, внимания. Упр. – Тренинг поведения. Песочная терапия. | 1 | Динамическое наблюдение |
28 | «Я знаю, я умею, я могу» Подведение итогов за год. | 1 | Динамическое наблюдение |
29 | Диагностика | 1 | Динамическое наблюдение |
ИТОГО | 29 |
Ожидаемые результаты
При условии успешной реализации данной программы ребенок сможет
- Повысить познавательную активность;
- Развить произвольность и самоконтроль в поведении и деятельности;
- Научить использовать в жизни представления об эмоциях, чувствах и настроениях;
- Сформировать навыки социальной коммуникации;
- Научить ориентироваться в пространственно- временных представлениях;
- Развить социальные умения и бытовые навыки;
- Сформировать уважение к другим участникам, доброжелательные межличностные отношения, умение работать в группе;
- Сформировать произвольность и самоконтроль в поведении и деятельности.
Учебно-методическое обеспечение и дидактические материалы
- «Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе» Коблик Е.Г.-М.: «Генезис», 2003г.
- «Давай познакомимся. Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников» Пазухина И.А. – СПб.; «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.
- «Тропинка к своему Я» уроки психологии в начальной школе. Хухлаева О.В. – М.; Генезис, 2008.
- «Хочу и могу!» Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке. Плотникова Н.В. – СПб.; Речь, 2011.
- Нейропсихологическа коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Семенович А.В. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.
- Изучаем пространство. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. М.: Эксмо, 2010.
- Психодиагностика эмоциональной сферы личности. Практическое пособие. Авт. Сост. Шалимова Г.А. – М.; АРКТИ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Координация регулирования благоприятных психолого-педагогических условий для развития учебно-познавательной деятельности учащихся
Доклад на областном семинаре....
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Статья. Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности
Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности....
Рекомендации родителям по развитию учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Рекомендации, упражнения для развития учобно-познавательной деятельности учащихся...
«Развитие учебно-познавательного интереса обучающихся через организацию практической деятельности»
Из опыта работы...
Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции
Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на матема...