Логотерапия в психологической работе с обучащимися с ОВЗ
статья по психологии (11 класс)

Петухов Дмитрий Юрьевич

Смысл как ключ к месту в Мире для обучающихся с ОВЗ.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_logoterapiya.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Статься на тему:

 Логотерапия в психологической работе с учащимися с ОВЗ

            Психологическая работа со студентами с ОВЗ, имеющими различные соматические, психические и ментальные нарушения, общие нарушения развития, как известно, незаменима в учебном заведении. Важной задачей является не только профессиональное обучение, но и прежде, всего социализация и психологическая адаптивность учащихся с ОВЗ. Им постоянно требуется психологическая помощь в обучении и личной компетенции, психологическое сопровождение и психологическая адаптация, как создание комфортной среды.  Каждый психолог подбирает свой инструментарий работы с такими учащимися в направлении групповой терапии, индивидуального консультирования.

         Логотерапия, как учение о поиске смысла и ценностей для человека и самим человеком, может стать хорошим подспорьем для  нахождения своего уникального места в этом Мире и смысла для тех, кто действительно ограничен возможностями здоровья и не могут по сравнению с условно здоровыми людьми возможностей для реализации в обществе.

        Логотерапия – может применяться  не только в отношении людей, скажем так, интеллектуально возвышенных или психологически подкованных, умеющих «думать».  Думать и размышлять на своём уровне могут и люди с ограниченными возможностями, ничуть не хуже, а иногда и лучше тех, кто в норме.  С помощью умелой речи психолога или логотерапевта  можно помочь найти путь и нить любого понимания, применяя методы логотерапии к конкретным задачам и личностному миру именно таких  студентов.

         В данной статье мы попытаемся рассказать о логотерапии: вкратце – история возникновения, основные подходы.

         Психоанализ и индивидуальная психология не  могли полностью ответить на требования текущего момента по причине их детерминистского подхода, который утверждает, что все события внутренней жизни человека строго определены  внешними по отношению к психическому миру, причинами: социальными отношениями и биологическими особенностями, полученными при рождении.  В этой ситуации вернуть  человеку смысл существования ориентируясь на внешние детерминанты, было очень трудно, потому, что внешние ценности - патриотизм, национальная гордость, официальная религиозность утратили свою значимость.  Отсутствовало пространство свободы человеческого существования от внешнего мира.   Отсутствовал источник субъективной   личной  независимой, а не определяемыми внешними обстоятельствами, активности человека, который бы определял и придавал  личный  жизненный смысл.

        На этот вопрос, как кажется,  наиболее достойным образом ответил Виктор Франкл, он постулировал свободу воли.  Источником  которой, является воля к смыслу и,  что  вместе, это дает тот самый личный смысл жизни отдельного человека, который не могли предложить другие современные школы психотерапевтической мысли.

       Теоретические основы логотерапии  Франкл почерпнул у экзистенциальной философии, бурно развивавшейся в то время, во многом в «Учении о смысле»  и трех категориях ценностей  Макса Шелера. Далее - разработал технику «парадоксальной интенции», возможно, одной из причин (идей) этому была практика работы с суицидами.

        Ко времени аншлюса  Австрии с Нацисткой Германий   метод логотерапии вызрел и был уже вполне сформирован. Но в это время у В. Франкла,  как  и у всех остальных австрийских евреев начались совсем другие проблемы, проблемы выживания в нацистском государстве,  где его нация была  объявлена  причиной всех мировых  проблем, бедствий и к тому же неполноценной, не имеющий право на своё существование.  У Виктора  Франкла была возможность уехать,  но он этого не сделал, не желая оставлять своих родителей. После чего, он  всей семьей был помещен в концентрационный лагерь.  В концентрационных лагерях  он находился с сентября 1942 по апрель 1945, потеряв всю семью: отца,  мать и молодую жену. О пребывании в концлагере  он написал  после освобождения книгу: «Скажи жизни да».

       Создатель логотерапии Виктор Франкл на своем личном примере подтвердил силу своего учения, выжив  в самых нечеловеческих условиях, продолжая работать даже там над теорией логотерапии, сохранив свое человеческое достоинство, не пойдя на сделку с совестью и не покривив душой.

        В своей антропологической модели Франкл (под влиянием  Шелера и Гартмана) рассматривает человека как существо имеющего свободу, обладающего ответственностью  и имеющего духовное измерение, называемое «ноэтическим» (от древне греческого  - «ноос» - разум, дух).

        Франкл представлял человека в единстве трех ортогональных измерений: соматического, психического и ноэтического.

C:\Users\D\Desktop\МИТИНО\Логотерапия\3 измерения.png

   1. Соматическое измерение - детерминируется стремлением к сохранению гомеостаза, с ним  связано все материальное в человеке (здоровье тела, потребности в еде, питье, сне, дыхании, сохранении температурного баланса и т.п.).

  2. Психическое  измерение - детерминируется «принципом удовольствия» (З.Фрейд). С ним связаны ощущения своей витальной силы, получение удовольствия и отсутствие напряжения. Выражается в психодинамических влечениях, настроениях эмоциях, аффектах.

  3. Ноэтическое измерение – человек  переживает его как свою внутреннюю духовную силу  и  одновременно как источник мотивации – стремления к смыслу. Это стремление относится к глубочайшей внутренней сущности человека, к тому что, то отличает его от животного.   В этом измерении можно говорить о способности человека  любить, о его свободе выбора, о его креативности, интуиции, вдохновении, идеях, идеалах, юморе, совести, ответственности, жизненных ценностях. И ещё о таком качестве человека,  которое Франкл называет «упрямство духа».

                                           Обладают:

       

Растения, животные, люди  -  тело.

                 Животные, люди  -  тело, психика.

                                    Люди  -  тело, психика, дух.

                                                                                                                   (Схема Э. Лукас)

 

             В плоскости психическо-соматического человек не свободен,   он определяется и ограничивается законами материального мира,  законами психофизиологии  и социального общества.  Но есть третье, сугубо человеческое  измерение. Человек вступает в сферу ноэтического, в противостояние телесным и психическим феноменам. Он становится способным занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к самому себе.

          Позволяют быть свободным  человеку две его фундаментальные способности -  к самотрансценденции  (выходу за пределы себя, направлению себя на, что-то существующее вне себя) и к самоотстранению  (принятию позиции по отношении к внешним ситуациям и к самому себе, человек имеет возможность подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны).   Вы не можете изменить обстоятельства, но никто вас не заставит изменить к ним свое отношение.

         Конфликт между  психофизическим и стремлением к смыслу  преодолевается с помощью силы, которую Франкл назвал - упрямство человеческого духа (эта та сила, что привела Джордано Бруно на костер, а Галилея заставляла произнести: «А все же она вертится!»). Духовность проявляться только через человека, через психику во взаимосвязи с телесностью, через поступки человека.

         Когда мы говорим о низведении человека до психофизического мы,  мы сводим духовные феномены к психическим феноменам.   Как визуальную метафору мы можем представить проекцию объемной трехмерной фигуры на плоскость. Свойства проекции весьма далеки от свойств самой фигуры. В результате  могут возникнуть искаженные образы человека. Это:

    1. Пандетерминизм - тот, кто отрицает духовную свободу человека, должен вследствие этого признать, что человек полностью во власти судьбы.    Что ведет к нигилизму, неверию в себя.

     2. Психологизм –  если не принимать во внимание возможность человека к экзистенции,  видит в качестве модели человека, только уязвимый психический аппарат.  

      3. Редукционизм -  тот, кто недооценивает ориентацию человека на смысл, рискует трактовать каждый мотив как (скрытую) потребность в удовлетворении влечении.

Это низведение человека до роли животного. Смысл жизни по Франклу в реализации ценностей.

     4. Коллективизм – игнорирование личности каждого (неповторимой индивидуальности),  начало  оценивания личности  только по типу характера.

     Франкл  считал, что, когда дело доходит до оценки человеческих поступков, коллективизм приводит к нелепым заблуждениям. Вместо личной ответственности формируются конформизм (как все) и уважение к социальным нормам.

     Человек уникален. Если я двух пациентов лечу одним и тем же способом, как минимум одного пациента  я лечу неправильно, - говорит Виктор Франкл.

     Быть человеком -  это значит не только не походить на других, но также уметь становиться непохожим на себя, т. е. уметь изменяться.

     Находясь во власти судьбы, что человек может изменить? Он может найти  смыл  ситуации, в которой он находится, найти смысл событий, найти смысл жизни.  Когда необходимо найти смысл  чего-либо, надо придать этому ценность.  Мы говорим о ценностях,  что это? Ценности - смысловые универсалии, является результатом обобщения типичных ситуаций в истории общества. То есть универсальные способы решения, наработанные человечеством для решения  проблемы  смысла и судьбы.  

Есть 3 группы ценностей:

  1. ценности творчества - основной путь реализации – это  труд
  2. ценности переживания  - это любовь во всех её проявлениях с богатым многообразием   смысловых потенциалов.
  3. ценности отношения  – при любых обстоятельствах человек может занять осмысленную позицию по отношению к этим обстоятельствам  и придать своему страданию глубокий жизненный смысл, в ситуации, которая может казаться  или даже являться безысходной.

      Смысл каждой ситуации индивидуален, неповторим  и  уникален.

      Задачей логотерапии является расширение возможности видеть весь спектр потенциальных смыслов, которая может содержать любая ситуация. Не человек ставит вопрос  о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, другими словами человек не изобретает смысл, а находит в объективной действительности. Правильно ставить вопрос не о смысле жизни вообще, а конкретном смысле жизни в данный момент.

      Найдя смысл, человек  несет ответственность за осуществление этого уникального смысла. Человеку необходимо принять решение, желает ли он  или нет осуществлять смысл в данной ситуации.  

      В итоге, стремиться к осмысленному существованию помогает такое человеческое качество  - как  «упрямство духа».

      Мое понимание этого качества  во многом отражено в стихах немецкого поэта.

«Не падай духом, не сдавайся,

Не уступай удачи никому, будь выше завести.

Довольствуйся собой, страданьем это не считай,

Когда внезапно счастье, место, время вдруг отвернуться от тебя.

Проделав долгий  Путь вернись в Себя.

Кто сотворил  Себя и кто  Собой владеет,

Тому открыт весь Мир и все ему подвластно»

Пауль Флеминг (1609-1640).

Перевод  И. Джамбаловой.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей, обучающихся в классах СКК.

В последние десятилетия в большинстве стран мира, в том числе и в нашей стране, увеличивается число детей, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Последние исследования ...

Психологические игры для обучающихся в начальной школе

Занятия на развитие психических процессов для начальной школы...

Доклад на тему: "Преодоление психологической интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе" с использованием ИКТ и модульного обучения

Цель работы: познакомить с приемами преодоления психологический интерференции у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, направленными на формирование познавательных действий в процессе уроков...

Психологические аспекты подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА (ОГЭ)

В данной статье рассматривается психологический аспект в системе подготовки обучающихся к ГИА и трудности, возникающие при реализации образовательного процесса как у учащимися, так и у других участник...

" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...

Секреты памяти. Психологическое занятие для обучающихся средних и старших классов.

Психологическое занятие по теме "Психические процессы. Память." для обучающихся средних и старших классов....