портфолио педагога-психолога
материал по психологии

Климова Лариса Викторовна

3.2. Использование психолого-педагогических  технологий

Cегодня слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе  данный термин либо совсем не рассматривается  содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного  психолога состоит в том, что он должен владеть  различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: Психолого-педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием психолого-педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению и воспитанию за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Большое распространение в современной педагогике  и психологии получили тренинги, деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon портфолио педагога-психолога 342 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Раздел 1. Общие сведения о педагоге ………………………………………….......3

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности………………………………5

  1. Организационная работа ………………………………………….......7
  2. Диагностическая работа ………………………………………………8
  3. Коррекционно-развивающая работа ……………………………......17
  4. Консультативно-просветительская работа …………………………21
  5. Психопрофилактическая работа……………………………………..25
  6. Работа педагога-психолога в условиях введения ФГОС НОО…….26

Раздел 3. Учебно-методическая и научно-методическая деятельность…….......28

    3.1.  Коррекционно-развивающие программы…………………………….28

    3.2.  Использование психолого-педагогических технологий…………….32

    3.3.  Самообразование………………………………………………………35

    3.4.  Проведение массовых мероприятий………………………………….39

Раздел 4.  Учебно-материальная база……………………………………………..39

          4.1.  Кабинет педагога-психолога…………………………………………..39

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

1. Климова Лариса Викторовна

2. Дата рождения:      25.10.1974 г.

3.  Образование: высшее

 - Восточно – Сибирская Государственная  Академия Культуры и Искусств

(присвоена квалификация Менеджер социо-культурной деятельности, специализация социальный педагог - 2000 г.)

- Бурятский Республиканский Институт Образования и Политики ( курсы

профессиональной  переподготовки на кафедре «Педагогика и Психология»- 2013 г.)

4. Общий трудовой стаж: 17 лет (с 23.09.2000 г.)

5. Стаж педагогической работы:  4 года 10 месяцев  (с 04.03.2013 г)

6. Стаж работы в данной должности:   4 года 10 месяцев  (с 04.03.2013 г)

7. Квалификационная категория – категории нет

8. Повышение квалификации

- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» 17.08.14-17.11.14 г. по дополнительной профессиональной программе для специалиста сопровождения «Организация инклюзивного образования детей – инвалидов с ОВЗ в общеобразовательных организациях» . Защищена итоговая работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы»- объем 72 часа.

9. Информация о наградах

№ п/п

Название награды

Год присвоения

1

Финалист Всероссийского профессионального

конкурса «ПСИХОЛОГИЯ ХХI » - сертификат № 14 (Санкт-Петербург)

2014 г

2

Диплом лауреата всероссийского профессионального конкурса «ПСИХОЛОГИЯ ХХI » - лучший исследовательский проект в области психологии на тему «Особенности эгоцентризма у интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста» (Санкт-Петербург)

 2014 г.

3

 Почетная Грамота «За творческий подход к воспитанию

учащихся»- от администрации муниципального

образования городского поселения «Каменское» Республики Бурятия

       2014 г.

4

Почетная Грамота «За добросовестный труд в деле воспитания подрастающего поколения »- от администрации муниципального образования городского поселения «Каменское» Республики Бурятия

2015 г.

5

 Сертификат участника открытого всероссийского конкурса на лучшую статью по педагогике и психологии «Дидактика - 2013» - № 0136 – ЖК от 26.10.2013 г.- Москва

2013 г

6

Сертификат участника открытого всероссийского конкурса на лучшую статью по педагогике и психологии «Дидактика - 2014» - № 0173 – АК от 12.02.2014 г.- Москва

2014 г

7

Сертификат участника II Международной дистанционной научно-практической конференции для педагогов «Педагогический поиск – 2014 » № 087 РК  от 17.02.2014 г. - Москва

2014 г.

8

Куратор в организации и проведении релакс. конкурса:

За победу во Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Цветочная клумба» Диплом победителя III степени № D0497-0322034 ученицы 5 а класса Климовой Русланы- куратор Климова Лариса Викторовна   АНО ДО «Центр РМИ» 20.12.2013 г. Самара

2013 г.

9

Диплом участника «Победного марша культуры», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной  Войне - от администрации муниципального образования городского поселения «Каменское», МАУ «Комитет по делам молодежи, культуре и спорту» Республики Бурятия

2015 г.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

         Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Одним из главных направлений образовательного процесса в  школе является психолого-педагогическое сопровождение  учащихся .

Поэтому целью психологического сопровождения является:

- Способствование созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса;

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Повышение мотивационной сферы и качества знаний учащихся;

 - Установление и укрепление межличностных и межнациональных отношений;

Задачи:
- Выявление закономерностей, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса; 
- Своевременное выявление учащихся, нуждающихся в психологической помощи и предупреждение возможных трудностей в личностном развитии детей (Сопровождение образовательного процесса – диагностический минимум, коррекционно-развивающая работа, консультирование); 
- Создание и поддержание психологического климата в коллективе, развитие психолого-педагогического компетентности педагогов; 
- Создание условий для развития самосознания, самоопределения личности, формирования подрастающего поколения в рамках психолого-педагогического сопровождения воспитательной системы школы «Воспитание как становление гражданина, человека культуры»;

 -Развитие творческих, коммуникативных способностей;
- Активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка; 
Создание и поддержание условий для обучения психогигиеническим навыкам поведения детей «группы риска», и становление их как социально – компетентных  людей.

 Работа педагога-психолога в образовательном учреждении  осуществляется по следующим  направлениям:

-  охрана жизни и здоровья детей,  профилактика правонарушений;

-  психолого – педагогическое  сопровождение учащихся ;

-  работа с педагогическим коллективом

-  проведение индивидуальных консультаций;

-  просветительская работа

-  работа с родителями.

-  индивидуальные и групповые  консультации (по запросу и результатам диагностик)

- работа по психопросвещению  ( выступления на родительских собраниях).

-организационно-методическая работа (планирование деятельности;

- анализ деятельности;

-анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;

-разработки развивающих и коррекционных программ; 

-участие в научно-практических конференциях и семинарах; 

-посещение совещаний, методических объединений;

-знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и  педагогики,  подготовка бланков, наглядного стимульного  материала).

А основными направлениями деятельности педагога-психолога является:

  1. Организационная работа
  2. Диагностическая работа
  3. Психопрофилактическая работа
  4. Консультативно-просветительская работа
  5. Коррекционно-развивающая работа
  6. Работа педагога-психолога в условиях введения ФГОС НОО

2.1. Организационная работа

Организационная работа педагога-психолога  состоит из:

-подготовка бланков, наглядного, стимульного, игрового материала к коррекционно-развивающим занятиям;

- подготовка к индивидуальной и групповой работе;

- обработка тестов, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации;

- составление отчетов по исследованиям;

-организационно-методическая работа;

- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария;

- разработка развивающих и коррекционных программ;

- посещение совещаний , методических объединений;

-знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и педагогики.

- подготовка к работе кабинета педагога-психолога,

                                             

                                       

                                  2.2. Диагностическая  работа

Диагностическая работа педагога-психолога направлена на отслеживание и выявление особенностей психологического развития ребенка, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровню развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам и требованиям общества.

В ходе диагностической  работы ведется:

- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся, определение проблемы, выбор метода исследования;

- проводится диагностическое обследование;

-формулируются заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника

Одним из ведущих направлений  в диагностической работе является школьная психодиагностика. Психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета школьника, для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям  школы.

Психологическая диагностика

Включает в себя  индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к переходу в среднее звено в школе. Диагностика самооценки, психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня психологической комфортности в  условиях образовательной среды.

С целью изучения состояния психического здоровья учащихся, а также для выявления особенностей развития тех или иных психических процессов учащихся, одним из направлений в работе является  диагностика.

  Психологическая диагностика направлена на:

  •  Исследование адаптации учеников 1, 5 классов;
  •  Исследование уровня тревожности;
  • Исследование уровня учебной мотивации;
  •  Исследование сформированности внутренней позиции     школьника;
  • Анкетирование выпускников школы о профориентационном самоопределении;
  • Исследование психомоторики и сенсорных процессов;
  • Исследования  по запросам.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды

- Диагностика учащихся 1-х, 5-х классов (адаптация к новым условиям обучения).

Результат адаптационного периода в 2015-2016, 2016-2017 учебном году. Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся  1-х, 5-х классов.

2015-2016

класс

всего учеников

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

дезадаптация

26

24

1

1-дом.обуч

0

28

18

9

1-дом.обуч

0

2016-2017

класс

всего учеников

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

дезадаптация

28

25

2

0

0

28

23

5

0

0

28

22

6

0

0

2015-2016

класс

всего учеников

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

дезадаптация

5 а

23

8

13

2

0

5 б

28

18

8

1

0

2016-2017

класс

всего учеников

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

дезадаптация

5 а

26

23

3

0

0

5 б

23

15

8

0

0

5  в

23

21

2

0

0

В ходе мониторинга за 2015-2016, 2016-2017 учебный год при анкетировании 1-х, 5-х классов было выявлено, что трудности в адаптации практически одинаковы, проблемы похожие. Такие как, что у некоторых учащихся иногда возникают определенные трудности в учебе, а именно трудности при пересказе параграфов,  в освоении нового материала на уроке,  в самоорганизации на уроке. У пятиклассников отмечаются  трудности  в привыкании к новому составу учителей. В 1-х,5-х классах отмечены положительные результаты в коррекции развития, адаптации обучающихся после проведения  групповых коррекционных занятий направленных на снижение тревожности , повышению самооценки и обретению уверенности в себе. А также  занятия направленные на повышение учебной мотивации и установлению межличностных отношений. Отмечены положительные результаты коррекционной работы в стабилизации эмоционального состояния, в повышении показателей познавательной сферы учеников, улучшению психологического климата в классах.

Основные проблемы адаптации учащихся:

-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;

-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности - «школа»;

Также  ежегодно изучается   готовность к переходу в среднее звено учеников 4-х классов. Изучаются  коммуникативные, личностные, регуляционные навыки, познавательные параметры

2015-2016

Уровень готовности перехода в среднее звено

Всего учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4 а

18

8

8

2

4 б

24

1

16

7

4 в

18

2

9

7

2016-2017

Уровень готовности перехода в среднее звено

Всего учеников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

4 а

22

20

2

0

4 б

25

24

1

4 в

26

23

3

У учеников с высоким уровнем школьной мотивации  отмечается учебная активность. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

У детей со средним уровнем школьной мотивации отмечается  успешность  с учебной деятельностью. А также отмечается  положительное отношение к школе. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе.

 У детей с низкой школьной мотивацией отмечается нежелание  посещать школу, они  предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. После проведения коррекционно-развивающих занятий отмечается положительная динамика в повышении учебной мотивации, в снижении эмоционального напряжения. Учителям, которые  преподают  в 5- х  классах, даны рекомендации  обратить внимание на   учеников со  сниженной учебной мотивацией. Подбирать методы работы учитывающие особенности этих учеников.

А будущему классному  руководителю в 5 классе рекомендовано запланировать внеклассные мероприятия (с привлечением учителей предметников ведущие в этом классе) которые помогут сформировать  положительное отношение к школе, к классу, учителям.

Школьная прикладная психодиагностика. В процессе диагностики 7-х, 8-х классов проводится  тестирование на предмет определения выбора профессиональной сферы учащихся

2015-2016

п/п

Название профессиональной деятельности

24 ученика

23 ученика

18 учеников

22 ученика

22 ученика

28 учеников

1

Человек-знак

1

2

3

1

3

4

2

Человек - техника

5

8

3

6

9

9

3

Человек – природа

6

4

5

1

3

6

4

Человек – художественный образ

4

2

3

2

2

1

5

Человек - человек

8

7

4

12

5

8

2016-2017

п/п

Название профессиональной деятельности

21 ученика

19 ученика

23 ученика

24 ученика

22 учеников

1

Человек-знак

3

3

3

2

3

2

Человек - техника

5

6

7

7

10

3

Человек – природа

7

3

1

5

5

4

Человек – художественный образ

1

1

1

3

1

5

Человек - человек

5

6

11

6

3

Как мы видим предпочтения и интересы у учеников меняются. Современное общество не стоит на месте, вместе с прогрессом меняются и профессии. С учениками проводится профориентационная работа с привлечением специалистов из центра психологической поддержки.

В течении учебного года педагогом-психологом проводятся  мероприятия направленные на непрерывное психологическое сопровождение учащихся методами диагностик, групповых тренингов, индивидуальных консультаций.

 Таким образом  примененяются следующие диагностики в каждом  классе  среднего звена 5-8:

- Изучение учебной мотивации (Лусканова)

- Изучение учебной мотивации (Гинзбург)

-Изучение личной тревожности (Спилберг)

-Тест тревожность «Кондаш»

-Тест выявление уровня агрессии «Басса-Дарки»

-Тест «Домики» (Орехова)

-Изучение мотивационно-потребностной сферы (Галеева)

-Дом, дерево, человек (проективный тест. Эмоции)

- Моя семья (проективный тест. Эмоции)

- Три дерева (проективный тест. Эмоции)

- Изучение психологического климата в классе

- Социметрия

- Тесты измеряющие внимание, память

- Несуществующее животное (проективный тест. Эмоции)

- Слон (проективный тест. Эмоции)

- Психологическая комфортность (тест) 5-11 классы

- Профориентирование (тест Е.Климова)

- Посещение уроков

 А также в каждом классе проводятся  групповые занятия:

- Обретение уверенности в себе. Изучение своего внутреннего мира.

- Установление межличностных отношений. Снижение ригидности . Обучение гибкости в отношениях, повышение эмпатии.

- Снижение эмоционального напряжения (релакс. рисование)

- Работа с параметрами познавательной деятельности. Тренировка внимания, памяти.

- Способы регуляции своего поведения и настроения

- Профилактика суицидального поведения

 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». 

        Проводится  коррекционная работа с выявленными учащимися гр. «риска» школы . В эту группу входят ученики с проблемами в учебной деятельности, имеющие отклонения в поведении, склонностью к прогулам, повышенной агрессией, эмоциональной возбудимостью, не соблюдению правил норм общественного поведения, повышенной тревожностью.

       Основными факторами повышенной тревожности являются - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; переживание социального стресса. Коррекционные занятия  на снижение эмоционального напряжения дали заметный  результат.

-Ведется совместный банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании с социальным педагогом. ( карта с данными)

-В течение года проводится диагностика эмоциональной  сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет и ОДН, коррекционно-развивающие занятия.

-Согласно плану и экстренно (по запросам) проводятся индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

-Проводятся психологические тренинги по нормализации психологического климата в проблемных классах.

- Ведется журнал учета коррекционных занятий с детьми группы риска

- Заведена папка «Работа с детьми группы риска», где хранятся отчеты и психологические заключения на детей группы риска.

- 5-8 классах проводится непрерывное  изучение уровня тревожности, это позволяет спланировать и провести профилактическую работу с детьми, имеющими те или иные проблемы. В том числе, определиться с выбором методов воздействия и коррекционной работы.

После диагностических мероприятий вся аналитическая информация предоставляется классным руководителям, администрации, для целесообразной организации учебно-воспитательного процесса.       

Данные психодиагностических исследований  используются  для проведения педсоветов, семинаров с учителями,  психолого-педагогических консилиумов, родительских собраний,  с помощью методов психодиагностики возможно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью, ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей, определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!

2.3.        Коррекционно-развивающая работа

Один из наиболее сложных и ответственных видов деятельности  педагога-психолога – психологическая коррекция. Психолого-педагогическая коррекция – профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье. Обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей. В ходе данной работы:

- разрабатываются  развивающие программы для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

- выявляются психологические особенности ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

- предупреждаются возможные осложнения в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Работа по психолого-педагогической коррекции строится на принципах:

- единство коррекции и развития,  это значит, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка;

- единство возрастного и индивидуального в развитии;

- единство диагностики и коррекции развития, которое  отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Коррекция и развитие взаимообусловлены, эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы;

– деятельностный принцип осуществления коррекции, который определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности;

– подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы;

- принцип коррекции "сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С.Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;

- принцип системности развития психологической деятельности, который задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и неравномерность их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые профилактические меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.

Психолого-педагогическая коррекция строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы желательно не ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи  специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.

  По запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с  детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении. 

В 2015- 2016, 2016-2017  уч. г для учеников коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:

1. Диагностика процесса адаптации первоклассников по программе « Я познаю этот мир» - групповые занятия;

2. Профориентирование  «Формула успеха» для 7- 8  классов;

3. Работа с учащимися повышенной школьной тревожности в 5,6,7,8 кл (Тесты  эмоциональной устойчивости);

4. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» школы, с учениками требующими особого внимания педагогов; 

5. Коррекционно-развивающие  занятия, направленные на развитие личностной  сферы детей (работа с эмоциями)  в индивидуальной  и мелко-групповой форме;

6. Индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности;

7. Развитие стратегий саморегуляции поведения, занятия с учащимися направленные на формирование стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях;

8. Индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности, проблем с адаптацией в новом классе;

9. Индивидуальные консультации с родителями и педагогами;

 Всего за 2015 -2016, 2016-2017  учебный год проведено  70 групповых и 300 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Причем групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.

 Коррекционно-развивающая работа

Учебный  год

Количество занятий

Индивидуальных

Групповых

2015-2016

170

130

40

  2016-2017

200

170

30

2.4.        Консультативно-просветительская работа

Консультативно-просветительская работа   направлена на разъяснение взрослым и детям  психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций. Проводятся консультации для педагогов, родителей, обучающихся. Данная форма работы помогает взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогает в раскрытии самого себя.

Психологическое консультирование

Уч.год

Кол-во

консультаций

Педагоги

Обучающиеся

Родители (лица, их заменяющие)

2015-2016

130

25

87

18

2016-2017

170

30

130

10

 

Можно отметить, что количество родителей, обращающихся за консультацией в целом невелико. Это объясняется низким уровнем образованности родителей, а также слабой заинтересованностью в вопросах воспитания детей.

                        Информация об основной тематике консультаций

Перечень наиболее востребованных

консультационных тем

Консультации педагогов

-консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних;

-консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися:

-консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми;

-консультации по способам и методам изучения личности ребёнка.

Консультации  родителей

- консультации по вопросам межличностных отношений в семье;

- консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей;

- консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье;

- консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков;

Консультации обучающихся

-консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе;

-консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения;

-консультации подростков стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения

В ходе психологического консультирования оказывалась психологическая, эмоциональная и просветительская помощь в решении различных проблем. Просветительскую деятельность осуществляется в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

 Просветительская работа психолога среди педагогов в настоящее время актуальна и имеет свою специфику. Необходимо не просто в понятной и доступной для педагога форме объяснить особенности развития ребенка, включая описание его сильных и слабых сторон, способов компенсации трудностей, но и выработать наиболее адекватные способы взаимодействия с ребенком, как в ситуации фронтального обучения, так и в индивидуальных для ребенка ситуациях. Более того, при разработке стратегии взаимодействия учитываются и личностные характеристики ребенка. Достаточно часто возникает ситуация, когда психолог должен стать посредником между педагогом и родителями ребенка, поскольку родители таких детей могут находиться в стрессовой ситуации и нуждаться в большей поддержке не только психолога, но и педагога. Именно по поводу таких детей возникают конфликтные ситуации между родителями и педагогами. Целью взаимодействия психолога с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.  Проводятся беседы в  «Родительском лектории» где затрагиваются вопросы адаптации ребенка к школе, к новой социальной роли детей, формирования положительной мотивации учения, развития способностей ребенка, а также совместное предупреждение асоциального поведения детей.

В ходе моей работы,  я  участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделируют ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Мною был разработаны семинары для педагогов, выступления на педагогическом совете, педагогических чтениях и родительском лектории, беседы для  уч-ся. Также я являлась руководителем методического объединения педагогов-психологов в 2014-2015 учебном году в Бурятии.

Проведенные мероприятия

Тема

Дата

Форма

Семинар-практикум «Психологическая комфортность в условиях образовательной среды»

24.03.2016

Семинар- практикум для педагогов школы

Выступление на совещании классных руководителей

05.09.2016

Родительское собрание

Выступление на родительском собрании «Адаптация 10-классников»

07.09.2016

Родительское собрание

Лекторий «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» 5 кл

15.10.2016

Лекторий для родителей 5-х классов

Лекторий «Подростковые проблемы» 5-8 кл

19.11.2016

Лекторий

Выступление на родительском собрании «Конфликты. Способы их разрешения» - 2 б

13.12.2016

Родительское собрание

Выступление на родительском собрании «Первые подростковые проблемы»- 6 б

15.12.2016

Родительское собрание

Общешкольное собрание «Подросток – путь к успеху» 9-11 кл

21.01.2017

Родительское собрание

Общешкольное собрание «Подросток и неуспеваемость» 5-8 кл

21.01.2017

Родительское собрание

Доклад выступление на педагогическом совете «Методы выявления одаренных детей в условиях общеобразовательного учреждения»

24.01.2017

Педагогический совет

На официальном сайте школы создана страничка «Заметки психолога» которая позволяет повышать психологическую компетентность всех участников воспитательного процесса, доводить до них информацию, освещать различные вопросы, давать общие рекомендации. Гости сайта имеют возможность задавать вопросы с помощью обратной связи.

В работе с родителями и обучающимися  часто использую такой инструмент просветительской работы, как буклеты и памятки. Таким образом, психологическое просвещение и консультирование — основный способ и одновременно одни из активных форм реализации задач консультативно-просветительской работы.

                                      2.5. Психопрофилактическая работа

Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников. Проводимая профилактическая работа с  педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Так, участие в семинарах по профилактике дезадаптации обучающихся (1-х, 5-х классов). Данная работа способствует  предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.

Участие  педагога-психолога в работе школьной службы примирения «Медиация» помогает  в решении вопросов, связанных с воспитанием и обучением  детей, имеющих те или иные трудности в воспитании и обучении. Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она  включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте школы. Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников. В ходе занятий у детей формируются  навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются  приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам  осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют  приобретению социального опыта общения.

Без внимания не остаются и старшеклассники. С ними проводятся  профилактические беседы по подготовке к экзаменам для всех участников образовательного процесса:

- как вести себя во время подготовки к экзаменам;

- как вести себя накануне экзаменов;

-как помочь ребенку подготовиться к экзаменам;

- стресс: причины. Как вести себя в стрессовой ситуации?

- учет индивидуальных особенностей уч-ся при проведении экзаменов.

2.6. Работа педагога-психолога в условиях введения ФГОС НОО

С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. 

В ходе психологического сопровождения в условиях введения ФГОС НОО решаются  следующие задачи:

- обеспечивается контроль за развитием учащихся;

- дается оценка комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей;

- оказывается  качественная психолого-педагогическая помощь всем участникам образовательного процесса.

 Работа педагога-психолога в условиях введения ФГОС НОО строится на следующей  деятельности:

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 

2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей,  а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 

7. Психологическое просвещение и образование  детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 

                Структура деятельности педагога-психолога  в рамках ФГОС

Участие в разработке и реализации системы оценки УУД

  • диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;
  • помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов

Создание развивающей среды

  •  просветительская и консультативная работа с родителями;
  •   развивающая

психологическая

работа с педагогами

Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми

  • групповая развивающая работа;
  • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

Раздел 3. Учебно-методическая и научно-методическая деятельность

3.1  Коррекционно-развивающие программы

№ п/п

Наименование

 программы

Класс

Цель программы

Задачи программы

1

Профилактика конфликтов в среднем звене. Как правильно выйти из конфликта

5-8

У  школьника   должны быть  сформированы  такие умения и компетенции, как  уважение и принятие ценностей семьи  и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед  семьёй и обществом, доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

Создать условия, при которых каждый ребёнок имел возможность  под руководством  педагогов развивать в себе эти качества  и  в случае необходимости  мог получить  квалифицированную  помощь.  

2

Познай себя

7-8

Выявление скрытых резервов организма. Коррекция и развитие  психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

- развивать творческие способности,  эмоциональную  сферу ребенка;

- совершенствовать  словарный запас, навыки  связной  речи,  воображение,

-развивать   память и внимание.

3

Развитие эмпатии

1-5

-Активизация и развитие  эмоционально-волевой сферы, направленное на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми, и самое главное развивать чувство сопереживания (эмпатии).

- Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий  психолога

1) Коррекция произвольности психических процессов школьника.

2) Коррекция навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.

3) Тренировка  качества внимания и восприятия.

4) Тренировка памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

5) Снижение уровня тревожности, агрессии, эмоционального напряжения.

6. Развитие уровня эмпатии.

4

Межличностные отношения

5-8

-Активизация и развитие  эмоционально-волевой сферы, направленное на межличностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.

-Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий  психолога.

1) Коррекция произвольности психических процессов школьника.

2) Коррекция навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.

3) Тренировка  качества внимания и восприятия.

4) Тренировка памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

5) Снижение уровня тревожности, агрессии, эмоционального напряжения.

6) Умение выстраивать отношения с другими людьми (межличностные отношения).

5

Развитие мыслительной деятельности

5-8

 Основной целью психолого-педагогической коррекции у  школьников  является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Задачи данного направления – гармонизация аффективной сферы; профилактика и устранение  встречающихся аффективных и негативистических проявлений и других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям; создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками).

6

Развитие познавательной сферы

1-4

Коррекция и развитие  психологических механизмов, формирование сложных процессов на базе простых полноценных психических функций.

- развивать творческие способности,  эмоциональную  сферу ребенка;

- совершенствовать  словарный запас, навыки  связной  речи,  воображение,

-развивать   память и внимание.

7

Снижение уровня тревожности, агрессии, эмоционального напряжения

5-9

-Активизация и развитие  эмоционально-волевой сферы, направленное на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми. Снижение уровня агрессии, тревожности, эмоционального напряжения.

-Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий  психолога.

1) Коррекция произвольности психических процессов школьника.

2) Коррекция навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.

3) Тренировка  качества внимания и восприятия.

4) Тренировка памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышления.

5) Снижение уровня тревожности, агрессии, эмоционального напряжения.

8

Психология и выбор профессии

7-9

1.Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет получения знаний о себе, о мире профессий, их соотнесения в процессе профессиональных проб.

2.Сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по экономике, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

3.Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

1.Обобщение знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.

2.Формирование знаний по основам экономики, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

3.Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

4.Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

9

Повышение учебной мотивации

5-9

Оптимизация учебной мотивации за счет стимуляции их психических процессов и формирование позитивной мотивации на познавательную деятельность

Профилактика и устранение встречающихся аффективных и негавистических проявлений и других отклонений в поведении. Формирование эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками. развитие уровня учебной мотивации и положительного отношения к школе

10

Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в средней школе

5

 Создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Снижение уровня школьной тревожности, формирование устойчивой учебной мотивации, освоение детьми школьных правил

11

Развитие коммуникативных навыков у учеников среднего звена

5-8

Включение в ситуацию межличностного взаимодействия

развитие навыков эффективного общения, навыков личностного поведения, положительного эмоционального отношения к окружающим людям, обучение приемам овладения тревожностью и волнением

3.2. Использование психолого-педагогических  технологий

Cегодня слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе  данный термин либо совсем не рассматривается  содержательно или он имеет неоднозначное значение.

Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент.

Специфика работы школьного  психолога состоит в том, что он должен владеть  различными технологиями, в том числе и психолого-педагогическими, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.

В.П. Беспалько дает следующее определение педагогической технологии: Психолого-педагогическая технология – это систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием психолого-педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению и воспитанию за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Большое распространение в современной педагогике  и психологии получили тренинги, деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков участников образовательного процесса.

 В деятельности школьного психолога  очень актуальны информационные технологии. С  помощью информационных технологий намного упростилась работа школьного психолога по основным направлениям деятельности: ведение документации, обработка данных и т.д.  Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме. Активное использование цифровых ресурсов, других возможностей ИКТ позволяет мне во многом снять одну из главных проблем всеобуча - «образовательного неравенства» - за счет широкого распространения качественных информационных материалов на цифровых носителях, за счет разработки информационно-обучающих ресурсов для диагностики, консультаций и профилактик.  

В этом направлении широко используется информация с интернет сайтов, содержащих информацию по детской психологии. Эти материалы используются мною для оформления наглядной информации для стендов и родительских уголков, подготовке к родительским собраниям и педагогическим советам, интернет-ресурсы могут быть рекомендованы родителям.

Мною используются такие сайты:

  • pedlib.ru - Педагогическая библиотека, постоянно пополняющееся собрание литературы по всем наукам, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. 
  • invalid-detstva.ru описание проблем, возникающих у детей, материалы для выступлений перед учителями и родителями. 
  • psycheya.ru – библиотека статей, текстов по психологии. 
  • psychology.net.ru – новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
  •  ikprao.ru  - Сетевое издание по коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал.
  • portalschool.ru – российский образовательный портал
  •  http://www.edu.ru/- Федеральный портал «Российское образование»
  • collection.edu.ru - Сборник методических разработок для школы на российском образовательном портале Министерства образования и науки российской федерации 
  • psychology.net.ru –тренинги, психологические тесты, библиотека, психологический клуб. 
  • danilova.ru  - большое число презентаций для коррекции и развития детей: цвета, формы,  длины, парные предметы,  свойства предметов, противоположности, к сказкам
  • festival.1september.ru  - Фестиваль педагогических идей – Открытый урок
  • psygorodok.org.ua Психологические методики, игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения, научные и популярные статьи, книги, ссылки на полезные ресурсы по психологии.
  •  psihologu.info  Энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и коррекцию эмоциональной сферы личности, нарушений общения,  научные и популярные статьи, книги, ссылки на  полезные ресурсы по психологии.

.psylesson.ru уроки психологии в школе с 1 по 11 классы. К каждому уроку прописаны: цель, задачи, ход урока, вывод, контрольные вопросы и домашнее задание.

  • psychology.net.ru – психологические тесты, психологический форум
  • effecton.ru – большая коллекция тестов
  • psygorodok.org.ua Психологические методики на внимание, память, мышление и эмоциональную сферу личности.
  • psihologu.info  Энциклопедия школьного психолога, психологические игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и    

- использование мультимедийных средств (интерактивная доска, ноутбук, проектор). Применение презентаций, слайд-шоу, CD-фильмов в просветительской работе психолога делает ее более интересной и продуктивной;

 - составление отчетов, фиксацию и хранение результатов работы ;

- создание электронной библиотеки психологической литературы, книг, периодических изданий, диагностических и развивающих программ, стимульного материала, хранящихся на компьютере или цифровом носителе.

В своей работе я регулярно использую презентации, которые обеспечивают наглядность, способствующую восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая возрастные особенности учеников; одновременно использую графическую, текстовую, аудиовизуальную информацию.

                                           3.3. Самообразование

Темой работы по самообразованию в период с 2015-2016, 2016-2017  уч.г. является «Применение здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-психолога  в школе». Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи – люди, окружающие ребенка. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.

Действительно, если мы понаблюдаем за учениками, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.

Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги  до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Следовательно,  деятельность педагога-психолога связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей. Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

  Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в школе. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей

- комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий

- создание благоприятного психологического климата в школе и семье

- применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня на уроках

Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам:

  • Ритуалы приветствия и прощания;
  • Психогимнастика;
  • Мозговая гимнастика;
  • Дыхательные гимнастики;
  • Упражнения на развитие психофизической регуляции;
  • Упражнения на развитие двигательной координации;
  • Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
  • Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
  • Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
  • Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
  • Релаксация.

Также разработаны правила здоровьесбережения на коррекционно-развивающих занятиях:

- организация перерывов с использованием релаксационных упражнений, упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз;

- регулирование степени утомляемости ученика за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности (разминочная и заключительная части занятия должны быть более легкими, чем основная часть);

- выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями ученика;

- контроль соблюдения учеником правильной осанки, положения ручки и тетради, расстояния от глаз до рассматриваемого объекта и т. д.;

- использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов, адекватных возрасту и уровню развития ребенка.

Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям. На таких занятиях дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. Постепенно у детей формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семь вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.

Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдается следующим формам работы с родителями:

  • Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития школьников», «Как сохранить здоровье ребёнка»), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, статьи и памятки в родительских уголках по формированию психолого-педагогической культуры родителей;

- Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.

- Обучения агрессивных школьников способам выражения гнева в приемлемой форме;

- Обучения школьников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

- Обучения учащихся бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

- Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;

- Обучения учащихся навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Таким образом, создание социально-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению, становится одной из главных задач в деятельности педагога-психолога.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья учащихся показал: снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение  уровня тревожности, агрессивности, конфликтности.

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научит их заботиться о себе.

3.4. Проведение массовых мероприятий:

  • участие в школьных родительских собраниях;
  • участие в классных родительских собраниях;
  • тестирование среди обучающихся, родителей, педагогов;
  • организация консультаций для обучающихся, родителей и педагогов;
  • участие в семинарах, педсоветах;
  • проведение классных часов

                                           Раздел 4. Учебно-материальная база

4.1.Кабинет педагога-психолога

В кабинете педагога – психолога  имеется:

  • Рабочее место;
  • Методический уголок;
  • Место для занятий с детьми;
  • Развивающие программы, раздаточный материал для организации деятельности.

Кабинет расположен вдали от медицинского и административного кабинетов, согласно требованиям ФГОС. Рабочее пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалиста. В настоящее время психологический кабинет одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон: методическую, консультативную,  место для индивидуальной и групповой работы с детьми. Функциональное распределение кабинета по зонам помогает мне заниматься консультированием и диагностикой, профилактикой и просвещением; развивающей, коррекционной, методической и экспертной деятельностью. Без кабинета и соответствующего оборудования выполнить подобное невозможно.  

Рабочая (личная) зона служит для подготовки психолога к работе (занятиям, консультациям, обследованиям), обработки данных и хранения документации.

  Зона коррекционно-развивающей работы представлена  партами, в этой зоне достаточно места для проведения с  подростками коррекционно-развивающих занятий.      

Пространство кабинета педагога-психолога является важной частью развивающей предметной среды общеобразовательной школы, организация и обогащение которой должны строиться с учетом закономерностей детского развития и отвечать критериям функционального комфорта в условиях перехода на новые ФГОС.