Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе.
консультация по психологии

Королева Наталья Александровна

Консультационный материал для родителей и педагогов при подготовке детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zaranee_predupredit_vozmozhnye_problemy_v_uchebe.doc510 КБ

Предварительный просмотр:

    

Как заранее предупредить возможные проблемы в учебе.

Советы психолога

     Для «школьной судьбы» ребенка успехи или неудачи в первое время обучения очень важны. В этот период у него формируются не только базовые знания и навыки, в нем закладывается отношение к себе как к ученику.

     В последние годы происходит усложнение школьных программ. И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям «массового» общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении: в процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой.
     Психологический анализ причин школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с
 несформированностью психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения. Это: фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе «глаз – рука», слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

     Следует обратить особое внимание на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе.

Родители самостоятельно могут осуществлять работу по данным направлениям.

Предлагаемая серия упражнений достаточно эффективно может быть использована при подготовке ребенка к школе. Особый акцент в этой работе сделан на ритмокоррекцию, с которой связана слого-ритмическая структура как слова, так и речи в целом, и развитие межполушарного взаимодействия, необходимого для стимуляции интеллектуального развития каждого ребенка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества.

Ритмокоррекция

1. «Похлопаем, потопаем, постучим»                                                                

Ребенок отхлопывает заданный ведущим - взрослым ритм (без музыки) ладонями, оттопывает ногой (при усложнении задания просим ребенка оттопывать обеими ногами поочередно), отстукивает карандашом или палочкой.

Инструкция: «Послушай, как я постучу, слушай меня внимательно, а затем после моей команды постучи точно так же». Серии ритмов постепенно удлиняются и усложняются. Если ребенок испытывает затруднения в восприятии и воспроизведении заданных ведущим ритмов, то это может быть одним из признаков его предрасположенности к дислексии (нарушение формирования навыка чтения).

2.
«Придумай сам».                                                                                          

Ребенку предлагается придумать свой ритм и передать его ведущему.

3. «Ничего я не скажу, лучше ритмом покажу».                                                              

Ребенок пытается выразить свое состояние или какое-то чувство придуманным им ритмом. Ведущему (взрослому) предлагается отгадать, что чувствует ребенок или что он хочет сказать своим ритмом.

4. «Словесные ритмы»                                                                                                                 

Стихотворная фраза (стихи должны соответствовать возрасту ребенка) делится на слова, произносится ребенком и синхронно оттопывается, а затем на слоги - и так же отхлопывается.

Вариант: игра «Считалочка-бормоталочка». Попросите ребенка выучить, например, фразу из стихотворения А.Барто: "Самолет построим сами". В первый раз ребенок произносит все три слова, затем лишь два, делая хлопок вместо последнего третьего, а затем одно, делая уже два хлопка. В четвертый раз ребенок делает три хлопка, произнося все три слова «про себя». Выглядит это так:

1. Самолет – построим – сами.
2. Самолет – построим – хлопок.
3. Самолет – хлопок – хлопок.
4. Хлопок – хлопок – хлопок.

Возвращаемся к исходной фразе.

1. Самолет – хлопок – хлопок.
2. Самолет – построим – хлопок.
3. Самолет – построим – сами.

5. Упражнения из логоритмики (сочетают в себе работу с речью, ритмом, интонацией и движением). Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный ритм дыхания, темпа речи, развивается речевой слух, речевая память. Дети очень любят эти игры, они доставляют им много радости и веселья.

Начинать следует с простых, доступных детям текстов. Взрослый читает текст, сопровождая его соответствующими движениями, которые можно придумать самим исходя из текста стихотворения. Потом взрослый еще раз читает текст и просит ребенка делать такие же движения, совместно с ним. После нескольких повторений можно предложить делать движения и одновременно повторять вместе со взрослым текст веселого стихотворения. Стихи, которые можно использовать в работе:

Мы играем на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой – топ, топ!
Правой ножкой – топ, топ!

Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились,
За носочки уцепились!

А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько!
А потом мы отдохнем,
Посидим и спать пойдем!

Развитие памяти

Этот этап развивающей работы с дошколятами при подготовке к школе традиционен. Слухоречевую и зрительную память следует развивать одновременно, чередуя упражнения, связанные с этими видами памяти.

Упражнения на развитие слухоречевой памяти

1. В игровой форме взрослый предлагает ребенку прослушать цепочки звуков, а затем повторить их. От занятия к занятию объем цепочки постепенно увеличивается.

Ведущий: «Я буду произносить цепочку звуков, а ты сначала внимательно ее послушай, а затем по моей команде повтори».

Первая цепочка: «А–О–У–Э». Затем ведущий просит ребенка повторить ее.
Вторая цепочка может выглядеть так: «У–А–Ы–И–Э–О». Работа с ней идет по тому же алгоритму.

Затем в звуковые ряды вводятся вместе с гласными и согласные звуки.

Самое главное – постепенное увеличение объема после того, как вы убедитесь, что ребенок справляется с предыдущим упражнением.

2. При подготовке к школе можно рекомендовать упражнение «Говорим и пишем».

Ведущий (взрослый) говорит ребенку: «Сейчас я назову, как и в прошлой игре, цепочку звуков. Слушай внимательно, а затем по моей команде повтори. Но теперь, проговаривая звук, мы будем рисовать его букву (его домик) перед собой (в вертикальном пространстве, в воздухе) так, как будто мы рисуем на листе белой бумаги».

Дошколятам нравится произносить звуки и одновременно отыскивать и показывать их на плакатах или в книге. Однако, работа в вертикальной плоскости дает, что доказано практикой, лучшие результаты. С чем это связано? С процессом формирования пространственных функций и ориентации в пространстве. Кроме того, в процессе «рисования» вы можете отследить, не «зеркалит» ли ребенок при написании какой-либо буквы, особенно если вы знаете, что он имеет элементы левшества или чистый левша. В случае искажения ребенком образа буквы следует использовать специальные упражнения (обратиться к специалистам).

3.
Выстраивание цепочки слогов. Работаем по тому же алгоритму. Цепочка может быть, например, такой:

ПА–НА–РА; ПА–НА–РА–КА;

ПА–НА–РА–КА–ДА.

В этой работе должны проявляться фантазия и чувство юмора самого ведущего. Так, ребенку можно сказать, что это язык марсиан. Можно даже в них поиграть, давая возможность ребенку на более поздних этапах развивающей работы самому придумать новый язык (цепочку слогов или звуков).

4. Далее, в работу можно ввести тему «Наша интонация». В игровой форме взрослый просит ребенка произнести цепочку слогов (звуков, слов, любую фразу) с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.

Например: цепочка слогов СЭ–ФЫ–РУ–ШУ–ХО–ЩА.

Ведущий говорит ребенку: «Разные интонации придают новый смысл даже такой простой цепочке слогов, как эта. Произнеси ее радостно, словно сегодня у тебя день рождения; кровожадно, как будто ты истребляешь всех комаров в этой комнате; печально, словно потерялась любимая игрушка или поссорился с другом...» и т.д.

Можно предложить ребенку самому выбрать интонацию.

Можно организовать диалог с ребенком, используя различные интонации для выражения своих чувств.

5. Усложненный вариант – упражнение «Повтори наоборот».

Ведущий: «Сейчас я произнесу цепочку слогов. Послушай ее внимательно, а затем по моей команде повтори эту цепочку, сохраняя мою интонацию, но в обратном порядке или «задом-наперед». Например, я говорю тебе: СА–ЖА–ЦА, а ты произносишь ЦА–ЖА–СА»

6. Выстраиваем цепочку слов. 3десь возможны два этапа работы: первый – слова связаны между собой по смыслу, второй – слова не связаны между собой по смыслу.

Первый вариант работы – даем два ряда слов, между которыми существуют смысловые связи: постель – подушка, курица – яйцо, стол – стул, ученик – школа, груша – компот, книга – страница, праздник – радость и др.

Затем, после паузы в 10–15 секунд, мы произносим первое слово в паре и просим ребенка назвать нам второе. Это упражнение, помимо механической, хорошо развивает и логическую память ребенка.

Второй вариант. Например, следующая цепочка слов: мак, соль, дом, лес, кот, лук, брат, гриб...

Ведущий: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно, а затем по моей команде повтори».

В качестве усложненного варианта можно использовать упражнение «Повтори наоборот».

Важно помнить, что в зависимости от возраста ребенка он может воспринять и воспроизвести разное количество смысловых единиц. Так, малыши 5–6 лет могут «взять» цепочку из 6–7 слов.

7. Предложения с постепенным увеличением их объема.

Для того чтобы материал лучше «записывался» в памяти, надо подключать во время занятий эмоциональные реакции ребенка, что позволяет ему лучше усваивать запоминаемый материал. Для этого подбираются специальные фразы или кусочки текста, содержащие какой-либо эмоциональный контекст.

Взрослый просит ребенка преобразовать словесную форму в конкретный зрительный образ, так как абстрактные образы детям дошкольного возраста запоминать сложно. Ребенок, мысленно создавая свою картинку, как бы иллюстрирует сначала слово, потом фразу, а потом и кусочек текста.

После каждого слова (фразы, отрывка из текста) делаем паузу.

Ведущий говорит ребенку: «Я буду говорить тебе слово (фразу, отрывок из текста), а ты после каждого закрываешь глаза и мысленно рисуешь себе картинку».

Варианты слов: буря, слон, радость, чемпион, школа...

Варианты фраз: вкусный пирог, красивый цветок, теплое море...

Цепочка слов, предлагаемых для запоминания, постепенно увеличивается с 5–6 до количества, который может запомнить ребенок.

8. Строим цепочку цифрового ряда. Здесь так же может быть несколько этапов работы:

1. последовательный числовой ряд;
2. числа идут в цепочке вперемешку;
3. (усложненный). Повторить данную цепочку, но наоборот.

Главное – постепенное увеличение объема, иначе можно «испугать» ребенка обилием информации.

Упражнения на развитие зрительной памяти

Это та же серия упражнений, но в ней мы предъявляем ребенку материал к запоминанию, используя карточки, картинки.
Мы предлагаем ребенку запомнить рисунки с изображенными на них конкретными предметами, буквами, цифрами.
Можно показать ребенку сюжетную картинку (от простой к более сложной), предъявив ее на короткое время, затем убрать и попросить описать, что на ней изображено.

                                
 Развитие межполушарных взаимодействий

        Многие сталкивались с детьми, которых можно охарактеризовать как  «невнимательных, неорганизованных, неспособных сосредоточиться и верно выполнить предложенную работу». Встречаются и ребята, испытывающие трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционированием, межполушарным взаимодействием.

       При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета). 

Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Подробнее с кинезиологическими программами можно познакомиться в книге А. Л. Сиротюк "Обучение детей с учетом психофизиологии".

Первый блок развития межполушарного взаимодействия  «Движение».
Комплекс упражнений для дошкольников

1. Упражнение на дыхание

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза.

2. «Потягушки»

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

3. «Бревнышко»

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки плотно прижаты к телу, ноги соединены. Мы предлагаем ребенку закрыть глаза и почувствовать себя частью могучего ствола красивого дерева. На счет от 1 до 6 тело ребенка начинает перекатываться по полу, например, справа налево. На счет от 6 до 1, перекатываясь в противоположном направлении, ребенок возвращается на исходную позицию. Повтор 5–7 раз. 

В этом упражнении можно варьировать темп – убыстрять, замедлять. Можно не использовать счет вообще, предоставив ребенку возможность спонтанного движения.

4. «Лодочка» (лежа на спине лицом вверх)

Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (носочки при этом оттянуты), голову, делая «лодочку». Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

5. «Лодочка» (лежа на животе лицом вниз)

Выполняется ребенком точно так же.

Далее следуют два упражнения на активное ползание.

6. «Поспешим к Айболиту»

Можно рассказать детям историю о сказочном лесе, в котором появился злой охотник и ранил зверят: зайчика в передние лапки, а медвежонка в задние. Зверята ползут к доброму Айболиту, который их обязательно вылечит.

а) «Раненый зайчик»

Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

б) «Раненый медвежонок»

Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

Рекомендуется упражнения а) и б) проводить на счет, то есть, задавая определенный ритм и темп попеременной работы правой и левой частей тела.

7. «Четвереньки»

Ребенок становится на четвереньки, опираясь о пол коленями и ладонями рук. Ведущий четко задает ритм и темп ползания на четвереньках. При ползании необходимо переставлять вперед противоположные руки и ноги одновременно. Можно использовать веселое музыкальное сопровождение. Можно ввести игровой и соревновательный моменты, предложив детям, например, ползать с закрытыми глазами.

8. «Канатоходец»

Исходное положение – стоя, руки опущены, перед ребенком кладется длинная веревка. Это канат под куполом цирка, по которому надо пройти как настоящему канатоходцу (в руки ребенку можно дать флажки или ленточки).

Шаг правой ноги – поднимаем левую руку, шаг левой ноги – поднимаем правую руку, а левая при этом опускается. Носочки ног при таком движении должны быть оттянуты.

9. Упражнение на дыхание
Заканчивается комплекс упражнением на дыхание (см. упражнение 1).

Второй блок – «Моторика»  позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, достигая при регулярности занятий синхронизации работы полушарий.

Пример одного из комплексов упражнений:

Комплекс упражнений для дошкольников (в сокращении)

1. Зеркальное рисование

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

2. Колечко

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его.
Можно использовать при этом текст стихотворения.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Пальцев дружная семья –
Друг без друга им нельзя.

3. «Кулак – ребро – ладонь»

Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:

а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.

При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

4. «Пальчики шалят»

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца, поднимаем по одному пальцу:

а) на правой руке;
б) на левой руке;
в) на обеих одновременно.

Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру «Путаница»:

а) просим: «Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю», – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним;

б) даем установку: «Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки». В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

5. «Моторчик»

Пальцы сжимаем в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью:

а) правой руки;
б) левой руки;
в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения. Для дошкольников рекомендуется при этом одновременное чтение веселых стихов. Например:

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

6. «Веселые карандаши»

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими одновременно.

Затем по одному выкладываем карандаши на стол:

а) правой рукой;
б) левой рукой;
в) обеими руками одновременно.

Третий блок представлен кинезиологическими упражнениями из программы «Гимнастика мозга». Примеры нескольких упражнений:

1. «Перекрестные шаги»

Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога.

Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого.
Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.

2. «Перекрестные прыжки»

Выполняются так же, но ребенок не ходит, а подскакивает.

3. «Перекрестный шаг сидя»

Ребенок представляет себя мотоциклистом.
Заводим мотоцикл и «едем»: локти рук касаются противоположных колен.

4. «Вращение шеи»

Дышим глубоко, расслабляем плечи, опускаем голову вниз. Медленно вращаем головой из стороны в сторону, снимая напряжение на выдохах.
Часть упражнений описана в книге Ирины Друбачевской «Избавимся от двоек».

Занятия с ребенком должны носить комплексный характер, то есть составляться из игр и упражнений, взятых из ритмокоррекции, развития памяти, произвольного внимания, межполушарной синхронизации.

Литература:

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников – М.: Сфера, 2001г.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии – М.: Сфера, 2001г.

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – М., 2002г.

Любимова В. Кинезиология, или Природная мудрость тела – Спб.: Невский проспект, 2005г.

Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети – М.: Педагогическое общество России, 2001г.

Друбачевская И. Избавимся от двоек – М.: Книголюб, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция современных учебников английского языка: актуальность и возможные проблемы реализации

Статья, посвящённая анализу положительных и отрицательных сторон современного учебника английского языка...

Методическое сообщение "Изучение возрастных особенностей детей 13-14 лет: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления."

Подростковый возраст восьмиклассников рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для не...

Возрастные особенности восьмикласников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе.

Материал для родительского собрния. Способы преодоления возрастных проблем у детей среднего и старшего школьного возраста...

Тема: Возрастные особенности восьмиклассников: проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. Способы их преодоления.

Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подр...

Волейбол. О возможных проблемах и ошибках при обучении игре.

При изучении технических элементов волейбола у детей иногда возникают сложности с их выполнением. Материал статьи знакомит с упражнениями, с помощью которых можно как исправить, так и предотвратить во...

Статья "Возможности образовательного пространства города в преодолении отчуждения подростков от учебы"

В последнее время исследователи всё чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении разного типа педагогических задач. Но понятие образовательного пространства имеет разное содержание...

Методическая учеба. Возможности Excel при оформлении документации по итогам проведения аттестации учащихся.

Изучить возможности применения таблицы Excel при оформлении документации по итогам проведения аттестации учащихся...