Работа с коллективом
методическая разработка по психологии

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sindroma_emotsionalnogo_vygoraniya.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Цель: проводить профилактику синдрома эмоционального выгорания среди педагогов КОУ.

Задачи: 

1. Организация условий, включение в работу.

2. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом, преодоление психологических барьеров.

3. Изучение психологических упражнений для снятия напряжения, чувства тревоги, создания группового доверия и принятия.

Форма проведения: тренинг.

Участники: педагоги ДОУ.

Предварительная работа:

Подготовка таблиц «Помоги себе сам» (см. Приложение).

Подбор музыки для релаксации.

Подбор упражнений для тренинга.

Оборудование: листы бумаги, грецкие орехи, мешочек, таблица «Помоги себе сам» для каждого участника, шариковые ручки, магнитофон, аудиозапись с релаксацией, плавающие свечи, блюдо, мяч.

План проведения:

1. Правила тренинга.

2. Упражнения тренинга.

3. Рефлексия.

4. Принятие проекта решения.

Ход проведения семинара-практикума

1. Правила тренинга (выступление педагога-психолога КОУ).

1. Общение по принципу «здесь и теперь» – для многих стремление в область общих соображений, обсуждение случившегося с другими людьми и т. п. Это срабатывает механизм психологической защиты. Но основная идея тренинга – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый член группы смог бы увидеть себя во время своих различных проявлений, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому сегодня говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходило с ними в группе.

2. Принцип открытости, искренности – говорят только то, что чувствуем, только правду или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

3. Принцип конфиденциальности – все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Участники не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.

4. Персонификация высказываний (участники говорят от своего имени в настоящем времени) – отказ от безличных речевых форм, помогающим людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности. Поэтому заменим высказывания типа «Большинство моих друзей считают, что…», «Некоторые думают…» на суждения «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т. п.

5. Недопустимость непосредственных оценок человека – при обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и  т. п.

6. Активное участие – участники должны принимать активное участие в предлагаемых упражнениях, для того чтобы на личном опыте приобрести необходимые качества и умения.

7. Принцип «тренер всегда прав» – во время выполнения заданий в группе могут возникнуть спорные ситуации, при решении которых последнее слово остается за тренером, так как он – ведущий.

2. Упражнения тренинга (проводит педагог-психолог КОУ).

Упражнение «Меня зовут…» (2–3 мин).

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

Упражнение «Грецкий орех» (5 мин).

Цель: настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.

Для проведения этого упражнения необходим мешочек с грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время участники внимательно рассматривают свой орешек, изучают его структуру, особенности строения, стараются запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешочек, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

Как правило, «свой» орешек узнается с первого взгляда. После того как все орехи «нашли» своих владельцев, педагог приступает к обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орех запоминал, какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный). На первый взгляд кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, «неровности», своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Упражнение «Распредели по порядку» (5–7 мин).

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

– дети;

– работа;

– муж (жена);

– я;

– друзья, родственники.

Через некоторое время педагог-психолог предлагает вариант оптимального распределения перечня:

1. Я.

2. Муж (жена).

3. Дети.

4. Работа.

5. Друзья, родственники.

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Упражнение «Вверх по радуге» (2–3 мин).

Упражнение способствует стабилизации эмоционального состояния. Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды, затем желающие делятся впечатлениями.

Упражнение «Лестница» (8–10 мин).

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. В ходе упражнения ведущий задает участникам вопросы:

– Подумайте и ответьте: вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

– Устраивает ли вас ваше местоположение на лестнице?

– Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

– Что мешает вам находиться наверху?

Методика «Щит» (7–8 мин).

Участникам предлагается разделить лист бумаги на 4 части.

В правом верхнем углу написать свое имя. В 1-й части – «я сегодня», во 2-й – «я горжусь», в 3-й – «мои желания», 4-й – «мои увлечения».

Изобразите без слов то, что написано в каждой из четвертей листа. Пусть картинка будет как можно ярче, крупнее.

Я сегодня

Я горжусь

Мои желания

Мои увлечения

Проводится анализ упражнения. Посмотрите на то, как вы изобразили себя сегодня; на то, чем вы гордитесь; на ваши желания; увлечения.

Упражнение «Удовольствие» (5 мин).

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, так как у большинства людей есть не более 1–2 хобби. Некоторые из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздают листы бумаги и просят написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие, после чего предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Телесно ориентированное упражнение «Погода» (3 мин).

Участники выбирают себе пару. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает «художникам» нарисовать на «бумаге» (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко, согревающее всю землю.

По окончании упражнения участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

Упражнение «Я учусь у тебя» (3 мин).

Участники бросают друг другу в произвольном порядке мяч со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч: прежде всего подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

Упражнение «Тряпичная кукла» (2 мин).

Цель: снятие напряжения, умение расслабляться.

Участникам предлагается разбиться на пары. Сначала один изображает куклу: поддерживаемый партнером в области пояса, он пытается полностью расслабить верхнюю часть туловища, постепенно восстанавливает напряжение; затем партнеры меняются ролями.

Упражнение «Аплодисменты» (3–5 мин).

Цель: повышение самооценки, сплочение педагогов.

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.

Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Упражнение «Круг света» (1–2 мин).

Участники передают по кругу сосуд с зажженными плавающими свечами, мысленно дарят пожелания миру, присутствующим, себе. Таким образом, педагоги осуществляют ритуал очищения, мобилизируют свою внутреннюю энергию, активизируют свои ресурсы и тем самым укрепляют свое здоровье.

3. Рефлексия (5 мин).

Круг продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».

Всем участникам тренинга раздается таблица «Помоги себе сам» (см. Приложение).

4. Принятие проекта решения.

1. Оформить в педагогическом уголке картотеку упражнений для восстановления эмоционально-комфортного состояния педагогов ДОУ.

2. Организовать уголок для релаксации работников ДОУ.

Приложение

Таблица «Помоги себе сам»

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводят к психосоматическим проявлениям.

Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи – аффирмации (позитивные утверждения).

Психосоматические проявления и позитивные утверждения

Психологическая
причина болезни

В каком органе
проявляется болезнь

Повторяйте себе
несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....

Анализ работы педагогического коллектива МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов"

Выступление заместителя директора по УВР на педагогическом совете с анализом работы по единой методической теме "Повышение мотивации учащихся через применение современных образовательных технологий"....

система воспитательной работы с коллективом обучающихся

Представлены приоритетные направления работы,формы организации воспитательной деятельности: определен социум, т.е. дополнительные образовательные учреждения и учреждения культуры, с которыми можно вза...