система воспитательной работы с коллективом обучающихся
материал по теме

Представлены приоритетные направления работы,формы организации воспитательной деятельности: определен социум, т.е. дополнительные образовательные учреждения и учреждения культуры, с которыми можно взаимодействовать по вопросам воспитания и развитию обучающихся,выбраны приемлемые формы и методы воспитательной работы, опирающиеся на традиции и принципы жизнедеятельности школы, работу органов самоуправления.  В работе с родителями сделан акцент на привлечение их к учебно-воспитательному процессу школы и их педагогическое просвещение. С целью коррекции поведения и успеваемости обучающихся предусмотрена работа с педагогами, работающими в классе и «проблемными» детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛЮЧИКИ ВОСПИТАНИЯ

Есть такая притча. Люди переносили тяжелый груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил и выбирал мешок поудобней, относил его и возвращался, с тем, чтобы вновь выбрать для себя такой же. Лишь один человек из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь были среди работавших люди и сильнее его, он  ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Рано или поздно. Пусть это  буду я». Быть классным руководителем – нелегкая ноша, а заниматься воспитанием современных детей -  вдвойне. Но прислушайтесь, и если вы услышали в самом себе голос, произносящий фразу: «Пусть это буду я!», то тогда вперед.

Наши дети – это «замочки» с особыми секретами и к каждому из них нужен свой «ключик». Да и одним ключиком здесь не обойдешься. Вот тут-то на помощь  нам, классным руководителям, приходит хозяйка ключей -  наука психология. Она многое может поведать нам о человеке, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от детей определенного возраста, склада характера, способностей. Она может посоветовать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир детей. Так давайте заглянем, например, в страну Подростков. Венгерский психолог Г.Элемер в своей книге «Удивительная страна» писал: «Она (страна) наполнена особенностями, чудесами и странностями. Жители страны то очень веселые и шумные, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые; иногда  то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать  как уже молодых людей…».

Да, недаром этот возраст иногда называют трудным. Подросток звонит во все колокола и требует признания его прав на взрослость. И нужно уважительно отнестись к  его стремлению стать взрослым, помочь войти в «наш» мир, освоить его.

Еще не забывайте, что дети очень активны, движение – это их привычное состояние. Поэтому поменьше бесед и разговоров, нравоучений и больше живых конкретных дел, в которых есть простор для творчества. И более близкие перспективы увлекают их сильнее, чем удаленные во времени (учтите это при планировании вашей работы).

Не бойтесь поручать ответственные дела ребятам. Вспомните – ведь на ошибках тоже учатся. А в разговоре выберите самый верный тон – доверительный и требовательный. Ну не любят наши подростки, когда с ними «сюсюкаются».

У каждого из них велико стремление занять достойное место в классном коллективе. Если не предоставляется подростку возможность самоутвердить себя в учебе, спорте, общественных делах, то формы самоутверждения могут исказиться (грубость,  драчливость и др.), поэтому надо предоставить ребенку возможность попробовать себя в различных ролях: руководителя, организатора, исполнителя. Если мы участвуем в уборке урожая, то это для того, чтобы обеды в школьной столовой были дешевле, а если проводим классный час «Закон есть закон!», то это для того, чтобы Андрей и Вадим не совершили больше правонарушений.

А теперь давайте посмотрим на себя со стороны, насколько современны мы сами. Знаем ли что модно этой осенью, какую музыку слушают наши дети в классе, кто такие «готы» и «эмо», соблюдаем ли мы правила дорожного движения, отвечаем ли грубостью на грубость и т.д. Ведь если мы воспитываем что-то в наших детях, то это должно быть и в нас. И хотелось бы, чтобы образцом для подражания стали лучшие наши качества.

И в заключении хочу сказать, что, наверное, к каждому ребенку можно подобрать свои ключики, которые откроют дверцу в его мир и помогут нам в воспитании Человека.

И еще -  пусть всегда с вами будут слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Все взрослые в начале были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Удачи!

О.И. Гулюткина,

классный руководитель 6 «б» класса



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Искитимская средняя общеобразовательная школа»

Юргинского района

Кемеровскойобласти

В будущее - с уверенностью

Система воспитательной работы с коллективом обучающихся

Составитель: О.И. Гулюткина

классный руководитель

6 «б» класса

п/ст. Юрга 2-я

Пояснительная записка

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитательная работа в школе в данной программе составлена в соответствии с требованиями к воспитанию личности, как к целенаправленному процессу ее развития (Закон РФ «Об образовании» от 30.12.2001г.)  и в соответствии с моделью выпускника школы (Устав школы).

Приоритетные направления выбраны благодаря результатам психолого-педагогических исследований обучающихся и возрастных особенностей данного возраста (5-11 кл.). Воспитание осуществляется через организацию жизнедеятельности ребенка.

Формы организации воспитательной деятельности:
                - воспитание в процессе обучения;
                - внеучебная деятельность:
                        а) внутриклассная,
                        б) межклассная;
                        в) внеклассная;
                        г) участие в работе творческих объединений;
                        д) внешкольная;
                        е) массовая, общешкольная;
                        ж) работа с семьей и общественностью.

Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий, предметных месячников, в ходе которых проходят конкурсы, олимпиады, викторины, КВНы. Прежде всего, это система школьных традиций. Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД.

Определен социум, т.е. дополнительные образовательные учреждения и учреждения культуры, с которыми можно взаимодействовать по вопросам воспитания и развитию обучающихся.

Выбраны приемлемые формы и методы воспитательной работы, опирающиеся на традиции и принципы жизнедеятельности школы, работу органов самоуправления.

В работе с родителями сделан акцент на привлечение их к учебно-воспитательному процессу школы и их педагогическое просвещение.

С целью коррекции поведения и успеваемости обучающихся предусмотрена работа с педагогами, работающими в классе и «проблемными» детьми.

          Результатом эффективности реализации воспитательной программы должны стать:

  1. сформированная положительная самооценка обучающихся;

  1. успешность в учении и труде; отношение к обществу, людям,  окружающему миру, самому себе;

  1. удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания   детей, их положением в классном и школьном коллективах.


Цели и задачи воспитания

 обучающихся

Цель: формирование успешной личности.

Задачи:   

  1. Совершенствовать у обучающихся умения и навыки планирования и организации учебной и учебно-исследовательской деятельности.
  2. Создать условия для формирования позитивной самооценки подростков.
  3. Формировать навыки оценивания результатов собственного труда.
  4. Повысить мотивацию обучающихся развития ключевой компетенции первичного профессионального самоопределения.


Структура самоуправления в классе

Собрание

обучающихся класса

Микрогруппы

Совет дела

Актив класса


Социум

(учебно-воспитательный комплекс)

Филиал районной сельской библиотеки

Дополнительное образование

ДЮСШ

ДК Сарсаз

ДК п.ст. Юрга 2

ДК д. Шалай

Районный краеведческий музей

Музыкальная школа

школа


Работа органов самоуправления

Мероприятие

Срок

Ответственные

1

Собрание «О нашей работе»

Сентябрь

Кл. руководитель

2

Выборы активов  классов.

 Распределение поручений

Сентябрь

Лидер

3

Заседание Совета Лидеров (подготовка, проведение и анализ мероприятий, ключевых дел)

В течение года

Лидер

4

Учеба актива

1 раз в четверть

  1. «Лидером быть – нелегкая задача»

Лидер

  1. «Стрелка планирования»

Кл. руководитель

  1. «Успех мероприятия»

Ответственный за культмассовую работу

  1. «Формы проведения классных мероприятий»

Ответственный за учебу

9

Работа советов дела

В течение года

Лидер

10

Огоньки

1 раз в месяц

Лидер

11

Собрание класса «Итоги года»

Май

Актив класса

Формы работы

по направлениям воспитательной работы

Направления

Формы работы

Познавательное направление

  1. Академия «Веселых наук»
  2. Аукцион знаний
  3. Викторина
  4. Защита проектов
  5. Интеллектуальная игра
  6. Школьная научно-практическая конференция
  7. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн

Нравственно-правовое направление

  1. Операции «Забота», «Радость людям»
  2. Акция «Дети и молодежь за добро и милосердие»
  3. Классный час о дружбе, о семье
  4. Диспут
  1. Классный час «Наши главные права»
  2. Беседа об обязанностях в семье
  3. Встречи с инспектором ПДН
  4. Экскурсии

Патриотическое направление

  1. Агитбригада
  2. Беседа за круглым столом
  3. Встреча поколений
  4. Поисковая работа
  5. Митинг
  6. Политинформация
  7. Рассказы о забытых героях
  8. Фестиваль дружбы народов

Художественно-эстетическое

  1. Вечер легенд
  2. Вечеринка
  3. Задушевный разговор
  4. Огонек
  5. Бал именинников
  6. Час общения
  7. Шоу-программа

Физкультурно-оздоровительное

  1. Турнир
  2. Познавательный час о здоровье
  3. День здоровья
  4. Викторина
  5. Спартакиада
  6. Встреча с мастерами спорта
  7. Походы
  8. Шахматно-шашечный турнир
  9. Спортивная информация

Трудовое направление

и профориентация

  1. Встречи с людьми труда
  2. День самостоятельности
  3. Защита профессии
  4. Операции «Желтый лист», «Урожай»
  5. Экскурсии
  6. Эстафета трудовых дел

Самоуправление класса

Главным органом самоуправления в классе является ученическое собрание.

На собрании каждый может высказать свое мнение, участвовать в обсуждении и принятии решений. На классном собрании рассматривается и утверждается план работы классного коллектива, выбирается актив класса, обсуждаются все вопросы жизнедеятельности класса и принимаются по ним соответствующие решения.

Лидер класса – организует жизнедеятельность ученического коллектива, руководит работой актива , участвует в работе  Совета Лидеров школы, вдохновляет других на достижение успеха, добивается максимального вовлечения одноклассников в работу, учит сотрудничеству, разрабатывает пути решения

Ответственный за учебные дела – создает условия для учебной деятельности учеников школы, собирает информацию об учебе, проводит мероприятия познавательного направления

Ответственный за спортивные дела – готовит и проводит спортивные соревнования, физминутки, организует участие классов в общешкольных спортивных мероприятиях, знакомит учеников школы со спортивной жизнью

Ответственный за трудовые дела – организует дежурство классов по школе, проведение трудовых операций, субботников

Ответственный за культмассовую работу – готовит и проводит вечера отдыха, праздники, конкурсы, организует экскурсии, культпоходы, встречи с интересными людьми

План работы класса

План работы школы составляют сами  обучающиеся совместно с заместителем директора по воспитательной работе.

Приемы для составления плана:

  1. План составляется в группах, затем защита и обсуждение;
  2. Анкета:
  1. Лучшие дела за прошлый год
  2. Неудачные мероприятия. В чем причина неудач
  3. Твои предложения
  4. С кем бы хотел встретиться
  5. Куда хотел бы пойти на экскурсию
  6. Что предложил бы сделать для школы, села
  7. Что ты можешь организовать сам и провести
  8. Что интересного провести на каникулах
  1. Тематическое планирование. Ребята в группах планируют работу по направлениям (спортивные дела, трудовые и т.п.);
  2. Публичная защита главного дела года;
  3. Разведка (интересные люди, кому нужна помощь, места экскурсий, походов и т.д.)

Стрелка планирования дела

Принцип трех «С» - сами планируем,

                                                 сами проводим,

Задачи

                                                                     сами анализируемРесурсы

Видение

Цели

Роли

Что?

Кто?

Когда?

Критические факторы успеха

           

Что поможет

  1. Видение (Что сделать?) Проблема
  2. Цели (Для чего?)
  3. Задачи (Как?) Несколько задач
  4. Роли ( Кто? Что? Когда?)
  5. Ресурсы (Что есть?)
  6. Критические факторы успеха

                                        (Что глобально помешает?)

  1. Что глобально поможет?

Работа с родителями

Без эффективного взаимодействия классных руководителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить невозможно.

Задача классных  руководителей – забота о развитии личности каждого ребенка.

Задача учителей – дать определенную сумму знаний по предметам, научить творчески мыслить.

Задача родителей – помочь ребенку стать образованным и мыслящим, любящим, здоровым, готовым принять самостоятельные решения, т.е. воспитать саморазвивающуюся личность.

Формы работы с родителями

  1. Общее родительское собрание
  2. Совместные собрания родителей и обучающихся
  3. Собрание родителей с ограниченным числом участников (состав определяется поставленной проблемой)
  4. Индивидуальные беседы с родителями
  5. Анкетирование родителей
  6. Формирование банка данных о семье (социальный паспорт)
  7. Приглашение на уроки и внеклассные мероприятия
  8. Посещение семей и знакомство с особенностями семейного воспитания
  9. Организация встреч родителей со специалистами школы, медиками, инспекторами  ПДН

Работа с педагогами,

 работающими в классе

  1. Изучение учебной мотивации обучающихся
  2. Изучение учебных интересов обучающихся и их учет педагогами
  3. Сотрудничество педагогов с обучающимися класса во внеурочное время
  4. Помощь педагогов обучающимся по ликвидации пробелов знаний
  5. Привлечение педагогов к участию в родительских собраниях

Индивидуальная работа

с «проблемными»

 обучающимися класса

  1. Индивидуальная работа по коррекции поведения
  2. Вовлечение во внеурочную деятельность (кружки, спортивные секции)
  3. Индивидуальные беседы по итогам успеваемости
  4. Организация работы школьных специалистов с обучающимися


Традиции классных коллективов

  1. Каждому – поручение
  2. Классные часы
  3. Дежурство по классу
  4. Дежурство по школе
  5. Совет дела
  6. Проверка дневников
  7. Операция «Праздничная открытка» (8 Марта, 23 Февраля, День влюбленных, день рождения)
  8. Майские посиделки (окончание учебного года)

Принципы жизнедеятельности ученического коллектива

  1. Много знать – престижно
  2. Помогать друг другу – нормально
  3. Готовить дело по чужому сценарию – невозможно
  4. Жить в неуютной обстановке - нельзя

Диагностическая деятельность

  1. Методика «Изучение мотивов участия в деятельности»

     (по Л.В. Байбородовой)

  1. Методика «Атмосфера в классе» (по Л.Т. Жедуновой)
  2. Методика «Готовность к саморазвитию» (по С. Грачеву)
  3. Методика «Определение уровня саморазвития в ученическом коллективе» (по М.И. Рожкову)

  1. Методика «исследование мотивации общения»

     (по М. Орлову, В.И. Шкуркину, Л.П. Орловой)

  1. Методика «Наши отношения» (по Л.М. Фридман)
  2. Методика «Определение уровня воспитанности» (по Ю.В. Васильевой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья о новых формах работы с коллективом....

Новые формы воспитательной работы с коллективом.

Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....

Анализ воспитательной работы классного коллектива.

Для реализации поставленных целей при проведении классных часов, большое внимание уделялось формированию потребностей общения, умению сообща думать, умение выслушивать мнение других, быть добрыми и че...

Программа воспитательной деятельности в коллективе обучающихся 8 «Б» класса на период 2014-2015 учебного года.

Программа воспитательной деятельности в коллективе  обучающихся 8 «Б» класса  на период 2014-2015 учебного года....

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Современные формы визуализации достижений обучающихся в системе воспитательной работы

В презентации отображены современные формы визуализации достижений обучающихся в сиситеме воспитательной работы ЦПВ и ПР ГБОУ "Балтийский берег"...