Рабочая программа по психологии "Мир эмоций", 7 класс
рабочая программа по психологии (7 класс)

Горячук Ирина Витальевна

Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска». Разные люди в силу различных биологических особенностей переживают этот период по-разному: для кого – то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». Это возраст и бурной физической перестройки организма, и изменения самовосприятия, и появления чувства взрослости. Поэтому очень важно в это время поддержать ребенка, помочь решить те или иные проблемы.Данная программа является хорошим инструментом психопрофилактической работы с подростками на этапе их вхождения в старший подростковый возраст. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_7_klass_vneurochka.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие  эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

Предметными результатами:

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения в обществе и т. п.), первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);
  • знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции;
  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других в межличностном взаимодействии.

Учащиеся научатся:

  • применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;
  • видеть свою уникальность и неповторимость;
  • распознавать свои эмоции и эмоции других людей;
  • понимать особенности собственного эмоционального мира.
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); 
  • строить взаимоотношения с окружающими;
  • конструктивно разрешать конфликтные ситуации;  
  • правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;  
  • самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • прогнозировать последствия собственных поступков;
  • устанавливать и сравнивать различные точки зрении, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Метапредметными результатами являются:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.  А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Распределение учебных часов по разделам программы

Наименование разделов

Количество часов

1

Эмоции в нашей жизни.

16

2

Психология  переживания  «вредных»  чувств.

10

3

Эмпатия в психологии.

9

Итого:

35

I раздел «Эмоции в нашей жизни»

Создание условий для осознания подростками происходящих с ними психологических изменений, для определения основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация). Формирование у подростков навыка распознавания эмоций другого человека. Обсуждение «нормализации» переживания социально неодобряемых эмоций. Ознакомление подростков с приемом «Эмоциональный дневник» и обучение использованию этого приема для рефлексии своего эмоционального состояния и самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.

II раздел «Психология переживания «вредных» чувств»

Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении; анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Обращение подростков к собственному опыту агрессии. Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личному опыту.

III раздел «Эмпатия в психологии»

Экспресс – диагностика уровня эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков. Создание условий для исследования учащимися уровня своей эмпатии в режиме развивающей психодиагностики. Анализ возможного поведения и чувств сторон в потенциально конфликтной ситуации. Формулирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы разделов

Количество часов

Раздел І. Эмоции в нашей жизни

1.

Что значит «я – подросток»?

1

2.

Как узнать эмоцию?

1

3.

Я – наблюдатель.

1

4.

Мои эмоции и чувства.

1

5.

Почему нам нужно изучать чувства?

1

6.

Эмоциональный словарь.

1

7.

Чувства «полезные» и «вредные».

1

8.

Сказка «Страна Чувств».

1

9.

Нужно ли управлять своими эмоциями?

1

10.

Что такое «запретные» чувства?

1

11.

Передача чувств по наследству.

1

12.

Какие чувства мы скрываем?

1

13.

Маска.

1

14.

Я в «бумажном зеркале». «Бумажное отражение».

1

15.

Итоговое занятие.

1

Раздел ІІ. Психология  переживания  «вредных»  чувств

16.

Что такое страх?

1

17.

Страхи и страшилки.

1

18.

Побеждаем все тревоги.

1

19.

Стресс и тревожность

1

20.

«А что они обо мне подумают?»

1

21.

Страх оценки.

1

22.

Злость и агрессия.

1

23.

Как справится со злостью?

1

24.

Лист гнева.

1

25.

Обида.

1

26.

Как простить обиду?

1

Раздел ІІІ. Эмпатия в психологии

27.

Что такое эмпатия?

1

28.

Зачем нужна эмпатия?

1

29.

Развиваем эмпатию.

1

30.

Эмпатия в действии.

1

31.

Способы выражения чувств.

1

32.

Тренировка «Я-высказываний».

1

33.

Комплименты.

1

34.

Итоговое занятие.

2

35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...