Рабочая программа по психологии "Встречи с самим собой", 8 класс
рабочая программа по психологии (8 класс)

Горячук Ирина Витальевна

С каждым годом потребность в психологической поддержке подростка  и в советах психологов становится всё очевидней. Это диктуют новые жизненные направления. Размытость идеалов и ценностей в обществе, незнание элементарных основ психологии вызывают глубокий личностный кризис у подростков, требующий часто профессионального  специфического вмешательства. Рабочая программа занятий по психологии для 8-х классов разработана на основе авторской программы уроков психологии для школьников А.В. Микляевой «Встречи с самим собой», которая содержит богатый материал, накопленный в ходе работы автора школьным психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_rp_8_klass.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие  эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

Предметными результатами являются:

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения в обществе и т. п.), первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);
  •  знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции;
  • осознанное понимание и сопереживание чувствам других в межличностном взаимодействии.
  • полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

Учащиеся научатся:

  • применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;
  • применять техники и приемы эффективного общения,
  • адекватно анализировать собственные проблемы;
  • использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.
  • понимать свои чувства, контролировать их и рассказывать о них другим;
  • видеть свою уникальность и неповторимость;
  • понимать своих сверстников и взрослых, строить с ними конструктивные отношения;
  • понимать особенности собственного эмоционального мира;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); 
  • самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы;
  • толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • прогнозировать последствия собственных поступков;
  • устанавливать и сравнивать различные точки зрении, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Метапредметными результатами являются:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 

Программа по внеурочной деятельности «Встречи с самим собой» рассчитана на подростков и построена с учетом их возрастных интересов. Обучающимся 8-х классов предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития.

Эти занятия воспринимаются подростками как наука о  внутреннем мире человека, которая нужна для того, чтобы лучше понять себя и других, научиться самостоятельно решать проблемы, помогать себе и другим в  трудных ситуациях, скорректировать собственное поведение.

  1. Наедине с собой.

Формирование позитивной мотивации к урокам психологии путем обращения к жизненному опыту учащихся, создание условий для понимания подростками необходимости соблюдения правил работы. Создание условий для самоанализа подростками отношения к имени как проекции самоотношения. Создание условий для обращения подростков к собственным недостаткам как нормальным особенностям личности любого человека. Обращение подростков к собственной ценностно- смысловой сфере. Исследование подростками особенностей организации своего времени.

  1. Время взрослеть.

Создание условий для обращения подростков к собственным перспективным планам. Формирование объективной оценки учащимися своей внешности и осознания собственных стереотипов «идеальной внешности». Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия, анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями. Формулирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих. Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины/ женщины (полоролевая самоидентификация).

Осознание подростками своего отношения к риску и состоянию азарта. Обращение к опыту неуверенного поведения, описание его особенностей и психологических причин. Закрепление представлений об уверенном и неуверенном поведении, развитие навыков уверенного выступления. Формирование представлений об оптимальном самоутверждении.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Количество часов

1.

Вводное занятие. Наедине с собой?

1

2.

Что я знаю о себе

1

3.

Значение имени. Мои имена

1

4.

Моё уникальное «я»

1

5.

Я глазами других

1

6.

Как меня видят другие?

1

7.

Мои достоинства и недостатки

1

8.

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны

1

9.

Мои недостатки

1

10.

Как превратить недостатки в достоинства?

1

11.

Мои ценности

1

12.

Наши ценности

1

13.

Я в «бумажном зеркале»

1

14.

«Отражение»

1

15.

Планирование времени

1

16.

Обобщающее занятие

1

17.

Время взрослеть

1

18.

Моя будущая профессия

1

19.

Как я выгляжу?

1

20.

Как я выгляжу? (продолжение)

1

21.

Моя семья

1

22.

«Трудные дети» и «трудные родители»

1

23.

Мои права  в семье

1

24.

Что такое дружба?

1

25.

Мужчины и женщины

1

26.

«Я – мужчина», «Я - женщина»

1

27.

Что такое любовь?

1

28.

Рисковать или не рисковать?

1

29.

Что такое уверенность в себе?

1

30.

Тренируем уверенность в себе

1

31.

Уверенное выступление

1

32.

Умение сказать  «нет»

1

33.

Уверенность или самоуверенность

1

34.

Обобщение материала

1

35.

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"

                          Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждениесредняя    общеобразовате...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочие программы курса "Я учусь владеть собой" для обучающихся с УО, вариант 1

Предмет «Я учусь владеть собой» имеет практическую направленность и способствует формированию социально-значимых умений обучающихся с нарушением интеллекта....