Рабочая программа по психологии "Встречи с самим собой", 8 класс
рабочая программа по психологии (8 класс)

Горячук Ирина Витальевна

С каждым годом потребность в психологической поддержке подростка  и в советах психологов становится всё очевидней. Это диктуют новые жизненные направления. Размытость идеалов и ценностей в обществе, незнание элементарных основ психологии вызывают глубокий личностный кризис у подростков, требующий часто профессионального  специфического вмешательства. Рабочая программа занятий по психологии для 8-х классов разработана на основе авторской программы уроков психологии для школьников А.В. Микляевой «Встречи с самим собой», которая содержит богатый материал, накопленный в ходе работы автора школьным психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_rp_8_klass.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоения программы обучающиеся достигают личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося,
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  
  • развитие  эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей;

Предметными результатами являются:

  • приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения в обществе и т. п.), первичного  понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • знание основных способов распознания эмоций (мимика, пантомимика, интонации);
  •  знание приемов психологической разрядки негативных чувств; основы саморегуляции;
  • осознанное понимание и сопереживание чувствам других в межличностном взаимодействии.
  • полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;

Учащиеся научатся:

  • применять полученные знания в жизни для развития своих способностей, рефлексии и адекватного восприятия себя и окружающего мира;
  • применять техники и приемы эффективного общения,
  • адекватно анализировать собственные проблемы;
  • использовать приемы саморегуляции поведения и самоанализа.
  • понимать свои чувства, контролировать их и рассказывать о них другим;
  • видеть свою уникальность и неповторимость;
  • понимать своих сверстников и взрослых, строить с ними конструктивные отношения;
  • понимать особенности собственного эмоционального мира;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск психологической информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); 
  • самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • анализировать и сопоставлять информацию, делать выводы;
  • толерантному отношению к другому человеку, умению сопереживать;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • прогнозировать последствия собственных поступков;
  • устанавливать и сравнивать различные точки зрении, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Метапредметными результатами являются:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия осознанного выбора в учебной деятельности;
  • умение работать индивидуально и в группе, аргументировать своё мнение;
  • владение речью;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

Формы и методы организации учебного процесса:

Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 

Программа по внеурочной деятельности «Встречи с самим собой» рассчитана на подростков и построена с учетом их возрастных интересов. Обучающимся 8-х классов предлагаются такие темы, которые могут быть важны для них в силу возрастных особенностей развития.

Эти занятия воспринимаются подростками как наука о  внутреннем мире человека, которая нужна для того, чтобы лучше понять себя и других, научиться самостоятельно решать проблемы, помогать себе и другим в  трудных ситуациях, скорректировать собственное поведение.

  1. Наедине с собой.

Формирование позитивной мотивации к урокам психологии путем обращения к жизненному опыту учащихся, создание условий для понимания подростками необходимости соблюдения правил работы. Создание условий для самоанализа подростками отношения к имени как проекции самоотношения. Создание условий для обращения подростков к собственным недостаткам как нормальным особенностям личности любого человека. Обращение подростков к собственной ценностно- смысловой сфере. Исследование подростками особенностей организации своего времени.

  1. Время взрослеть.

Создание условий для обращения подростков к собственным перспективным планам. Формирование объективной оценки учащимися своей внешности и осознания собственных стереотипов «идеальной внешности». Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия, анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями. Формулирование представлений о дружбе и ее психологических составляющих. Создание условий для осознания подростками степени принятия себя как мужчины/ женщины (полоролевая самоидентификация).

Осознание подростками своего отношения к риску и состоянию азарта. Обращение к опыту неуверенного поведения, описание его особенностей и психологических причин. Закрепление представлений об уверенном и неуверенном поведении, развитие навыков уверенного выступления. Формирование представлений об оптимальном самоутверждении.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Темы

Количество часов

1.

Вводное занятие. Наедине с собой?

1

2.

Что я знаю о себе

1

3.

Значение имени. Мои имена

1

4.

Моё уникальное «я»

1

5.

Я глазами других

1

6.

Как меня видят другие?

1

7.

Мои достоинства и недостатки

1

8.

Мои «плюсы» и «минусы» со стороны

1

9.

Мои недостатки

1

10.

Как превратить недостатки в достоинства?

1

11.

Мои ценности

1

12.

Наши ценности

1

13.

Я в «бумажном зеркале»

1

14.

«Отражение»

1

15.

Планирование времени

1

16.

Обобщающее занятие

1

17.

Время взрослеть

1

18.

Моя будущая профессия

1

19.

Как я выгляжу?

1

20.

Как я выгляжу? (продолжение)

1

21.

Моя семья

1

22.

«Трудные дети» и «трудные родители»

1

23.

Мои права  в семье

1

24.

Что такое дружба?

1

25.

Мужчины и женщины

1

26.

«Я – мужчина», «Я - женщина»

1

27.

Что такое любовь?

1

28.

Рисковать или не рисковать?

1

29.

Что такое уверенность в себе?

1

30.

Тренируем уверенность в себе

1

31.

Уверенное выступление

1

32.

Умение сказать  «нет»

1

33.

Уверенность или самоуверенность

1

34.

Обобщение материала

1

35.

Итоговое занятие.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"

                          Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждениесредняя    общеобразовате...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...