Статья на тему: "Буллинг и Антибуллинг"
статья по психологии

Сычёв Алексей Валерьевич

Технология реагирования на выявленные факты буллинга.

Порядок работы с жертвами и обидчиками.

Рекомендации по проведению беседы с детьми - участниками буллинга.

Этапы и рекомендации по проведению беседы с пострадавшим ребенком.

Правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе.

Памятка учителям "Санкции и Наказания".

Рекомендации педагогам по работе с "отверженными".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_bulling_i_antibulling.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №10 Колпинского района г.СПб

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«БУЛЛИНГ И АНТИБУЛЛИНГ»

Педагог-психолог:

                                                                                                  Сычёв А.В.

2019-2020 учебный год

Санкт-Петербург

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАГИРОВАНИЯ

НА ВЫЯВЛЕННЫЕ ФАКТЫ БУЛЛИНГА

  1.  При установлении факта либо подозрении на существование ситуации травли специалист (педагог, воспитатель, врач, психолог и др.), может сообщить о сложившейся ситуации представителю администрации (директору, завучу по воспитательной работе) в письменном виде по форме (Приложение 1. Форма заявления).
  2.  Администрация совместно с социально-психологической службой учреждения принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.

Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор соответствующей информации и проведение клинико-психологического обследования. Сбор информации проводится по следующим направлениям:

  1. от самого пострадавшего;
  2. от возможных участников издевательств над жертвой;
  3. от свидетелей.

Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить следующие аспекты: факты, подтверждающие наличие буллинга среди сверстников (обратить внимание на признаки травли среди сверстников, описанные выше);

  • его длительность;
  • его характер (физический, психологический, смешанный);
  • основные проявления буллинга - что конкретно происходило, в каких формах выражалось, кто в этом принимал участие;
  • участники (инициаторы и исполнители буллинга);
  • мотивация участников к буллингу;
  • свидетели и их отношение к происходящему;
  • поведение жертвы (пострадавшего);
  • динамика всего происходящего;
  • прочие важные для диагностики обстоятельства.

Полученную информацию специалист должен сопоставить с анамнезом жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными для нас станут любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей в семье, в различных детских коллективах и среди ровесников в неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его последствий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма заявления о подозрении на буллинг.

Директору ОУ         

от        

                  (Ф.И.О., должность, место работы)

ЗАЯВЛЕНИЕ

«        »         20_года в _____часов          минут        были        обнаружены (указать кем) признаки буллинга в отношении несовершеннолетнего (указать несовершеннолетнего, его местожительство, место учебы), в отношении которого неустановленными лицами (либо указать конкретных лиц, если они известны потерпевшему) были совершены действия (указать какие). Признаками, дающими основания подозревать буллинг, являются (указать конкретные признаки). Прошу рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности.

«___ » _______        20__ года

(должность, подпись, Ф.И.О.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Форма заявления для ребенка о случае жестокого обращения.

На имя директора

от (имя ребёнка)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Довожу до вашего сведения, что я (ФИО) число месяц, год время место, пострадал от действий (имя обидчика), описание случившегося.

Указание возможной причины и текущего эмоционального и физического состояния пострадавшего.

Число, подпись

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 Объяснительная для ребенка-агрессора.

На имя директора

от (…) имя ребёнка

Объяснительная

Я, ФИО время, место, что сделал, кто пострадал, объяснение причин.

Число, подпись

ПОРЯДОК РАБОТЫ С ЖЕРТВАМИ И ОБИДЧИКАМИ

Необходимо проведение беседы отдельно с каждым ребенком, пострадавшим от травли. Важно задокументировать беседу с ребенком любым доступным способом (протокол, запись на диктофон, объяснительные и т.д.).

Рекомендации по проведению беседы с детьми - участниками буллинга

  •  Используйте открытые вопросы, избегайте вопросов, на которые можно дать односложный ответ;
  •  Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых травматических моментах;
  •  Дайте ребенку эмоционально отреагировать произошедшее;
  •  Используйте простые слова, избегайте специальных терминов, грамматически сложных вопросов;
  • Вместо местоимений используйте имена собственные и названия мест;
  •  Свяжите вопросы относительно времени с конкретными событиями и занятиями ребенка;
  •  При опросе по поводу сексуального насилия определите вместе с ребенком, как он называет различные части тела. В дальнейшем в своих вопросах используйте его обозначения.

С дошкольниками и младшими школьниками можно использовать рисуночные техники. При этом не следует интерпретировать рисунок; лучше обсудить реальные факты, задавать вопросы фактологического характера:

  •  Что он (ты) сделал?
  •  Как он (ты) себя повел?
  •  Как он (ты) ответил?
  •  Что происходило дальше?
  •  Кто в этом принимал участие? Как?

Эти же вопросы можно задавать и в устной беседе.

Этапы беседы

  •  Подготовка: перед началом беседы необходимо собрать как можно больше информации о ситуации, ребенке и семье. Определите, кто из членов междисциплинарной команды будет проводить беседы. Подготовьте помещение. Определитесь с формой проведения беседы.
  •  Налаживание контакта: представьтесь, помогите ребенку преодолеть страх и стеснение. Например, предложите ему рассмотреть поближе игрушки, спросите как у него настроение, как прошел день, нравится ли ему в кабинете.
  •  Объяснение цели и процедуры опроса: поговорите с ребенком о цели вашей встречи, в том числе о необходимости говорить правду, в соответствии с уровнем развития ребенка. Например, с маленькими детьми необходимо выяснить, как они понимают разницу между правдой и ложью, используя понятия «хорошо» и «плохо». Предоставьте возможность ребенку в определенной мере контролировать беседы: просить перерыв, переспрашивать и т.п.
  •  Воссоздание обстоятельств происшествия: задайте вопросы, касающиеся обстоятельств жестокого обращения и отношения ребенка к произошедшему. Начать необходимо со свободного повествования, а когда ребенок закончит свой рассказ, нужно задать вопросы для сбора недостающей информации.
  •  Завершение: ответьте на все вопросы, возникшие у ребенка. Объясните ему, какими будут Ваши следующие шаги. Не давайте обещаний, которые не сможете сдержать. Поблагодарите ребенка за участие вне зависимости от результатов беседы.

Рекомендации по проведению беседы с пострадавшим ребенком

Информация о жестоком обращении, которую необходимо собрать:

  •  факты насилия в отношении несовершеннолетнего и (или) пренебрежения основными нуждами ребенка со стороны родителей (законных представителей);
  •  продолжительность, регулярность и тяжесть жестокого обращения;
  •  обстоятельства выявления жестокого обращения (кто и при каких обстоятельствах обратился за помощью);
  •  отношение ребенка и его окружения к произошедшему;
  •  кто из ближайшего окружения ребенка знал о фактах жестокого обращения; если жалобы были, каков был результат, какая поддержка была оказана;
  •  актуальное эмоциональное и физическое состояние ребенка; считает ли ребенок, что его жизни и здоровью угрожает непосредственная опасность.

Если Вы - первый человек, кому ребенок рассказал о травле:

  •  сохраняйте спокойствие;
  •  скажите ребенку, что Вы ему верите и, что он поступил правильно, рассказав Вам о насилии;
  •  выслушайте его рассказ внимательно, проявите терпение, постарайтесь сдержать свои эмоции;
  •  скажите ребенку, что произошедшее с ним - это не его вина;

• заверьте ребенка в том, что Вы сделаете все возможное, чтобы обеспечить его безопасность.

Компоненты, которые могут быть использованы в Программе профилактической работы:

1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями

 2. Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.

3. Включение занятий по профилактике буллинга 

4. Создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним.

5. «Библиотерапия» (использование на занятиях художественной литературы, посвященной буллингу)

6. Фильмы и наглядные пособия 

7. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.

8. Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства

9. Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики.

10.Создание на базе школы команды специалистов по буллингу/анти- буллинговых комитетов (учителя, психолог/соц.работник, директор…)

11.Создание комитетов, в которых участвую дети, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления

12.Создание линии доверия по вопросам буллинга на базе школы (или нескольких школ) (иногда сотрудники школ (Олвеус), иногда – дети, прошедшие подготовку (Шеффилд)

 13.Регулярные встречи с родителями.

 14.Организация групп поддержки для детей-жертв травли, для родителей детей-«жертв» и для родителей детей-«агрессоров».

15.Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами.

16.Тренинги уверенного поведения для детей-жертв

Встречи всех детей-участников (жертвы, агрессора, других нападающих, и нескольких свидетелей), вместе с учителем/психологом/социальным работником. Обсуждение ситуации, чувств ребенка-жертвы, возможных выходов из нее. (Медиация)

 Последовательные индивидуальные встречи с ребенком-жертвой, ребенком-агрессором, с другими нападающими детьми, далее со всеми вместе (метод Пикаса)

 Развитие навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая работа (спорная)

 Развитие навыков взаимодействия (индивидуальная и групповая работа)

Некоторые школы придерживаются системы жестких санкций и наказаний, но лучше наметить профилактическую работу и попробовать обойтись без «силовых» мер воздействия.

Обязательные правила профилактики буллинга для педагогов и всех взрослых, работающих в школе

  • Оставаться спокойным и контролировать ситуацию
  • Отнестись к случаю или к рассказу о нем серьезно. Не игнорировать, не преуменьшать его значение.

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, повышается восприимчивость к ситуациям буллинга и появляется способность адекватно реагировать.

  • Занять позицию.

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам буллер также изменили свою позицию в отношении буллинга, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

  • Разговор с буллером.

Если стало известно о случае буллинга, необходимо провести беседу с зачинщиком, где, прежде всего, ясно дать понять, что в школе не будут терпеть буллинг и обозначить свою позицию.

  • Разговор с жертвой буллера.

Беседа с жертвой буллинга призвана, прежде всего, поддержать его, устранить чувство страха и угрозы, а также перестать скрывать буллинг. Очень важно защитить ребенка, ставшего жертвой буллеров.

  • Разговор с классом.

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

  • Проинформировать педагогический коллектив.

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль.

  • Пригласить родителей для беседы.

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

  • Наступление неотвратимых последствий.

Буллеры должны встретиться с неизбежными последствиями своих действий. Сюда относится, в том числе, принесение извинений жертве и восстановление того имущества, которое было испорчено или отобрано.

Памятка учителям «Санкции и наказания»

Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о «расплате» (санкции), будет форма «когда... — то...»

«Когда ты делаешь это (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».

Формула: «Если бы ты не..., не случилось бы...» — хуже, так же как и содержащая угрозу формула: «Если ты сделаешь..., то я сделаю...»

ТРИ ОТЛИЧИЯ САНКЦИЙ ОТ НАКАЗАНИЙ

1. Последствия должны быть тесно связаны с нарушением поведения

Санкции, которые вы применяете к ученику, должны быть очевидно логически связаны с этим нарушением. Чем теснее связь и чем яснее она видна, тем ценнее этот опыт для ученика.

Ученица качается на стуле, расшатывая ножки. Санкция — постой немного. В голове у девочки — четкая связь: «Когда я раскачиваю мой стул, я лишаюсь привилегии сидеть на нем». Другие санкции, например, остаться после уроков для уборки класса, логически не связаны с проступком Светы.

Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, ученик получил в школе, а не дома. Тут очень важно разделять сферы ответственности: наказание за проступок, совершенный в школе, — это не обязанность родителей.

2. Санкции должны быть соразмерны проступку

Соразмерность означает, что интенсивность и тяжесть санкций должны быть пропорциональны проступку. Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а только для того, чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Например, Лиза нацарапала свое имя на дверях лаборантской. Соразмерной санкцией будет заставить ее очистить дверь лаборантской (или выкрасить ее). Несоразмерной — вымыть все исписанные двери (или двери туалета). Соразмерная санкция будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика. Ведь мы хотим воспитать нормальных, уважающих себя учеников, а не врагов на всю жизнь. Ваня наплевал семечки под своей партой. Санкция — убрать только под своей партой.

3. Санкции должны быть созидательными

Созидательность означает прежде всего уважительное отношение к ученику, к его самоуважению. Созидательные санкции не закрывают ученику пути к хорошему поведению в будущем. Чтобы избежать типичных ошибок, нужно:

• говорить о «плохом» поведении, а не о плохом ученике,

• не сравнивать ребенка с другими,

• не обвинять,

• не стыдить и не позорить,

• избегать чтения морали и лекций о поведении.

Формулирование санкции должно быть неэмоциональным, в вежливых терминах и основываться на фактах.

В том случае, если санкции не связаны с проступком, не соразмерны проступку и не созидательны по форме, они превращаются в наказание. Санкции и наказания похожи, так как и те и другие строятся на логике: «Когда ты делаешь это — за ним следует то-то». Но содержание наказания не вытекает логически из конкретного проступка — оно произвольно назначается взрослым. Наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны — они унижают и разрушают. Они провоцируют ненависть и антагонизм, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.

Следствия наказания — обида, ожесточение, оборона со стороны ученика. Мы рискуем получить все это, спутав наказание и санкции.

Классификацию санкций.

  • Лишение ученика прав:
  1. На свободное распоряжение своим временем. Когда ученики опаздывают, бездельничают и мешают другим ученикам, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Можно потребовать, чтобы ученики приходили в школу до уроков или оставались после, проводя таким образом время не так, как им хочется. Количество «штрафного» времени должно соответствовать количеству времени, отнятого у других и увеличиваться при повторении подобного поведения.
  2. На использование определенных предметов и оборудования. Ученики, которые портят учебники, лабораторную аппаратуру, аудио- и видеотехнику, спортивное снаряжение и т.д., могут быть лишены права пользования ими на ограниченное время.
  3. На доступ в некоторые помещения школы. Когда ученики хулиганят в столовой или библиотеке, их можно в качестве санкции на определенное время лишать права бывать именно в столовой или в библиотеке.
  • Информирование других людей о поведении ученика:
  1. Организация встречи ученика и учителя с представителями администрации школы и информирование их о поведении ученика. Если учитель все-таки чувствует полную беспомощность в отношениях с учеником, он может вместе с ним встретиться с завучем или директором. Цель встречи — обсудить, что случилось, и план действий, чтобы подобное не повторилось еще раз.
  2. Информирование родителей ученика. Иногда о выходке ученика необходимо проинформировать родителей.
  • Возмещение учеником убытков:
  1. Починка, ремонт предметов, вещей.
  2. Денежное возмещение убытков.

Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку

  • повышаем голос,
  • произносим фразу типа. «Учитель здесь пока еще я",
  • оставляем последнее слово за собой,
  • используем такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челюсти и сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»,
  • разговариваем с сарказмом,
  • даем оценку характеру ученика,
  • действуем с превосходством, используем физическую силу,
  • втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,
  • настаиваем на своей правоте,
  • читаем морали,
  • ставим учеников в угол,
  • оправдываемся, защищаемся или «даем взятку»,
  • формулируем обобщения типа: «Вы все одинаковы»,
  • изображаем негодование,
  • придираемся, изводим кого-то придирками,
  • передразниваем учеников,
  • сравниваем одного ученика с другим,
  • командуем, требуем, давим,
  • поощряем ученика, фактически награждая его за «плохое» поведение.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАБОТЕ С «ОТВЕРЖЕННЫМИ»

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников

2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников

3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете

4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.

5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.

7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

 Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга

Скажите ребенку:

  • Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
  • Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
  • Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
  • Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
  • Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Буллинг в школе"

Материал для родительского собрания на тему "Буллинг в школе"...

методический семинар на тему "Буллинг как социально - педагогическая проблема"

Тема данного методического семинара посвящена глобальной и массовой проблеме - буллингу. Здесь раскрыты как причины буллинга, так и его последствия, а также как с ним можно бороться....

Короткая презентация на тему "Буллинг в школе"

Презентация короткая, может быть дополнена. Дает информацию к размышлению педагогу и родителям. Может быть использована на родительском собрании....

Публичное выступление для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "«Буллинг - проблема детского коллектива и создание безопасной среды в школе и семье для её устранения».

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Травля, агрессивно...

Результаты исследования на тему "Буллинг в школе"

Результаты исследования на тему "Буллинг в школе"...

Кроссворд по теме "Буллинг"

https://learningapps.org/11236570 Кроссворд по теме Буллинг...