Главные вкладки

    Конспект развивающего занятия для учащихся 4-х классов «Дорога в пятый класс»
    методическая разработка по психологии

    Цель: повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doroga_v_pyatyy_klass.docx32.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект развивающего занятия для учащихся 4-х классов

    «Дорога в пятый класс»

    Цель: повышение адаптивных возможностей и развитие навыков уверенного поведения при переходе в среднее звено.

    Задачи:

    1. Формировать чувство психологической защищённости.
    2. Развивать конструктивные способы взаимодействия в детском коллективе.
    3. Развивать память, внимание, мышление.
    4. Закреплять навыки бесконфликтного общения в детском коллективе.
    5. Мотивировать учащихся на спокойное «вхождение» в среднее звено.

    Материалы: пазл в виде сердца, шарф, карточки с фразами, карточки с буквами б, т, ь, л, о, з, а, с, о, ю, н, л, е, ь, т, н, карточки с недописанными стихотворениями.  

    Вводная часть.

    Дети заходят в класс. На доске написано «Дорога в пятый класс».

    – Ребята, сегодня нам с вами предстоит собраться в дорогу. Как вы думаете, куда? (ответы детей).

    – Что обычно люди берут с собой в дорогу? (чемодан, карту и т.д.) Давайте сегодня, соберем чемодан вашего класса. В него мы поместим те качества, которые понадобятся вам в средней школе.

    Разделиться на три команды (по рядам).

    Основная часть.

    1 испытание

    Игра «Машинка из будущего»

    Цель: развитие внимания, взаимопонимания.

    – Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает. Задача хозяина – четко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не случилось. В свою очередь машинка должна внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды.

    Выберите от каждой команды одну пару. Для того, чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто машинкой, проведем жеребьевку.

    Машинкам завязывают глаза. Едут сразу все пары по площади с хаотично расставленными стульями. Взрослые наблюдатели помечают на бумаге для каждой пары: сколько столкновений с предметами, другими машинками, неправильных указаний или выполнений указаний. В результате выбираем пару, где машинка проехала весь путь без аварий. В конце испытания вопрос классу и взрослым: кто же оказался лучшим хозяином машины? (в ходе обсуждения выбирается один человек).

    – Какое же качество всем помогало справиться с этим заданием? (умение слушать и выполнять задание, умение ориентироваться в пространстве и внимательность). Вы сумели правильно назвать и продемонстрировать одно из важных качеств – внимательность, поэтому команда получает первый фрагмент пазла, на котором написано это качество.

    ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

    2 испытание

    Игра «Изобрази фразу»

    Цель: развитие двигательной памяти, мышления, воображения.

    – Для этой игры нам нужно выбрать от каждой команды по два человека – сообразительных и артистичных. Каждая пара получает по карточке, на которых написаны фразы. На обсуждение 1 минута. Задача ребят – передать при помощи различных звуков и жестов смысл этой фразы так, чтобы вы сумели ее понять и назвать.

    ФРАЗЫ:

    • Встреча гостей;
    • Решение задачи;
    • Занятие спортом;
    • Чтение интересной книги;
    • Игра на компьютере;
    • Укладывание чемодана.

    – Как вы думаете, какое качество помогало вам справиться с этим заданием?

    ТВОРЧЕСТВО

    – Вы правильно назвали еще одно качество, поэтому получаете второй фрагмент пазла, на котором написано это качество (команде, от которой была лучшая пара).

    3 испытание

    Игра «Вопрос – ответ»

    Цель: развитие познавательной активности, мышления.

    – Вам предлагается в течение небольшого количества времени ответить на несколько вопросов. Принимается только один ответ от команды, поэтому надо совещаться внутри команды, чтобы выбрать тот ответ, который вы считаете наиболее правильным. Команды будут отвечать по очереди.

    ЗАГАДКИ

    1. Чем кончается лето и начинается осень? (буква «о»)
    2. Сколько в азбуке букв? (6)
    3. Чем кончается бал и карнавал? (буквой «л»)
    4. Название, какого предмета на кухне состоит из ста одинаковых букв? (сто «л»)
    5. Отчего гусь плавает? (от берега)
    6. Почему, когда захочешь спать идешь на кровать? (по полу)
    7. Каждый месяц заканчивается 30-31 числом, а какой месяц имеет число 28? (все)
    8. В каком числе столько же цифр, сколько и букв? (100 – сто)
    9. Почему кошка бегает? (летать не умеет)
    10. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, он говорить не умеет)
    11. Когда человек бывает деревом? (когда он со сна – сосна)
    12. Какие две ноты растут в огороде? (фа – соль)

    – Кто может назвать качество, которое помогало вам в этой игре? (умение думать, мыслить логически, смекалка).

    СМЕКАЛКА

    Команда, отгадавшая большее количество загадок, получает фрагмент пазла.

    4 испытание

    Игра «Составь слово»

    Цель: развитие внимания, памяти и логического мышления.

    – Сейчас каждая команда, получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача – в течение 2 минут составить из этих букв слово, которое обозначало бы человеческое качество.

    Команды получают набор карточек с буквами:

    б, т, ь, л, о, з, а, с, о, ю, н, л, е, ь, т, н.

    Получается слово

    ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

    Команда, быстрее других закончившая работу, получает фрагмент пазла.

    5 испытание

    Игра «По дорогам сказок»

    Цель: развитие познавательной активности.

    – Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Вопросы очень простые, поэтому отвечать нужно быстро. Выберите от каждой команды по 3 человека для выполнения этого задания.

    1. Кто из героев русских сказок был бессмертным? (Кощей)

    2. Какой овощ вытянули из земли шесть персонажей? (репка)

    3. Какое домашнее животное является персонажем многих сказок? (кот)

    4. Кто из героев сказок похож на мяч? (Колобок)

    5. Кто помогал Емеле творить чудеса? (щука)

    6. Кем оказалась лягушка, около которой упала стрела? (царевной)

    7. Как звали сестру Иванушки, которого унесли Гуси-Лебеди? (Аленушка)

    8.  Кто не разрешал открывать дверь, чтобы не пришел волк? (коза)

    9. Кого называли «Золотой гребешок»? (петушка)

    10. Какое золото дед поймал в море? (рыбку)

    11. Какая птица снесла деду с бабкой золотое яичко? (курочка)

    12. С чем осталась старуха после того, как пожелала стать морскою владычицей? (с корытом)

    13. Кто пригласил в гости лису и угощал ее из кувшина? (журавль)

    14. Как Дед Мороз называет Снегурочку? (внучка)

    15. Кто нес бабушке пирожки? (Красная шапочка)

    – Какое качество было необходимо в этом испытании? (скорость, быстрота…)

    БЫСТРЫЙ ТЕМП РАБОТЫ

    Команда, отгадавшая большее количество загадок, получает фрагмент пазла.

    6 испытание

    Игра «Помоги поэту»

    Цель: развитие мышления.

    Каждая команда получает по три маленьких стихотворения, где надо вставить слова.

    – Один рассеянный поэт сочинил стихотворения, но забыл написать кое-какие слова.

    1. Тили-бом, тили-бом,

    Загорелся Кошкин дом.

    По такому … (поводу)

    Кот помчался по воду.

    2. В размышлениях о кошке

    Посидел кот на … (окошке),

    Посмотрел на … (потолок),

    Воду в ступе потолок.

    3. Говорили тиграм … (львы)

    «Эй, друзья, слыхали ль вы,

    Что не может … (носорог)

    Почесать свой нос о рог?»

    4. Солнце прячется за бор,

    А Котофей Иванович

    Прыгает через… (забор) –

    Прогуляться на ночь.

    5. Стрела остра и зелена

    Растет на грядке лука.

    К тому же так пряма она,

    Что хоть стреляй из …(лука).

    6. На виду честного люда

    Трусит с горки съехать … (Люда)

    А у Сани, а у Сани

    С горки сами едут… (сани).

    – Какое качество вам сейчас помогало?

    НАХОДЧИВОСТЬ

    Команда, быстрее других закончившая работу, получает фрагмент пазла.

    7 испытание

    Игра «Пойми меня»

    Цель: развитие мышления, самоконтроля, взаимопонимания. 

    – Команды выстраиваются в колонну, друг за другом. Каждая команда получает по слову. Его нужно объяснять, описывать словами, но не называть само слово, иначе слово заменяется на другое и вы начинаете сначала. Первый в колонне слово читает и объясняет второму, второй записывает, как понял слово, и объясняет третьему, и т.д. Команды выполняют испытание по очереди. Другие команды слово знают и следят, чтобы оно не было названо.

    Слова: математика, парта, авторучка (резервные слова: чтение, доска, стёрка).

    – Какое качество необходимо вам было сейчас?

    ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

    Команда, более точно передавшая слово, получает фрагмент пазла.

    8 испытание

    Задание «Исключи лишнее»

    Цель: развитие мышления.

    – И последнее испытание вы будете проходить все вместе. Вам нужно убрать лишнюю пословицу:

    1. Конь познается при горе, а друг – при беде.
    2. Старый друг лучше новых двух.
    3. Где умному горе, там дураку веселье.
    4. У дружных соседей и сохи свились вместе.

    – Какая пословица лишняя? (3) почему? (1,2,4 – о дружбе). Так о каком же качестве мы говорим?

    ДРУЖБА

    – Итак, каждая команда сумела собрать несколько фрагментов пазлов с названиями важных качеств, которые необходимо взять с собой в пятый класс. Но всё это – отдельные кусочки. Только сложив их вместе, вы получите цельный предмет.

    Игра «Собрать пазл»

    Цель: развитие коммуникативных навыков.

    Складывают сердце, на котором написано «5Б. Мы одна семья».

    – Сегодня стало ясно, что ваш класс – внимательный, творческий, смекалистый, старательный, любознательный, находчивый, вы умеете понимать друг друга и делать все быстро. Но самое главное – вы дружный класс. Вы действительно одна семья. Я предлагаю вам взять это сердце с собой в пятый класс и поместить его в ваш новый классный уголок.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    – Понравилась ли игра? Чем?

    – Что особенно понравилось или нет?

    – Что приобрели в ходе игры? Чему научились? Что поняли?

    На этом наша игра заканчивается.

    Спасибо за работу! Все молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развивающее занятие для учащихся 5 классов "Мы и наш класс"

    Данное занятие рекомендуется проводить в начале учебного года, в период адапации школьников. Вести его может педагог-психолог или классный руководитель.Цель занятия: снижение тревожности, достижение в...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"

    Одно из занятий по развитию  и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....

    Программа развивающих занятий с учащимися, имеющими трудности в общении с одноклассниками. (для учащихся 6 классов)

    В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения...

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

    Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов "Земля - наш дом""

    Игра-путешествие  «Земля - наш дом».  Цели:  ― воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;― расширять представления детей об окружающем мире, активизировать по...