Приемы театрализации в коррекционно-развивающей работе психолога с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста.
статья по психологии

Симакова Валентина Владимировна

В статье представлен опыт работы психолога по использованию приемов театрализованной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В статье представлен опыт работы психолога по использованию приемов театрализованной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях для обучающихся с ОВЗ.

Приемы театрализации в коррекционно-развивающей работе психолога

с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста.

Симакова В.В., педагог-психолог

КГКОУ Школа 4, г. Амурск

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

Многочисленный контингент детей с задержкой психического развития страдает недостаточным развитием когнитивной сферы, расстройствами речи и языка, незрелыми эмоционально-волевыми качествами личности. Но кроме этого у школьников возникают трудности в формировании навыков социально-нормативного поведения. Результаты психологических исследований (Р.Д. Триггер) свидетельствуют о наличии у детей с задержанным развитием девиантных тенденций в поведении (желание драться, грубить, конфликтовать), которые проявляются в четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся учеников.

Работая длительное время с детьми с ЗПР понимаешь, что зачастую традиционные приемы и методы обучения и воспитания не позволяют достигнуть поставленных целей и задач. Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности.

В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театр – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребенку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития обучающихся. Театрализованные игры очень разнообразны. Учителя на уроках применяют кукольный, пальчиковый театр. На своих занятиях уже несколько лет использую театрализованные виды деятельности. Остановлюсь на  театре-экспромте – это так называемый моментальный спектакль – проводится без особой предварительной подготовки, в том числе репетиций, декораций, дополнительного реквизита и костюмов. У нас нет цели поставить хорошо отрепетированный, костюмированный спектакль. Для этого есть специально обученные люди, которые профессионально работают с детьми в этом направлении.

Хотя не все так просто… На один мини-спектакль уходит от одного до трех уроков. Уроки провожу один раз в неделю. Тематика направлена на формирование морально-нравственной воспитанности обучающихся. Младший школьный возраст – это сензитивный период для формирования нравственной стороны личности ребенка. Если в данном возрасте ребенок не научится дружить, заботиться, быть вежливым, честным, то сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и часто приводит к девиантному поведению. Поэтому мы все время поднимаем темы: что такое дружба – вражда; вежливость – грубость; честность – вранье; скромность – бесстыдство и т.д.

И так немного о самом процессе. На первом уроке ребятам читается сказка, история или рассказ, который подробно разбираем: что произошло, почему, как можно было поступить в этой ситуации, как бы вы себя повели, если такое произошло в вашем классе и т.п. Таким образом, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя с героями из рассказа, что позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых образов ребенку предлагается выход из сложных ситуаций, пути решения возникающих конфликтов, позитивная вера в себя. Чтобы изобразить героя, ребёнок должен знать особенности и характер персонажа, понять причины его поступков, представить его состояние, чувства…

Далее распределяем роли. Это, пожалуй, самое сложное, т.к. все хотят получить главную роль. Возможно распределение ролей по карточкам (дети берут из рук ведущего любую карточку, на которой написан или схематично изображен персонаж) или назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей. Сложнее происходит выбор детьми роли по желанию. Вот тут помогают вопросы:

- Кто главный герой? Мальчик-девочка.

- У кого из ребят лучше получится передать переживания героя? Через мимику, движения. Мы совершенствуем эти умения в играх «Крокодил», «Сломанный телевизор», мимическая гимнастика, «Угадай, что изображаю» и др. Для самоконтроля над мимикой и жестами ребята используют зеркала.

- Следующий вопрос: кто может запомнить реплики данного героя? Сразу проверяем кто, что запомнил. Сами понимаете память, внимание нарушены, поэтому даже с короткими фразами часто бывают проблемы.

        Чтобы охватить всех детей я придумываю дополнительные роли. Иногда проводим парное проигрывание ролей, чтобы каждый попробовал себя в главной роли.

        Работа над театрализацией рассказа способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание слов рассказа способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Работа над смысловым содержанием рассказа развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. Кроме того, принимая на себя различные роли, ребёнок учится сочувствовать, сопереживать, понимать взаимоотношения между людьми.

На втором уроке инсценируем данную историю. Многие дети с удовольствием участвуют в спектакле, говорят и действуют от имени персонажей. Однако для некоторых ребят выход на сцену – серьезное испытание. Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, используем игрушки. Психологически прячась за игрушку, выступая от ее имени, ребенок становится более открытым и смелым в контактах с окружающими, начинает примерять на себя разные модели социального поведения. Ребята с удовольствием приносят из дома для спектакля игрушки, сумочки, косынки. Вроде мелочь, но это заинтересовывает детей, активизирует их, вызывает желание принять участие в спектаклях. Проигрывая спектакль, мы обязательно, ведем видеозапись.

И на третьем уроке просматриваем сначала черновой вариант видеозаписи спектакля, затем смонтированный с картинками, музыкой, спец.эффектами. Видеозапись оказалась чрезвычайно эффективным инструментом анализа происходящего. Преимущество организации обратной связи при видеопросмотре состоит в том, что она помогает учащимся совершать переход от пережитого опыта перед объективом видеокамеры к его осмыслению и рефлексии. Очевидно, что собственный опыт служит тем материалом, который анализируется и корректируется в ходе просмотра. Использование видеопросмотра развивает у школьников навыки конструктивного поведения и общения, дает возможность по результатам просмотра ввести дополнительные действия для отработки психологического облика личности, создает условия для осуществления эффективного сотрудничества и межличностного взаимодействия. В дальнейшем видеозапись спектакля мы просматриваем на итоговом детско-родительском занятии, что позволяет родителям увидеть результаты работы с детьми. На занятиях родители активны, вместе с детьми выполняют упражнения, участвуют в сценках-экспромтах.

Таким образом, театрализованная деятельность играет важную роль в развитии многих сторон личности ребенка: психофизические способности (мимика, пантомимика); психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память); речь (монолог, диалог); творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль); также развивает коммуникативные навыки. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Следовательно, посредством театрализованной деятельности повышается уровень социализации обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: "Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста"

Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимо...

Исследовательская работа: "Развитие силы у детей младшего школьного возраста"

Именно в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии фор...

Некоторые приемы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на уроках английского языка.

Изучение иностранного языка – это открытие нового языкового мира для ребёнка. Эффективность обучения зависит от многих факторов, в том числе и от остроты восприятия ребёнком этого нового мира, его физ...

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»

Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....

Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста "Азбука общения"

Диагностический блок:- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;-  Диагностика родителей или лиц их замещающих;- Развивающий блок:-...