Программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха
методическая разработка по психологии

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях школы-интерната, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_programma_vzaimodeystviya_s_semyoy_.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия  с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха

                                                                                                              Педагог-психолог: Шарков Е.В.

                                   Санкт-Петербург

2019 год

Примерная программа взаимодействия  с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях школы-интерната, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, формирования компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

ЗАДАЧИ:

  • Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки         семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
  • Формирование взаимного доверия в системе отношений между учреждением и семьёй.
  • Повышение правовой компетентности родителей.
  • Коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в развитии.
  • Гармонизация межличностных отношений между диадой «мать с  

             больным ребёнком» и членами семьи, членами семьи и другими   (посторонними)       людьми.

  • Организация совместной деятельности учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

      Сегодня важно рассматривать семью как целостный социальный организм, функционирующий при условии тесных межпоколенческих, межличностных отношений, обладающий такими характеристиками, как образ жизни, психологический климат семьи.

       Только при условии существования тесного деятельного союза с семьей ребенка с нарушенным слухом, образование может гарантировать обеспечение стандартного минимума услуг, гармонизацию отношений ребенка с социумом, его адаптацию и интеграцию в общество, формирование готовности к самостоятельной   жизни, к выбору в пользу таких ценностей, как семья, отечество, ответственность за будущее своей семьи, страны.  

         При этом важным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность путем внедрения активных форм, передовых технологий и методик психолого-педагогического всеобуча родителей на основе единых принципов:

  • Уважение к уникальности каждого ребенка;
  • Приоритетность интересов детей, обеспечение государством их защиты;
  • Признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей:
  • Взаимовлияние, предполагающее сотворчество педагогов-детей-родителей-общества;
  • Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций духовно-нравственного воспитания;
  • Системности в организации жизнедеятельности детей, комплексности воспитания и целостности становления личности ребенка;
  • Открытости, обеспечивающей доступность для родителей информации об эффективности процесса образования и воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.

Содержание, формы и методы взаимодействия с семьей ребенка с нарушенным слухом в школе интернате выстраиваются в соответствии с задачами, стоящими перед учреждением, в направлении наиболее полной их реализации   для полноценного формирования личности ребенка, развития его речи и слуха,  социальной адаптации и интеграции в общество слышащих людей.

Вспомогательные меры, рекомендательного характера, осуществляемые специалистами  в коррекционных учреждениях, не всегда достигают своей цели. Среди причин низкой результативности  работы с семьей ребенка, имеющего отклонения в развитии, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и с окружающим миром.

     К подобным неосознанным установкам могут быть отнесены:

  • Непринятие личности ребенка с отклонениями в развитии;
  • Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;
  • Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное  или полное отрицание;
  • Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Целевая группа – родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха  в возрасте от 7 до 11 лет.

Сроки реализации:

  • 18 часов с периодичностью занятий 1-2 раза в месяц.
  • Продолжительность занятия – 3 часа.

Формы и методы работы:

  • Количество участников в группе не более 8 человек.
  • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы со всеми участниками образовательного процесса.
  • Формы работы варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, от срока пребывания в нем ребенка, условий содержания, от характера и степени нарушений развития ребенка.
  • Практические занятия организуются с каждой семьёй индивидуально, совместно с родителями и детьми-инвалидами.
  • Методы работы: семинар, лекция, групповой тренинг, практические занятия в группах и индивидуально.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  1. Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности неслышащего  ребенка .
  2. Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
  3. Повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с нарушениями слуха, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
  4. Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
  5. Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с нарушенным слухом и изменения уровня родительских притязаний(установок).

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы с родителями, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Образование и просвещение родителей неслышащих детей ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка , на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа , социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.

Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с нарушенным слухом, с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.

Для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. В реализации программы должны принимать участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, учителя-дефектологи, врачи-специалисты, социальные педагоги, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей с нарушением слуха.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

Организационная форма

Задачи мероприятия

1.

Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

3

Семинар

Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса психолого-медико-педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

2.

Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с нарушениями слуха

2

Лекция

Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с нарушнием слуха.

3.

Взрослые и дети. Приложение 1

3

Групповой тренинг 
(
1 занятие)

Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.

4.

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха и пути их преодоления

2

Лекция

Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями слуха.

5.

Общение с ребенком. Приложение 2

3

Групповой тренинг
(
1 занятие)

Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.

6.

Покажи мне любовь. Приложение 3

3

Групповой тренинг
(
1 занятие)

Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка.

7.

Методы педагогического воздействия на ребенка в семье

1

Индивидуальная консультация

 

8.

Организация помощи семьям, воспитывающих неслышащих детей(Права и обязанности родителей, имеющих детей-инвалидов).

2

Круглый стол

Повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах

9.

Тренинг «Родительская эффективность»

9

Групповой тренинг
(3
 занятия)

Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.

«Я – родитель». Приложение 4

«Учимся требовать и контролировать». Приложение 5

«Счастливая семья» Приложение 6

10.

Тематический практикум«Класс родительского мастерства»

10

Практическое занятие
(
5 занятий)

Повышение общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирование практических навыков развития, обучения и воспитания неслышащих детей.

Формирование навыков адекватного общения с ребенком

«Формирование познавательной активности у неслышащих детей»

«Развитие коммуникативной сферы у неслышащих детей»

«Формирование психических процессов у детей с нарушениями слуха»

«Неслышащий ребенок. Как с ним общаться?»

«Формирование учебной мотивации у детей с нарушениями слуха»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

        

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Мероприятие 1. Практико-оиентированный семинар «Организация псхолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения»

  1. Презентация программы.
  2. Понятие «психолого-медико-педагогического сопровождения».  Основные принципы, цели и задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного коррекционно-развивающего процесса. Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов, имеющих множественные нарушения, на организацию индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса.
  3. Анкетирование родителей с целью определения уровня гражданско-правовой компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.
  4. Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.
  5. Информация о видах и формах коррекционно-развивающего обучения.

Мероприятие 2. Круглый стол на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании неслышащего ребенка»

  1. Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
  2. Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.
  3. Как правильно разрешать конфликты с ребёнком.
  4. Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка. 

Мероприятие 3. Групповой тренинг «Взрослые и дети»

  1. Разминка «Цветок настроения».
  2. Выработка и принятие правил группы.
  3. Упражнение «Знакомство с семьей».
  4. Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
  5. Информативный блок.
  6. Упражнение «Пойми чувства ребенка».
  7. Упражнение «Я-сообщение».
  8. Рефлексия, обратная связь.
  9. Домашнее задание.

Мероприятие 4. Лекция на тему «Особенности семейного воспитания детей с нарушениями слуха и пути их преодоления»

  1. Возможности семьи в развитии неслышащих детей .
  2. Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.
  3. Семейное воспитание детей с нарушениями слуха (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)
  4. Вопросы и задания.

Мероприятие 5. Групповой тренинг «Общение с ребенком»

  1. Приветствие «Комплимент».
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Упражнение «Активное слушание».
  5. Упражнение «Никто не знает, что…».
  6. Творческая работа «Портрет моего ребенка».
  7. Рефлексия чувств.
  8. Домашнее задание.

Мероприятие 6. Групповой тренинг «Покажи мне любовь»

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение домашнего задания.
  3. Информационный блок.
  4. Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
  5. Упражнение «Искатели».
  6. Упражнение «Мне в тебе нравится…».
  7. Рефлексия.

Мероприятие 8. Круглый стол на тему «Организация помощи семьям, воспитывающих неслышащих детей»

  1. Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Дискуссия по основным проблемам инвалидности.
  4. Роль общественных объединений родителей детей-инвалидов.

Мероприятие 9. Групповой тренинг «Родительская эффективность»

Занятие № 1 «Я – родитель»

  1. Приветствие «Знакомство руками».
  2. Упражнение «Пантомима».
  3. Групповая работа «Цели воспитания».
  4. Упражнение «Родитель-ребенок».
  5. Упражнение «Слепой и поводырь».
  6. Упражнение «Возрастная регрессия».
  7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
  8. Домашнее задание.
  9. Рефлексия занятия.

Занятие № 2 «Учимся требовать и контролировать»

  1. Разминка «Ассоциации».
  2. Упражнение «Разожми кулак».
  3. Обсуждение домашнего задания.
  4. Информационный блок.
  5. Работа в парах «Зоны контроля».
  6. Упражнение «Родительские требования».
  7. Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».
  8. Упражнение «Испорченный телефон».
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

Занятие № 3 «Счастливая семья»

  1. Упражнение «Ластик».
  2. Упражнение «Привет».
  3. Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».
  4. Упражнение «Я – ребенок».
  5. Упражнение «Безоценочное восприятие».
  6. Упражнение «Я забочусь …».
  7. Упражнение «Я-высказывание».
  8. Упражнение «Передай сигнал».
  9. Арт-терапия «Мой ребенок».
  10. Музыкальная релаксация.
  11. Работа по подгруппам «Права родителей и детей».
  12. Рефлексия занятия. Прощание.

Мероприятие 10. Тематический практикум «Класс родительского мастерства» (5 занятий)

  1. «Формирование познавательной активности у неслышащих детей».
  2. «Развитие коммуникативной сферы у неслышащих детей». 
  3. «Формирование психических процессов у детей с нарушениями слуха».
  4. «Неслышащий ребенок. Как с ним общаться?» 
  5. «Формирование учебной мотивации у детей с нарушениями слуха».

ЛИТЕРАТУРА: 

  1. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002.
  3. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  4. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  5. Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  6. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  7. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  9. Русакович И.К. Жестовый язык в семейном воспитании неслышащих детей / И.К. Русакович // Современная семья и проблемы семейного воспитания: материалы Междунар. научно-практ. конф., г. Могилев.
  10. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2008.
  11. Развитие речи детей с нарушением слуха в семье: метод. рекомендации для родителей / Мин-во нар. образования Латвийской ССР; под ред.Э.И. Леонгарда. - Рига: Звайгэнэ, 1988.
  12. Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей: Автореф. дис. на соиск. учен. ст.д. -ра психол. наук / АПН СССР, НИИ дефектологии / В. Петшак. - М., 1991.
  13. Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности глухого школьника: автореф. дис. канд. психол. наук / Н.В. Мазурова. - М., 1997.
  14. Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи ...

Индивидуальное занятие по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха "Беседа о семье"

Цель: Развивать коммуникативную функцию речи.Задачи:1)                    совершенствовать навыки самосто...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность н...

Сценарий концертной программы «Победный май» для детей с нарушением слуха

Сценарий концертной программы «Победный май» для детей с нарушением слуха...

Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.Ключевые слова: ...