Виртуальные платформы как форма эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР
статья

Коляса Мария Евгеньевна

В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.

Ключевые слова: виртуальные платформы, ребенок с ТМНР, инновационный формат взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolyasa_m.e._statya.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальные платформы как форма  эффективного взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР

Коляса М.Е., учитель – дефектолог, г. Ставрополь, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36»

Коростелева Х.Е., учитель – дефектолог, г. Ставрополь, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36»

Коростелева В.В., сурдопедагог, г. Ставрополь, ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №36»

Аннотация: В статье рассмотрены формы взаимодействия специалистов с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллектуального развития и ТМНР при помощи виртуальных платформ SKYPE и INSTAGRAM.

Ключевые слова: виртуальные платформы, ребенок с ТМНР, инновационный формат взаимодействия.

Количество детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) стремительно увеличивается не только в нашей стране, но и во всем мире. Статистические данные рисуют неутешительные картины: в России, примерно, 150000 детей разных возрастов имеют выраженные интеллектуальные нарушения. У каждого такого ребенка страдают интеллект, речь, сенсорная сфера, общая и мелкая моторика, поведение и коммуникация [2].  Однако особого внимания требует не столько сам ребенок, сколько его родители, братья, сестры и другие члены семьи.  Ведь именно они сталкиваются с комплексом не только разнообразных медицинских, но и психолого-педагогических проблем, которые связаны с функционированием самой семьи, а именно с выполнением родителями разнообразных ролей по воспитанию ребенка.  

Чего хотят члены семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР, от специалистов в сфере дефектологии, педагогики, психологии, медицины и реабилитации? Ответ, с одной стороны, прост, а, с другой стороны, невероятно сложен. Ведь  выслушать историю семьи, ответить на волнующие их вопросы и предоставить практическую информацию для  лечения, обучения и реабилитации; поддерживать или предупредить различные решения семьи; поощрить возможности встреч с другими семьями, воспитывающими детей с ТМНР, для обмена бесценным опытом; подсказать, как защитить их права; сформировать положительные прогнозы имеет возможность не каждый специалист. Специалистами недостаточно уделяется внимания потребностям родителей и тем семейным контекстам ребенка, в которых он воспитывается. Необходимо сместить акцент с реабилитации детей с особыми потребностями  на сопровождение их семьей.

Однако отмечу, что условия для работы специалистов с особыми  семьями в связи с развитием информационных технологий стали доступнее и комфортнее. Предлагаю рассмотреть виртуальные площадки Instagram и Skype как форму эффективного взаимодействия специалистов с членами семей, воспитывающих ребенка с ТМНР.

Что такое Skype? По утверждениям самих разработчиков, это бесплатное программное обеспечение, которое обеспечивает голосовую, текстовую и видеосвязь по Интернету между компьютерами, мобильными устройствами и даже игровыми консолями. Skype — настоящий старожил среди сервисов для видеосвязи, который, несмотря на некоторые недостатки, не теряет актуальности. Статистика это только подтверждает. Осенью 2019 года, еще до пандемии, количество посещений сайта Skype.com в месяц лишь немного превышало 25 миллионов. А уже к апрелю 2020 года эта цифра увеличилась в четыре раза и почти достигла отметки в 100 миллионов посещений [5]. Рассмотрим различные формы работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, с помощью Skype. Данная платформа  позволяет совершать конференц-звонки (до 50 голосовых абонентов, включая инициатора). Воспримем данную информацию как возможность проводить специалистами обучающие вебинары, групповые консультации, родительские собрания и конференции (инновационный формат, при котором родители становятся полноценными соведущими специалиста, что позволяет раскрыть их внутренний ораторский потенциал и дать эмоциональную, мотивационную, а значит психологическую поддержку), виртуальные экскурсии и мастер-классы, которые способствуют воспитательному процессу и интеллектуальному развитию не только ребенка, но и членов его семьи.

Не стоит забывать и о видеозвонках (в том числе видеоконференциях до 10 абонентов), которые могут быть применены в работе с малыми родительскими группами (например, сформированными по особенностям заболевания ребенка, его возрасту, полу и так далее). Не каждый родитель или иной член семьи  может почувствовать себя комфортно при подключении к конференции с 10  и более абонентами, поэтому работа с малыми группами была и остается актуальной даже в дистанционном формате. Также уделим особое внимание возможности  передачи текстовых сообщений или файлов (чат) в широком спектре форматов расширений.

Брошюры, анкеты, схемы, аудио- и видеофайлы, ссылки на полезные YOUTUBE-каналы, текстовые документы, он-лайн регистрации на мероприятия – всё это так необходимо специалисту для качественной работы с «особенными» семьями. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора или иного гаджета, а также создавать и отправлять видео-сообщения пользователям.

Рассмотрим также в виде виртуальной платформы для работы профессионалов в сфере педагогики, дефектологии, психологии, медицины, реабилитации социальную сеть Instagram. По статистике за 2020 год, ежемесячно данную платформу посещали порядка 1 миллиарда человек. Очевидно, что использование данной социальной сети может стать не только удобным, но и популярными форматом для взаимодействия специалистов с семьями, чьи дети страдают ТМНР. Instagram так же, как и Skype позволяет создать связи через видео-звонки до 6 человек. Однако внимание профессионалов стоит заострить на возможности проводить так называемые «прямые эфиры» с тремя специалистами из разных сфер одновременно. Также такой формат позволяет пересмотреть материалы эфира в течение суток, законспектировать или сохранить их. Пригласить специалиста, с одной стороны, или родителей, родственников «особенного» ребенка, с другой стороны, из другого города или даже страны становится доступным.

Однако оригинальным форматом обмена или передачи ценной информацией  являются STORIES (сторис) и REELS (рилс). STORIES позволяют специалисту в сжатой форме поделить актуальной информацией с родителями или родственниками, воспитывающими ребенка с ТМНР, ответить на их вопросы, предоставить ссылки на работы специалистов смежных сфер, сделать краткие обзоры на вспомогательную литературу и материалы, средства, приспособления для ухода за ребенком и его развития. REELS же становятся площадкой для творческого развития как специалиста, так и родителя, ведь короткое видео включает в себя целую историю или блок информации.  И, конечно, возможность написать пост или обращение позволяет запечатлеть свод знаний в рамках социальной сети, не прибегая к необходимости обращаться в типографии для оформления тех или иных сведений.

В заключении подчеркну, что дистанционный формат общения стал неотъемлемой частью нашей жизни, а значит необходимо всецело перестроить работу специалистов согласно нововведениям  времени.

Литература:

  1. Отева Н.И., Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Е.В. Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 8.
  2. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие/ В.В.Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318с.
  3. Шипицина, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта/ Л.М.Шипицина. Ę 2-е изд., перераб. и дополн. - СПб.: Речь, 2005. – 477с.
  4. https://www.cnews.ru/news/line/2021-02-09_statistika_rosta_populyarnosti

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для детей с нарушениями интеллектуального развития

Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...

Сценарий осеннего праздника для детей с нарушениями интеллектуального развития

Независимо от уровня интеллектуального развития дети любят музыкальные досуги и конечно праздники. В соответствии с ФГТ мы организовываем музыкальные досуги и музыкальные прездники во всех возрастных ...

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с нарушениями речевого развития

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает профилактическое и диагностико-коррекционное направление деятельности образовательных учреждений в ряду наиболее значимых и приоритетных...

Методические рекомендации для специалистов и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться безтактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.Именно с помощью тактил...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ В РАЗВИТИИ

Аннотация Программа " Люди, которые играют в игры" разработана для семейной реабилитации и оказания помощи  родителям, воспитывающим детей  нарушениями в развитии. Метафоричность н...

Программа взаимодействия с семьями, воспитывающих детей с нарушениями слуха

В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и в...