Мы разные. Культура общения
классный час по психологии

Нпомнящих Татьяна Анатольевна

Сценарий классного часа для 2-3-х классов. Воспитываем культуру поведения у учащихся начальных классов, знакомство с миикаой, жестами и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_raznye._kultura_obshcheniya.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мы разные. Культура общения. Конспект классного часа для 2-3 класса.

Задачи

1. Вооружить учащихся умениями, навыками и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

2. Воспитывать культуру поведения.

Ход классного часа

Вступительное слово:

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное, злое слово больно нас ранит. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью.

- Как же они общались? (Дети высказывают свои версии.)

Да, они использовали те приемы общения, которыми и сейчас пользуются животные.

- Как собака показывает свое расположение к человеку, желание играть? (Виляет хвостом, подпрыгивает, трется о ноги.)

Какую же позу принимает человек, который очень устал, позу агрессивно настроенного человека: ноги на ширине плеч, голова опущена, взгляд насупленный, руки скрещены на груди;

Жесты

Использование определенных положений рук, головы для передачи мыслей - это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. То, что я произнесу словами, вы попробуете изобразить жестами.

- Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам.)

- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью.)

- Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону.)

- Выслушайте меня! (Рука поднята вверх.)

- Восхищение чем-либо. (Звучат аплодисменты.)

Эти жесты стали международными - они понятны представителям разных культур. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Вспомним жест прощания (помашем рукой сверху вниз). Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости. В давние времена китайцы, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Бывают в жизни моменты, когда без жестов не обойтись. Например, две футбольные команды из разных стран не поймут друг друга и судью, так как они говорят на разных языках. Или представьте себе такую ситуацию: под водой работают водолазы. Как им понять друг друга? Для таких случаев люди придумали язык профессиональных жестов.

Есть жесты, которые не приняты в обществе воспитанных людей. Во время разговора неприлично размахивать руками во все стороны, хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы или теребить одежду. Неприемлемо в присутствии посторонних чесать голову.

Мимика

Младенец, еще не умеющий говорить, знает «азбуку» лица. Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Малыш прекрасно различает мимику взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась - и он широко улыбается в ответ, она нахмурила брови - у ребенка мгновенно появляется настороженность в глазах, кривится ротик. Недаром говорят: «читаю на твоем лице...»

А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.

(Четверо детей произвольно берут со стола карточки с заданиями и тут же с помощью мимики показывают то, что предлагалось изобразить: сердитый человек; радостный человек; удивленный человек; грустный человек.)

Практическая часть

Давайте вспомним мультфильм про Крошку Енота.

(Вывешивается изображение этого героя или демонстрируется отрывок из мультфильма.)

Мать посылает малыша собрать осоку, но он никак не может это сделать, потому что ему кажется, что кто-то сидит в пруду и корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка Енот не понимает, что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые, угрюмые лица, не осознаем, что видим... себя. Постарайтесь расслабить мышцы вашего лица, не делайте их каменными. (Дети выполняют упражнение «Улыбка».)

Разговор о языке

Не только с помощью мимики и жестов общается человек. Основное средство общения - это язык.

С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви. Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства. Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом? (Дети отвечают.)

Формулирование правил речевого поведения

Как правильно себя вести при общении слушающему, а как - говорящему? (Дети по группам обсуждают этот вопрос.)

Говорящий должен: говорить спокойно; смотреть доброжелательно;  наблюдать за реакцией собеседника; называть собеседника по имени; спрашивать, ясно ли изложенное.

 Слушающий должен: взглядом, мимикой демонстрировать внимание, интерес; не перебивать; непонятное попросить уточнить.

Подведение итогов

Учитель. Чего надо избегать, чтобы общение приносило вам удовлетворение, возникало взаимопонимание? (Дети отвечают.)

Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника, обидного, презрительного, унижающего тона, угроз. Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Непомнящих Т.А., педагог - психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

«Разные страны – разные культуры»

Методическая разработка учабного материала...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....