Диагностика в деятельности школьного психолога
методическая разработка по психологии

Голиченко Елена Вячеславовна

Диагностика как одна из приоритетных форм работы педагога-психолога ОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_v_deyatelnosti_shkolnogo_psihologa.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

СЛАЙД 5

Диагностическая работа – традиционный вид деятельности школьного психолога, исторически первая форма школьной психологической практики. Сегодня она по-прежнему отнимает большую часть рабочего времени специалиста. Причины такого положения очевидны. Во-первых, психодиагностика является составной частью диагностико-коррекционной и диагностико-развивающей работы психолога; во-вторых, она дает возможность собрать объективную информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся; в-третьих, это наиболее «презентабельный» вид психологической деятельности и наиболее понятный «заказчикам» – педагогам и родителям. Наконец, этому больше всего и лучше всего обучили школьного психолога.

СЛАЙД 6

Диагностика является прикладной формой деятельности школьного психолога и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. В отличие от научно-исследовательской диагностики, она занимает меньше времени, доступна в обработке и анализе, ее результаты «переводимы» на педагогический язык. Кроме этого, психодиагностика в работе психолога школы не самоцель, она всегда подчинена главной задаче - разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Данные психодиагностики необходимы для того, чтобы обеспечить контроль за динамикой психического развития детей с целью раннего исправления возможных отклонений, разработать программу работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития или продуктивно развивать учащихся, имеющих особые способности.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

♦   составление социально-психологического портрета школьника;

  ♦   определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии; 

  ♦   выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

СЛАЙД 7

Практически каждый школьный психолог, приступая к психодиагностике, так или иначе, пытается найти ответы на актуальные для него вопросы: на каких этапах школьного обучения целесообразно проводить психологическое обследование школьников? Сколько психодиагностических обследований необходимо проводить? Какие особенности личности ребенка являются наиболее значимыми для его развития и обучения и должны быть диагностированы? Какие конкретные методики применять? Как при минимуме затрат получить максимум информации?

ПОПРОБУЕМ НАЙТИ НА НИХ ОТВЕТЫ

СЛАЙД 8

Психологическое обследование школьников направлено на получение информации, прежде всего, о тех особенностях школьника, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Это:

- система отношений (к миру, к себе, к значимым видам деятельности);

- особенности мотивационно-личностной сферы (учебной мотивации);

- эмоциональное самочувствие (уровень тревожности и агрессивности);

- особенности познавательной деятельности.

СЛАЙД 9

Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся. 

Формы организации диагностической работы :

        1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик. 
        Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. 

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:

♦   экспертные опросы педагогов и родителей;

  ♦   структурированное наблюдение школьников в процессе обследования; 
  ♦   психологическое обследование школьников; 
  ♦   анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.

диагностический минимум – минимальный, достаточный набор психодиагностических методик, который:

1) является частью учебного плана школы, запланированным «психопрофилактическим осмотром» целой параллели классов каждой возрастной группы учащихся;

2) дает возможность отслеживать динамику развития и состояния школьника на протяжении всего процесса обучения;

3) проводится методиками, ориентированными преимущественно на групповую форму проведения;

4) позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – «психологически благополучных» детей и детей «с проблемами обучения и развития»;

5) является важным механизмом, «запускающим» две другие психодиагностические схемы по отношению к детям с определенными проблемами обучения и развития.

В рамках модели психологического сопровождения предусмотрено проведение диагностических минимумов на четырех этапах школьного обучения. Выбор этапов обусловлен объективными и субъективными сложностями, с которыми сопряжено обучение детей в эти школьные периоды. Все они важны с точки зрения содержащихся в них потенциальных возможностей развития и обучения. Это этапы поступления в школу, перехода в среднее звено, перехода в старшую школу и окончания школы.

Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе ребенка и его соответствии школьным требованиям на этапе диагностического минимума являются:

- экспертные опросы педагогов и родителей;

- психологическое обследование школьников;

Дополнительными способами сбора информации могут быть структурированное наблюдение школьников в процессе обследования и анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.

Экспертные опросы позволяют получить информацию об особенностях обучения, поведения и общения школьника от людей, имеющих возможность регулярно наблюдать его в значимых жизненных ситуациях. Это, прежде всего, учителя и родители. При этом опрос педагогов является основным способом получения информации от экспертов, а опрос родителей – вспомогательным.

Экспертные опросы применяются не во всех минимумах; в частности, при диагностике психологической готовности к школе не опрашиваются ни педагоги, ни родители; при диагностике готовности к профильному обучению не опрашиваются педагоги; при диагностике адаптированности десятиклассников нет необходимости опрашивать родителей.

По итогам диагностического минимума психолог готовит обобщенную аналитическую информацию по классам и параллели в целом, заполняя сводные таблицы.

        2.  Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.


         3.  Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения. (включая проективные методики)

СЛАЙД 10

Перед психологом и педагогами последовательно встают две важные задачи сопровождения. 

Первая – это определение готовности ребенка к обучению в новых условиях или к жизненному самоопределению и оказание необходимой помощи детям с низким уровнем готовности. 

Вторая задача – создание условий для успешной адаптации учащихся в новой социально-педагогической среде и оказание помощи школьникам, испытывающим различные трудности адаптации.

Исходя из этих задач, на каждом из первых трех этапов проводится по два психодиагностических обследования – диагностика готовности и диагностика уровня адаптированности. На четвертом этапе психодиагностическое обследование проводится одно.

Таким образом, система диагностических минимумов, через которую проходит каждый школьник на протяжении всего периода школьного обучения, состоит из семи обследований:

1) обследование дошкольников при поступлении в школу (апрель-май);

2) обследование первоклассников в период адаптации к школьной среде (январь-февраль);

3) обследование учащихся 4-х классов во время окончания начальной школы (март-апрель);

4) обследование пятиклассников в период адаптации в среднем звене (декабрь);

5) обследование готовности учащихся 8-х (или 9-х) классов к профильному обучению (февраль-март);

6) обследование десятиклассников в период адаптации в старшей (профильной) школе (октябрь-ноябрь);

7) обследование выпускников школы (февраль – март).

В принципе, проведение последнего диагностического минимума (равно как и любого другого) может быть оставлено на усмотрение школьного психолога и педагогического коллектива. Если обучение в старшем звене не связано с какой-либо профессиональной специализацией, проведение дополнительных диагностических процедур не имеет большого смысла.

При загруженности специалиста работой в других параллелях от общего обследования старшеклассников можно полностью или частично отказаться.

СЛАЙД 11

Условия (требования) диагностики:

- экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий,

- многофункциональность, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций,

- информативность -давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка.

(результаты должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, а не только констатировать наличие чего-либо).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование деятельности школьного психолога.

   Планирование деятельности школьного психолога - это важный этап его работы. Только хорошо обдуманная и запланированная работа дает хороший результат. В этой статье вы найдете матер...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

ЧТО МОЖЕТ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ?Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров,сопоставим его со школьной медсест...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

ЧТО МОЖЕТ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГДля того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров,сопоставим его со школьной медсестр...

Основные виды деятельности школьного психолога

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ.             ...

Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога

Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных ...