Программа ППС основного звена обучения в рамках ФГОС
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8 класс)

Цыцарова Ирина Сергеевна

Рабочая программа психолого - педагогического сопровождения учащихся основного звена обучения в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_fgos_ooo.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Основные направления по реализации программы:

1.Диагностические мероприятия;

2.Коррекционно-развивающие мероприятия;

3.Профилактические мероприятия;

4.Психологическое консультирование;

5.Просветительские мероприятия.

1.Диагностические мероприятия  направлены на:

-выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества;

-изучение обращений к психологу, поступающих от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы);

-формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития и формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

-разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей.

2. Коррекционно - развивающие  мероприятия  направлены на:

-преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

-овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

-психолого-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

-развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

-развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями;

-развитие профессиональной направленности.

3.Психопрофилактическая работа направлена на обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей и включает в себя:

-обеспечение психологической безопасности ребёнка;

-разработку  и  внедрение развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

-выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

-предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

4.Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

5.Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Образовательные  стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образования и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, основная школа, средняя школа). Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД  делятся на четыре основные группы:

I.Личностные действия УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

II. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

III.Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

IV.Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в 5 класс и окончании 9 класса.

I этап  – адаптация к основной школе

Класс

Содержание  работы

Время работы

5 класс

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на:

-определение уровня школьной тревожности;            

-определение уровня учебной мотивации;

-определение уровней развития УУД.

Сентябрь-октябрь

Проведение консультаций и просветительской работы для родителей пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода  адаптации детей к основной школе, тактикой общения и помощи детям.

Октябрь-декабрь

Проведение групповой консультации в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Первый раз в 5 класс!»

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и  испытывают трудности в адаптации к основной  школе.

Ноябрь-декабрь

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

Ноябрь

Реализация программы развивающих занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации и успешному освоению учащимися учебной деятельности: «Первый раз в 5 класс!» (Е.Г.Кублик ).

Сентябрь-декабрь

Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на:

 -определение уровня умственного развития;

-определение уровня учебной мотивации;

-определение уровней развития УУД.

Май

Выступление на педагогическом совете  по результатам  прохождения учащимися 5 класса адаптации к основной школе.

Май

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам  прохождения учащимися 5 класса адаптации к основной школе.

Май

Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического  сопровождения учащихся в период адаптации к основной школе.

Июнь

II этап – развитие коммуникативных УУД

Класс

Содержание  работы

Время работы

6 класс

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на:

-определение уровня агрессивности и конфликтности;    

-определение уровня  развития коммуникативных УУД.

Сентябрь

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности коммуникативных УУД.

Октябрь

Проведение просветительского мероприятия  в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Младший подростковый возраст».

Ноябрь

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся коммуникативных УУД.

Ноябрь

Реализация программы развивающих занятий по развитию коммуникативных УУД: «Психологическая работа с подростковыми группами» (А.И.Дедушка)

Ноябрь-апрель

Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на:

 -определение уровня  развития коммуникативных УУД.

Май

Выступление на педагогическом совете  по результатам  развития  у  обучающихся 6 класса коммуникативных  УУД.

Май

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития  у  обучающихся 6 класса коммуникативных  УУД.

Май

Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического  сопровождения   обучающихся 6 класса.

Июнь

III этап – развитие регулятивных УУД

Класс

Содержание  работы

Время работы

7 класс

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на:      

-определение уровня  развития  регулятивных УУД.

Сентябрь

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности  регулятивных УУД.

Октябрь

Проведение просветительского мероприятия  в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Мой ребенок –подросток. Учимся общаться заново».

Ноябрь

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся регулятивных УУД.

Ноябрь

Реализация программы развивающих занятий по развитию регулятивных УУД: «Психологическая работа с подростковыми группами» (А.И.Дедушка)

Ноябрь-апрель

Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на:

 -определение уровня  развития  регулятивных УУД.

Май

Выступление на педагогическом совете  по результатам  развития  у  обучающихся 7 класса  регулятивных УУД.

Май

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития  у  обучающихся 7 класса  регулятивных УУД.

Май

Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического  сопровождения   обучающихся 7 класса.

Июнь

IV этап – развитие познавательных УУД

Класс

Содержание  работы

Время работы

8 класс

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на:      

-определение уровня  развития  познавательных УУД.

Сентябрь

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности   познавательных УУД.

Октябрь

Проведение просветительского мероприятия  в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Старший подростковый возраст. Становление личности».

Ноябрь

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся  познавательных УУД.

Ноябрь

Реализация программы развивающих занятий по развитию  познавательных УУД: «Интеллектуальный тренинг» (Э.Н.Гарсия)

Ноябрь-март

Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на:

 -определение уровня  развития  познавательных УУД.

Май

Выступление на педагогическом совете  по результатам  развития  у  обучающихся 8 класса  познавательных УУД.

Май

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития  у  обучающихся 8 класса  познавательных УУД.

Май

Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического  сопровождения   обучающихся 8 класса.

Июнь

V этап – развитие личностных УУД, профессиональное ориентирование обучающихся

Класс

Содержание  работы

Время работы

9 класс

Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на:      

-определение уровня  развития  личностных УУД;

-изучение профессиональной направленности.

Сентябрь,

февраль

Проведение индивидуальных консультаций для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности   личностных УУД.

Октябрь

Проведение просветительского мероприятия  в форме родительского собрания в рамках работы родительского лектория «Родительский университет»: «Профессиональное определение обучающихся  9 класса».

Февраль

Проведение групповых и индивидуальных консультаций для педагогов по организации работы по развитию у обучающихся   личностных УУД, профориентированию обучающихся.

Ноябрь

Реализация программы развивающих занятий по профориентированию обучающихся: «Уроки выбора профессии» (Г.А.Резапкина)

Февраль -апрель

Проведение повторной психолого-педагогической диагностики, направленной на:

 -определение уровня  развития  личностных УУД.

Май

Выступление на педагогическом совете  по результатам  развития  у  обучающихся 9 класса  личностных УУД.

Май

Проведение индивидуальных консультаций для родителей по результатам развития  у  обучающихся 9 класса  познавательных УУД.

Май

Аналитическая работа, направленная на оценку итогов психолого-педагогического  сопровождения   обучающихся 9 класса.

Июнь

Планируемые результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО оцениваются как итоговые на момент завершения реализации программы.

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО предполагает достижение обучающимися двух видов результатов: личностных и метапредметных. 

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам относятся:

Результаты реализации программы психолого-педагогического сопровождения

минимальная динамика

удовлетворительная динамика

значительная динамика

Личностные результаты:

-сформированность гуманистических и демократических ориентаций, основ гражданственности, любви к семье, людям, своей стране, уважения к традициям и культуре других народов, бережного отношения к материальным и духовным ценностям

-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

-формирование готовности к самостоятельной жизни

К метапредметным результатам относятся:

Метапредметные результаты

Минимальный уровень усвоения

Средний уровень усвоения

Высокий уровень усвоения

Познавательные:

-поиск необходимой информации

- умение фиксировать информацию

 (также с помощью ИКТ)

- умение использовать знаково-символические средства (схемы, таблицы и т.д.)

-умение строить устные сообщения

- умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-умение осуществлять синтез, как составление целого из частей

-умение проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям

-умение устанавливать причинно-следственные связи

-умение строить рассуждения, в форме простых суждений

-умение обобщать в классы единичные объекты

-умение осуществлять подведение под понятие

-умение устанавливать аналогии

-овладение рядом общих приемов решения задач, проблем

Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу

-умение учитывать выделенные педагогом ориентиры

-умение планировать свои действия в соответствие с поставленной задачей

-умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

-умение осуществлять пошаговый и итоговый контроль выполнения задания

-умение оценивать правильность действий

-умение адекватно воспринимать предложения и оценку сверстников и взрослых

-умение различать способ и результат действия

-умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок

Коммуникативные:

-допускать возможность существования различных точек зрения

-формулировать свое мнение и позицию

- умение договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности

-умение задавать вопросы

-умение контролировать действия партнера

-умение использовать речь для регуляции своего действия

-умение использовать монологическую и диалогическую виды речи

Литература:

1.Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогические аспекты)/ М.: 2013. – 92с., 88с.

2.Дедушка А.И. Психологическая работа с подростковыми группами: создание дружного коллектива. – СПб.: Речь, 2008. – 256с.

3.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Психолог в средней школе: справочные материалы – изд.3-е – Ростов- на –Дону: Феникс, 2015 – 334с.

4.Калабух Т.В., Клейменова Е.В. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие задания, упражнения/ авт.-сост. Калабух Т.В., Клейменова Е.В. – Волгоград: Учитель. 2013.– 100с.

5.Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения. – М.:Изд.ЭКСМО, 2003. – 192с.

6.Кублик Е.Н. Программа адаптационных занятий для учащихся 5 класса: «Первый раз в 5 класс!»

7.Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 240с.

8.Психолого-педагогическое сопровождение деятельности учителя: мониторинг, анализ, консультации; электронный диагностический комплекс/сост. И.В.Возняк, И.М.Узянова.-Волгоград:Учитель, 2015. – 150с.

9.Резапкина Г.А. Программа тренинговых занятий «Уроки выбора профессии».

10.Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320с.

11.Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/сост. И.В.Возняк  и др. – Волгоград: Учитель: ИП Гранин Л.Е., 2014.-235с.

12.Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы/ Под.ред. Э.Н.Гарсия.-М.: АРКТИ, 2010. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Внеурочныя деятельность обучающихся начального и основного общего образования в рамках ФГОС

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященном введению ФГОС в основной школе....

"Контроль и оценка результатов обучения в рамках ФГОС"

В презентации отражены общепедагогические принципы организации оценочной деятельности в свете перехода на новый образовательный Стандарт....

Методическое пособие по разработке программы по предмету «Физическая культура» в рамках ФГОС (основная школа)

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной ...

Программа районного семинара "Современные технологии обучения в рамках ФГОС ООО"

Программа районного семинара "Современные технологии обучения в рамках ФГОС ООО". Дата проведения: 18.10.2016 года. Место проведения: ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района Санкт-Петербурга. Семинар пр...

Преемственность начального и основного общего образования в рамках ФГОС. Презентация

Преемственность начального и основного общего образования в рамках ФГОС. Проблемы. Пути их решения....

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...