ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я – ЕСТЬ!»
методическая разработка по психологии (10 класс)

Худяева Наталья Владимировна

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я – ЕСТЬ!»

 

Проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки, проявляющей­ся в положительном отношении подростка к собственной личности, принятии себя и составляет основу формирования таких позитивных качеств личности, как уверенность в себе, самоуважение, самокри­тичность. Программа составлена на основе программы «Я — есть!» автор-составитель: Барабанов Р.Е., Москва, 2018.

Цель программы – формирование адекватной самооценки, проявляющей­ся в положительном отношении к собственной личности, а также коррекция и снижение склонности к саморазрушающему поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_programma_ya_est.docx33.8 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Я – ЕСТЬ!»

Составила: педагог психолог МБОУ «СОШ№5» Худяева Н.В.

Проведение коррекционно-развивающей программы способствует формированию адекватной самооценки, проявляющейся в положительном отношении подростка к собственной личности, принятии себя и составляет основу формирования таких позитивных качеств личности, как уверенность в себе, самоуважение, самокритичность. Программа составлена на основе программы «Я — есть!» автор-составитель: Барабанов Р.Е., Москва, 2018.

Цель программы – формирование адекватной самооценки, проявляющейся в положительном отношении к собственной личности, а также коррекция и снижение склонности к саморазрушающему поведению посредством осознания своего поведения как социально-психологической проблемы, препятствующей личностному развитию и социальной адаптации.

Форма проведения - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

Задачи:

  1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений, атмосферы понимания и активного участия в работе группы.
  2. Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем: псевдопреодоление ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.
  3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.
  4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.

Раздел состоит из двух блоков:

  1. Арттерапевтического – на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции.
  2. Психодраматического – преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.

Особенность раздела заключается в том, что его можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определенной коррекционной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями – акцент делается на доминировании какой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).

Диагностические методики, используемые в работе:

  1.  Тест межличностных отношений Т. Лири;
  2. «Тест Люшера» (промежуточно ноябрь-март);
  3. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний»;
  4. Диагностика акцентуаций характера;
  5. Методика «Сигнал». 

Тематический план индивидуальных занятий

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов

Вводное (диагностическое) занятие

1

1

Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром.

5

5

Я и моя жизнь.

3

3

Переживание критических (трудных) ситуаций

4

4

«Сверстники, друзья»

1

1

«Семья»

1

1

«Школа»

1

1

Итоговое занятие

1

1

Всего

17

17

Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям

Занятие 1.

Вводное (диагностическое) занятие: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», тест Межличностных отношений ЛИРИ, диагностика акцентуаций характера.

  1. Арттерапевтический блок.

Цель – коррекция эмоционально-мотивационной сферы.

Часть 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром.

Цель – отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.

Занятие 2.

Введение. Упражнения с цветами – используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте их смысловые значения.

Представьте себя, не прибегая к словам и пользуясь только рисунком.

  • Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий Ваш образ жизни; в рисунке отразите интересы, ценности, семью, друзей, род занятий.
  • Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.

Занятие 3.

Введение. Упражнения с цветами – выберите цвета, отражающие особенности Вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения.

Исполнение темы. «Автопортрет» - нарисуйте свое реалистичное изображение; нарисуйте, как Вам хотелось бы, что бы Вас воспринимали; изобразите, как Вас видит ваш друг и недруг.

«Метафорический автопортрет» - нарисуйте себя в виде какого-нибудь предмета или животного (можно изобразить фон).

  • После создания образа расскажите о нем от первого лица.
  • Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.
  • Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент.
  • Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития. Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растения.

Занятие 4.

Введение. Упражнения с цветами – выберите цвета, «нейтрализующие» ваши негативные переживания и, используя их, создайте какой-нибудь образ.

Исполнение темы.  «Грани моего Я» - изобразите себя в центре листа и разместите вокруг образцы, отражающие разные грани вашей личности. Обратите особое внимание на расположение образов, их размер.

  • Разместите вокруг себя предметы и людей отражающих ваши взаимоотношения.
  • Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я».
  • Нарисуйте четыре «Я»: 1) реальное, 2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное), 3) идеальное – то каким хочу быть, 4) будущее.

Занятие 5.

Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета, (приятный и неприятный для вас) создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.

Исполнение темы. «Хорошее и плохое» - изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки.

  • Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны.
  • Изобразите положительное «Я» и  отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.

Занятие 6.

        Введение. «Вырезанные формы» - начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура.

Исполнение темы. «Желания» - изобразите реалистически или абстрактно несколько ваших желаний:

  • Что вы хотите, что является для вас привлекательным.
  • Что вы хотели бы уметь.
  • Каким вы хотели бы быть.
  • Нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться.
  • Нарисуйте то, с чем связанны ваши надежды.
  • Представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу.
  • Представьте, что вы подрастающее растение; изобразите окружающий вас пейзаж.
  • Изобразите себя в безопасном, приятном месте, а так же людей, животных или предметы, которые находятся рядом с вами.

Часть 3. Я и моя жизнь.

Цель – осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Занятие 7.

Введение. «Правая и левая рука» - выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами цвета.

Исполнение темы. «Воспоминания детства» - проиллюстрируйте одно из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний.

  • Изобразите по одному из самых счастливых и несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий).
  • Нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его, каким либо цветом.
  • Изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве. Обозначьте переживания, которые у вас возникли, каким либо цветом.
  • Изобразите одно из самых ранних воспоминаний связанных с расставанием или разлукой.

Какое отношение оно может иметь к ситуациям связанным с расставанием в настоящий момент?

Занятие 8.

Введение. «Каракули» - закрыв глаза, размашистыми движениями рук создайте каракули. Посмотрев на полученное изображение с разных сторон, попытайтесь найти в нём образ и развить его.

Исполнение темы.

 «Личная жизнь» - изобразите свою жизнь в виде линии или пути на местности. Обозначьте символами или словами наиболее значимые события (группу событий) своей жизни.

  • Изобразите жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозначениями, который должен включать прошлый, настоящий и будущий периоды жизни. Раскрасьте свое прошлое, настоящее и будущее в разные цвета, в зависимости от характера событий которые в них происходили.

«Обзор жизненного пути» - нарисуйте сцены, связанные с наиболее яркими воспоминаниями вашей жизни.

  • Нарисуйте сцены из своего прошлого (детства) и настоящего периода жизни. Раскрасьте свое прошлое и настоящее, в какой либо цвет.

С чем связан выбор вами цвета?

  • Нарисуйте сцены связанные с хорошими и плохими воспоминаниями, и раскрасьте их в какой-либо цвет.
  • Нарисуйте сцены связанные с наиболее важными событиями вашей жизни.
  • Нарисуйте сцены связанные с «сильными» чувствами, испытанными вами в прошлом – одиночество, покинутость;  сильное внутреннее напряжение; тоска, подавленность; страх, опасение. Каждое чувство обозначьте определенным цветом и объясните его выбор.
  • Выберите цвет, который нейтрализует ваши негативные переживания.
  • Изобразите людей – представителей социальных сетей (учителей, друзей, знакомых) с которыми у вас связаны «незавершенные» дела или которым вы не успели сказать и сделать то, что хотели бы сказать и сделать.

Занятие 9.

Введение. «Каракули» - свободным движением руки, нарисуйте сложный «клубок»

линий.

Найдите в каракулях какой-нибудь образ и сочините про него рассказ.

Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее».

  • Создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем.
  • Нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем.
  • Нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего будущего.
  • Изобразите себя на перекрёстке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определенным цветом.
  • Изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, настоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, которые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета.
  • Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь и куда двигаетесь.
  • Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоящем и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется?
  • Изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем.

Часть 3. Переживание критических (трудных) ситуаций.

Цель – выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.

Занятие 10.

Индивидуальная работа – изображение критической ситуации (конфликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов его разрешения.

Введение. «Каракули» - используя различные цвета, нарисуйте каракули. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

Исполнение темы. «Проблемы» - изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер.

  • Изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.
  • Выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой.

Занятие 11.

Введение. «Кляксы» - используя отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки), создайте образ и опишите его. Цветом обозначьте, что вы чувствовали в процессе рисования.

Исполнение темы. «Критическая ситуация» - изобразите критическую, трудную для вас ситуацию в виде «рассказа в картинках», выделяющего стадии ее развития и события из которых она состоит.

  • Создайте маски участникам критической, трудной ситуации.
  • Создайте композицию на тему «шторм», «взрыв», «огонь», «чудовище» для того, что бы дать выход чувствам, связанным с критической, трудной ситуацией.

Занятие 12.

Введение. Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

Исполнение темы. «Утраты» - нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нереализованного желания.

  • Выбрав, какой-либо цвет, нарисуйте, что вы чувствовали в ситуации утраты и в данный момент.

«Ассоциации с цветами» - нарисуйте разными цветами «радость», «покой», «удовлетворённость». Это задание используется для снятия эмоционального напряжения.

Занятие 13.

Введение. «Чернильные пятна и бабочки» - капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, а затем разверните. Преобразуйте полученные пятна в образы и составьте на основе них рассказ.

Исполнение темы. «Страхи» - изобразите свой страх (или страхи), а так же то, с чем он связан.

  • Представьте, что вы прячетесь. Где и от кого? Нарисуйте эту ситуацию.
  • Нарисуйте себя потерявшимся в диком лесу.
  • Представьте незнакомую дверь или ворота. Нарисуйте что, или кто находиться за ними.
  1. Психодраматический  блок (работа в песочнице).

Цель – коррекция дисфункциональных, не эффективных способов переживания-преодоления критических ситуаций и выработка на этой основе адаптивных стратегий преодоления трудных, критических ситуаций – не нарушающих личностное развитие подростка.

В качестве психодраматических техник используются следующие:

Обмен ролями – протагонист (подросток) играет в психодраме роль, какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» (другой подросток или психолог) берёт на себя роль протагониста.

В этом случае вспомогательное «Я» становится объектом проекций, поэтому при обмене ролями протагонист получает доступ к отвергаемой им части собственной личности, выражает вытесненные потребности, желания, скрытые мотивы.

 Техника используется для того, чтобы из другой роли подросток получил необходимые ему поведенческие образцы или качества. Применение техники позволяет пережить новый эмоциональный опыт и расширить поведенческий репертуар.  С её помощью можно управлять эмоциональным напряжением разыгрываемого действия.

Зеркало – подросток, выступающий в роли вспомогательного «Я», должен как можно точнее сымитировать поведение протагониста на сцене, в то  время как протагонист покидает место действия. В этой технике искусственно создаётся проекция для того, что бы подросток обнаружил те аспекты поведения, а через них желания и чувства, которые ранее отвергал.

Проекция на будущее – позволяет разыграть возможный вариант развития событий (сцену из будущего). Применение техники даёт возможность апробировать новые поведенческие стратегии, закрепить те способы действия, которые были освоены в психодраме.

Моделирование – демонстрация вспомогательным «Я» альтернативных способов действий для того, чтобы протагонист нашёл приемлемый для себя образец. Происходит обучение подростка новым поведенческим стратегиям.

Таким образом, можно наметить следующие пути психологической помощи в критических ситуациях, с использованием психологического времени личности:

  1. Перенос потенциального будущего в актуальное настоящее, то есть, чтобы мотивы и цели, ценимые сознанием, вынесенные в некоторую временную перспективу, в то же время вошли в феноменологическое «теперь» и стали актуальной и действенной данностью.
  2. Перенос актуального настоящего в психологическое прошлое; в аффективном плане это представляется как отстранение эмоции, её устранение из момента «теперь».
  3. Уменьшение степени актуальности событий и отношений прошлого в настоящем.

            Это связано с увеличением реализованности и потенциальности событий прошлого и будущего в индивидуальной концепции психологического времени личности.        

        14. Занятие

Разбор критических ситуации «Сверстники, друзья».

  • Конфликты, споры – любые «неудачные» отношения с друзьями, одноклассницами, после которых возникали неприятные переживания, а так же необдуманные поступки и действия.
  • Конфликтные отношения друзей Я(подруг) с вашими родителями, вызывающие у вас чувство обиды, неудовлетворенности, напряжения, одиночества, злости, безысходности (безвыходности).

Занятие 15.

Разбор критических ситуации «Семья».

  • Конфликты, ссоры, напряженные отношения между родителями, между родителями и родственниками.
  • Напряженные, конфликтные отношения с братом (сестрой).
  • Напряженные, плохие отношения с родителями.

Занятие 16.

Разбор критических ситуации «Школа».

  • Напряженные отношения между родителями и учителями.
  • Конфликты с учителями, с педагогами коллективом и обслуживающим персоналом школы.
  • Плохие взаимоотношения с одноклассниками.

Общей чертой при описании каждой ситуации является то, что в ней у подростков возникают состояния, свидетельствующие о наличии психотравмирующего переживания, а так же то, что  в качестве «выхода» из ситуации подростки выбирают определенный тип отклоняющегося поведения. Это могут быть побеги из дома, употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), совершение противоправных действий, ауто- и гетероагрессия.

При обсуждении каждой сессии необходимо делать упор на то, что девиантное поведение подростка является следствием не эффективного переживания-преодоления критических ситуаций, их псевдопреодоление, а так же на поиск новых альтернативных, стратегий преодоления трудностей без ущерба для личностного развития.

Необходимо отметить, что сценарий для ролевых игр не является жестко детерминированным психологом. Иногда он определяется самим подростком, выступающим в качестве протагониста, по ходу психодраматической сессии.

Занятие 17.

Итоговое занятие.

- Итоговая диагностика.

- Подведение итогов работы, рефлексия изменений происшедших в участниках в процессе работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа

программа направленна на формирование умения ориентироваться на листе бумаги,развитие произвольного внимания, его объем и концентрацию...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»

Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной  речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа "Воспитание честности"

Ожидаемый результат программы:Формирование навыков и привычек нравственного поведения.Обогащение эмоционального мира воспитанниц и формирование у них нравственных чувств.Формирование у воспитанн...

Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.

Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.     Задачи программы состоят в...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Развитию связной речи» для школ VIII вида.

Программа предназначена для работы с учащимися специальной коррекционной школы VIII вида. Данная программа учитывает концептуальное положение общей и специальной (коррекционной) педагогики. Она ...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.

закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...