Программа для учащихся со сложной структурой дефекта
рабочая программа по психологии

Булатова Лариса Рафаиловна

Использование игрового комплекта Пертра

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой»

(МОУ «СКоШ»)

636783. Томская область, г. Стрежевой

Ул. Викулова 1/2

skosh@guostrj.ru

Тел/факс. 5-73-07

   Принято на ШМС №1                                                                    Утверждено приказом       от                                                                                                     директора №                   от                                        

 Развитие и коррекция психических процессов в соответствии с требованиями ФГОСО ОУО (ИН) у учащихся со сложной структурой дефекта через реализацию игрового комплекта «Пертра»

Составитель: педагог – психолог I кв.категории

Булатова Л.Р.

Стрежевой 2017г.

Пояснительная записка

Цель: развитие познавательных процессов и личностных качеств   у учащихся с ОВЗ.

Проводимая в школе коррекционно-развивающая работа направлена на реализацию следующих педагогических задач:

-формирование сенсорных навыков и эталонов (развитие восприятия цвета, формы и величины);

-развитие зрительной и слуховой памяти;

-формирование произвольности психических процессов;

-развитие мыслительных операций: анализ, синтез, группировка, классификация, конкретизация, обобщение, сравнение, аналогия, анализ;

-развитие умения делать выводы и умозаключения;

-развитие творческого потенциала ребенка;

-развитие коммуникативных навыков и партнерского общения;

-формирование познавательной мотивации.

У учащихся с ОВЗ в процессе обучения большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе.

Дети испытывают трудности в обучении из - за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка много сенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения. Незаменимым помощником в психомоторной коррекции стал для нас игровой комплект «ПЕРТРА».

Комплект Пертра - интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы. Его достоинства в том, что позволяет педагогу - психологу решать множество задач развития ребенка: его органов чувств, познавательных психических процессов, личностных проблем.

При выполнении всех заданий идет работа мелкой моторики рук, развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения, целенаправленности деятельности, умения договориться во время игры. Формирования умений и навыков общения в процессе игры способствует развитию произвольности общения, формированию активной позиции в коллективе детей.

Комплект выглядит как комод с семью выдвижными ящиками заполненными пластинами с углубления для построения дорог, машинками, куколками, шарами, кольцами для построения всевозможных пирамид, кубиками с отверстиями, вставными деталями, геометрическими фигурами разной формы величины и цвета.

Имеются шнуры и веревки для нанизывания деталей, металлические шарики и магнитный штифт для проведения шариков по дорожкам- желобкам.

1.Пространство на плоскости (построение дороги)

2.Классификация элементов

3.Одинаковое и разное (сравнение по цвету размеру и форме)

4.Преобразование пространства (трехмерные фигуры)

5.Развитие моторики руки (координация движений)

6.Освоение всех видов хватательных движений

7.Начальные математические навыки.

Каждый ящик - набор имеет крышку, ручку. Его можно переносить к месту занятия. Главным достоинством материала является то, что использование деталей набора в играх и упражнениях позволяет развивать все органы чувств ребенка, а значит, дает возможность расширять каналы (визуальный, аудиальный, кинестетический) получения информации из внешнего мира. Как известно, именно эта информация является фундаментом развития памяти, мышления, воображения.

Из деталей первого ящика можно на специальной доске выложить дорожку по желанию или по условию (4 дороги сходятся в центре), а затем проводить фигурки, машины или шарики). Материал второго ящика позволяет обобщать, классифицировать фигуры, составлять целое из частей, производить исключение. Яркие фигуры очень привлекают детей. Используя дидактическое оснащение третьего ящика, дети быстро учатся нанизывать детали на шнур по словесной инструкции, сортировать бусины, сравнивать их, чередовать по заданному образцу. Развивается восприятие, внимание, память и воображение ребенка. Открыв четвертый ящик, дети под руководством педагога создают сложные траектории, приобретают навыки моделирования пространства.

Дети придумывают названия городам и странам, которые обыгрываются с большим желанием. Дети привыкают к правилам доброжелательного взаимоотношения при освоении малого пространства, учатся договариваться и согласовывать свои намерения. С игровым материалом пятого ящика ребенок осваивает плоскостное пространство, ориентируется в нем, вырабатывает координацию движений – и при этом он просто играет.

Магнитный штифт является прообразом карандаша, за которым следует сначала непослушный, а потом уже послушный металлический шарик. Развивается мелкая моторика кисти руки, межполушарные связи. Такая игра привлекает и развивает.

Дидактическое сопровождение шестого ящика позволяют детям приобрести начальные математические навыки: на доске выкладывают последовательности, сравнивают количество предметов, уравнивают количества, знакомятся с цифрами. Активизация и развитие познавательных процессов при проведении занятий с использованием элементов комода.

Пертра в играх и упражнениях становится важнейшей целью коррекционной работы. Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью учащихся с нарушением интеллекта  является игра, то работу с детьми необходимо организовывать  в виде игр и упражнений, объединенных одной тематикой. Коррекционно-развивающая работа проводится индивидуально так и с малыми подгруппами за столом или на коврике. В подгруппе 2 – 3  детей. Каждая встреча продолжается 20 -25 минут. Выбор набора зависит от коррекционных задач. Систематическое использование набора, постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дает быструю положительную динамику развития ребенка. Детали набора столь многообразны, что игры и задания можно всегда изменить, сделать сложнее, интерес. Каждая игровая сессия выстраивается в следующей последовательности:

1.Задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • формировать представления о собственном теле;
  • формировать представления о расположении объектов по отношению к собственному телу;
  • развивать воображение, внимание, память и мышление;
  • формировать целостный образ предметов;
  • развивать умение согласовать свои действия с действиями других.

2 . Ход выполнения.

Вся работа проводится в три этапа, при этом меняется последовательность ориентиров.

Первый этап: поэтапная проработка построения картинки; групповая работа с элементами индивидуальной. Каждому ребенку дается возможность самостоятельно построить отдельные элементы предлагаемого образца.

Второй этап: построение целостной картины (наличие образца); начальный этап - групповая работа.

За каждым ребенком закрепляется цвет, которым он будет строить. Взрослый лишь направляет детей в построении фигурок (место расположения на планшете). При этом детям доступны образцы каждого элемента картины, при ее построении.

Итогом творческого процесса является сравнение полученного результата с образцом.

Третий этап: построение целостной картины (по вербальной инструкции); опора на зрительную память; групповая работа. Это момент, на котором происходит отработка усвоения понятий признаков удаленности. Дети выполняют построение без образца. В завершении процесса выполненная картинка сравнивается с образцом.

 Система коррекционных и развивающих игры, упражнений с использованием комплекта «Пертра».

1. Вышли пальцы погулять

1.1Пальчики шагают по прямой дороге

Указательным пальцем правой руки по прямой дороге ребенок проводит справа налево. Увидел собачку, спросил, умеет ли она летать. Собачка ответила, что не умеет, потому что у нее нет крыльев.

Указательным пальцем правой руки по прямой дороге ребенок проводит слева направо. Увидел пингвина. Спросил: «У тебя есть крылья, значит, ты умеешь летать». Пингвин ответил, что он птица, и крылья у него есть, но он не летает, он очень тяжелый, его крылья. Развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора ребенка.

Брусок с прямой дорожкой, мелкие игрушки (собачка, пингвин)в) не удержат его в воздухе. Он плавает в океане, а по суше только ходит. Указательные пальцы обеих рук передвигаются то к центру, то к краям дорожки. Поочередно аналогичные движения выполняются средними, безымянными пальцами и мизинчиками. «Разбежались, встретились».

1.2.Пальчики умеют «шагать». Дети перебирают поочередно указательным и большим пальцами, имитируя шаги по прямой дорожке. Коррекция мелкой моторики руки прямая дорожка.

1.3 Классификация фигур. Увидели собачка и пингвин много фигур разной формы и разного цвета, а как они называются, забыли (ребенок называет). Решили они разделить фигуры по форме (классификация по форме).

Потом захотели разделить фигуры по цвету (классификация по цвету). Развитие умения классифицировать. По 4 треугольника и прямоугольника основных цветов.

1.4 Итог. Учили пальчики ловкости, распределяли фигуры по форме или по цвету.

2. На тропинке

2.1 Пальчики учатся ходить по тропинке. В прошлый раз пальчики ходили по ровной дороге, а сегодня тропинка, которая то вправо, то влево повернет.

Но пальчики умеют ходить и по этой дорожке. Ребенок перебирает поочередно указательным и большим пальцами, имитируя шаги по извилистой дорожке (правой и левой рукой). Протоптали пальчики дорожку, теперь удобно идти человечкам. Предложить маленькие фигурки со штырьком, который является залогом того, чтобы движение было направленным. Затем предложить фигурки без штырька. Следить за тем, чтоб фигура двигалась точно по дорожке, не наклонялась и не западала в углубление. Для этого несколько раз провести фигурку медленно правой, затем левой рукой, двумя руками навстречу друг другу. Развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, расширение кругозора ребенка.

   2.3Логические задания. Привела тропинка на полянку. На ней растут цветы, порхают бабочки. Найди бабочку, которая чуть меньше самой большой, но больше всех остальных. (Бабочки выложены из треугольников разного цвета и величины). Развитие логического мышления, восприятия  величины и цвета. Треугольники разного цвета и разной величины.

   2.4 Итог занятия. Учили свои пальчики двигаться согласованно, ловко. Делали большие треугольники из маленьких, учились размышлять, отгадывать загадки.

3. Ралли на машинах

3.1 Построим дорогу. Вместе с ребенком выкладываем дорожку, объясняя, какие пластины подходят, для того, чтобы дорожка была непрерывной. Обучение ребенка умению предвидеть результат деятельности. Пластины с углублениями

3.2 Идут пешеходы. По построенному пути «пешеходы» (матрешки с фиксатором) идут по дороге. Ребенок проводит фигурку правой и левой рукой до определенного места. Затем предложить матрешки без фиксатора, что усложняет задание, так как малейшее нарушение движения приводит к падению фигурки в желобок. Развитие координации движений пальцев рук, ориентировки на плоскости, развитие ловкости движений рук. Пластины с углублениями, человечки из набора Пертра.

3.3Едут машины. Ралли – это соревнования машин. Сегодня на этом пути поедут машины, сначала медленно, а потом быстрее. Затем машина впереди себя покатит шар.

3.4 Итог. Научились строить дорожки с поворотами, водили по ним машины, выбирали шары нужного цвета.

4. Домики

4.1 Построим Домики. Ребенок строит домики из треугольных и прямоугольных форм, к каждому дому по дорожке (желобок) ребенок «проходит», передвигая указательным и средним пальцем. Развитие операций анализа и синтеза, сравнения; развитие мелкой моторики рук. Детали набора Пертра из второго и третьего кофра.

4.2  Сделаем бусы. Ребенок, чередуя бусины, нанизывает их на шнурок. Каждый житель дома (фигурка) чередует бусы того же цвета, что дом и крыша. Освоение логической операции чередования по цвету. Цветные бусины, шнурок.

4.3 Угощение. В каждом доме гостеприимные хозяева. Они приготовили тортики круглой и квадратной формы. Подумайте, как по-разному можно «разрезать» тортики на четыре части. Дети составляют квадраты и круги из разных частей. Развитие анализа и синтеза. Квадраты, круги, прямоугольники , детали круга для составления целого из частей.

4.4 Итог. Научили пальчики ловкости, чередовали бусинки, делили квадраты и круги на части.

5. Веселые бусинки

5.1.Построим дорожку. Построение желобков по условию. Начало и конец дорожки должны иметь завершение, нет пути дальше. Для этого дети выбирают специальные детали с закруглением желобка. Развитие плановой деятельности, произвольности, самоконтроля. Детали для построения дорожки.

5.2.Чередование бусин по цвету. Понравились ваши дорожки веселым бусинкам. Они покатились по дорожкам, соблюдая порядок. Они чередуются по цвету. Вспомните, как мы играли в прошлый раз, и разложите бусинки правильно, чередуя их по цвету. Цвет выбирайте по желанию. Закрепление чередования по цвету. Шарики разного цвета.

5.3 Покатились бусинки. Дети выбирают человечка или машину и двигают все бусины так, чтобы они продвигались, но не выпадали. Развитие координации движения руки, Шарики, желобки, машинки, желобка умения сдерживать резкие движения.

5.4 Итог. Вы научились стоить дорожку по условию, чтоб были начало и конец дороги закрепляли умение чередовать шарики по цвету, тренировались осторожно и аккуратно продвигать все шарики сразу.

6. Разные пирамидки

6.1 Чередование по величине. Возьмите стержни и подставочки, сделайте пирамидки из одинаковых деталей по форме, но разных по величине. Мне хочется сделать такую: чередую кольца по величине. Можно чередовать шары или цилиндрики, кому что захочется. Рассматриваем пирамидки, которые сделали дети, отмечаем, что все они разные, но есть что - то общее в них. В каждой пирамидке детали чередуются по величине – большие и маленькие. Развитие мыслительных способностей, ознакомление с чередованием по величине.

6.2  Чередование по форме. Посмотрите на эти детали. Они одинаковые по цвету, но разные по форме (шары, колечки, цилиндры). Сделайте пирамидки, чтобы детали чередовались по форме. Отмечаю, что все они разные, а сходство их в том, что в каждой пирамидке детали чередуются по форме. Развитие мыслительных способностей, ознакомление с чередованием по форме.

6.3 Построение дорожки по схеме. Каждый ребенок строит дорожку от одной пирамидки до другой с поворотом, который указан на схеме. У каждого ребенка своя схема дороги. Далее детям предлагаю поиграть для самостоятельного освоения плоскостного пространства.

Развитие анализа и синтеза, умения переносить условия схемы в реальную постройку.

6.4 Итог. Вы научились чередовать детали по форме, по величине, выстраивать дорожку по схеме. С интересом играли, придумывали новые постройки.

7. Послушные шарики

7.1Построение дороги по схеме (коллективная работа). Дети должны, согласовывать свои желания, строить одну дорогу с круглой площадкой в центре. Развитие плановой деятельности, произвольности, самоконтроля, умения читать схему.

7.2 Проведи шарик магнитом. Детям предлагается по очереди вести шарик магнитным штифтом по желобку дорожки до центра. При этом надо правильно держать штифт, как карандаш, плавно двигать кистью руки. Далее ведут одновременно три шарика. Следить, чтобы на поворотах металлические шарики не отрывались. Развитие мелкой моторики рук. Металлические шарики, магнитный штифт, детали кофра

7.3 Проведи шарики двумя руками. Дети выполняют задание двумя руками. Проводят одновременно двумя штифтами правой и левой руками шарики до места их встречи. Развитие мелкой моторики рук, связей между полушариями. Металлические шарики, магнитный штифт, детали кофра

7.4 Итог. Вы уже хорошо строите дорожку по схеме, правильно проводите магнитом шарики в нужное место. Все задания выполняли старательно.

 8. Башня.

 8.1Построение башни из «кирпичиков» по условию. Кирпичики ставить на узкое ребро по четыре в каждом ряду. Следующий ряд изменить направление кирпичиков на 90 градусов (показать детям). Третий этаж башни строить с расположением кирпичиков, как на первом этаже. Далее чередовать. Учить выполнять задание по образцу и по условию.

8.2 Игра «Достань кирпичик». Дети достают любой кирпичик и ставят как следующий этаж. Нельзя брать кирпичики с верхнего этажа, пока он не закрыт полностью следующими деталями, которые дети смогли достать. Игра проходит по очереди, пока башня не упадет. Развивать мышцы руки, учить действовать аккуратно, сберегая постройку. Построенная башня из кирпичиков одной величины.

8.3Конкурс высоких построек. Дети осваивают объемное пространство, выполняя разнообразные постройки из деталей кофра. Каждый получает приз, наклейку. Все постройки положительно оцениваются. Развитие воображения, умения скреплять объемные детали, делать устойчивую постройку.

8.4 Итог. Освоили новую игру «Башня», научились строить высокие, интересные сооружения.

Систематические игры с детьми на базе комода Пертра, выполнение доступных упражнений, повторение заданий в разных вариациях способствуют развитию всех познавательных психических функций.

Внимание и интерес неразделимы. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. С яркими, приятными на ощупь, иногда замысловатыми, деталями ребенок играет или упражняется в выполнении определенных заданий, не отвлекаясь. Это приводит к развитию произвольного внимания, его объема, концентрации, распределения, переключения и устойчивости.

В работе с деталями набора «Пертра» мы развиваем все виды памяти: зрительную, слуховую, тактильную, двигательную. Ребенок, которому трудно было запомнить одно задание, пройдя цикл игр и упражнений, может удержать в памяти инструкцию из 3-4 заданий, так как инструкция включена в игровую деятельность. Как известно, что лучше запоминается то, с чем действует ребенок. Важным достижением является развитие возможностей ребенка в выполнении точных, ловких движений с деталями, которые не должны упасть. Это позволяет сделать вывод о развитии двигательной памяти и координации движений в системе глаз-рука.

Игры с деталями комплекта развивают восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени. При этом восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Быстрое выделение информативных  свойств предмета, способствует его опознанию, применению для новых целей. Можно смело утверждать, что развивается наглядно-образное логическое мышление ребенка. Он учится обобщать, классифицировать, исключать, анализировать, сравнивать, проводить аналогии, чередовать. Учится понимать мыслительную операцию отрицания. После проведения цикла игр ребенок выделяет существенные признаки предмета, сравнивает детали не только по внешнему виду, но и по функциональным возможностям, с легкостью выявляет различия.

В ходе игр с комплексом «Пертра» у детей развивается воображение, творческое мышление. На каждом занятии дети воплощают новые замыслы, поражающие своей оригинальностью. Достижением детей становится развитие коммуникативных умений, формирующихся в ходе общения, игры. Развивается и волевая сфера, когда надо закончить начатое, исправить неточно выполненное задание, проверить свой результат. С развитием воли развивается и произвольность психических процессов, саморегуляция. С появлением новых умений у детей повышается уверенность в себе, формируется адекватная самооценка. В совместных играх воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к постройкам друзей. Дети учатся принимать варианты других, позитивно их оценивать, воздерживаться от отрицательных оценок, оказывать помощь друг другу в затруднительных ситуациях. Это приводит к формированию у детей нравственно-этических норм поведения.

Разработанная система коррекционных и развивающих игры и упражнений с использованием комплекта «Пертра» помогает  добиваться стабильных положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....

Профильный труд. Программа для учащихся со сложной структурой дефекта 5-9 классы

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс

Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...

Профильный труд. Адаптированнная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 11класс.

Рабочая программа по профильному труду составлена на основе:авторской учебной программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2001 г.,.программно - методич...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 5 класс для учащихся со сложной структурой дефекта.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»5 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 7 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство» 7 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составл...

Рабочая программа по предмету "Домоводство" 8 класс для учащихся со сложной структурой дефекта

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕпо предмету «Домоводство»8 классРабочая программа по учебному предмету «Домоводство» образовательной области «Труд»  составлена в ...