Диагностика лжи и неискренности человека
тест по психологии

Цель диагностики выявить уровень честности и открытости испытуемого. Опросник предназначен для профессиональной психологической диагностики. Хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи. Опросник "Честность" может применяться как самостоятельная методика в целях профотбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_lzhi_i_neiskrennosti_cheloveka.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика лжи и неискренности человека.

 Каждый из нас знает, что такое ложь и неискренность. Порой в ходе общения какое-то седьмое чувство подсказывает нам, что что-то не в порядке, как отмечает М.Е. Литвак: «Если вы считаете, что вас обманывают, значит вас обманывают». Мы не понимаем в чем дело, а спустя время, удостоверившись в ненадежности информации, ненадежности человека, ругаем себя, почему не доверились своей интуиции. Ведь как-то же мы определили, пусть даже неточно, неискренность собеседника. С.И. Ожегов определяет ложь и обман в «Словаре русского языка» следующим образом: «Ложь – целенаправленное введение в заблуждение человека для достижения своих целей»; «Обман – ложное представление о чем-нибудь, заблуждение».

В конфликтной ситуации человек стоит перед выбором: сохранение (даже пусть только перед собой) образа честного и справедливого человека или же выгода как материальная, так и нематериальная (престиж, положение и др.) от победы в конфликтной ситуации. Часто выбор делается в пользу последней. Оперативный сотрудник, обязан взвесить, что потеряет или найдет человек, говоря неправду.

Психологи выяснили, что есть люди, которые изначально предрасположены ко лжи. Они врут по поводу и без повода, преувеличивают, преуменьшают или приукрашивают факты, нередко самим себе во вред. По данным некоторых исследований, в процессе беседы, человек ловчит (лжет), в среднем, восемь раз в час.

Среди «профессиональных» лжецов таких людей нет, так как «профессиональная» ложь предполагает тонкий, изощренный ум, развитое логическое мышление, хитрость, умение ладить с людьми, находить с ними контакт, настраиваться на нужную волну.

Конечно же, нельзя делать такие выводы по какому-то одному признаку. Установлено, что распознавание лжи возможно на следующих уровнях: психофизиологическом, вербальном (словесном) и невербальном (мимика, поза, жесты). На психофизиологическом уровне информация поступает в виде внешних проявлений функционирования внутренних органов, которые человеку контролировать практически невозможно. На вербальном уровне – проверка логической согласованности информации и соответствия невербальным компонентам взаимодействия.

Можно ли подделать язык тела и другие компоненты поведения, которые могут выдавать ложь?

Специалисты по невербальным средствам коммуникации говорят, что нет, а если удается, то это приводит к несогласованности между вербальными проявлениями и невербальными, что сразу бросается в глаза и свидетельствует о неискренности. Например, считается, что раскрытые ладони – признак того, что собеседник говорит правду. Но если обманщик улыбается и намеренно использует этот жест, и в то же время говорит неправду, его выдадут другие проявления, свидетельствующие о его неискренности. Такие микродвижения, микросигналы проявляются на долю секунды и часто не видны, но, как правило, людям с развитой интуицией и, конечно, специалистам, занимающимся в области невербальных коммуникаций, они заметны. К таким микросигналам относятся: искривление лицевых мышц, часто несимметричное, расширение или сужение зрачков, учащенное моргание, румянец и множество других. В частности, в таких ситуациях вы чувствуете, что что-то не так, но не можете понять, что именно.

Психофизиологические симптомы лжи

Можно сказать, что ложь – это не свойственное проявление действий человека. Поэтому в ситуации обмана организм как бы «выражает» свое сопротивление этому, реагирует на стресс и поэтому ведет себя по-другому. Эти физиологические проявления трудно контролировать обычному человеку, если он конечно, не обладает совершенными способностями регуляции, что может далеко не каждый.

Прежде всего, это:

·      дрожь в голосе, теле, которую собеседник не может остановить;

·      учащенное моргание;

·      человек напрягает губы, покусывает их, «жует»;

·      над верхней губой, на лбу появляются капельки пота;

·      частое или сильное сглатывание слюны;

·      желание пить (из-за сухости во рту);

·      покашливание (на нервной почве), возможно периодическое заикание;

·      голос приобретает другой тон, не характерный для собеседника, меняется ритмика, тембр;

·      сбивчивое, неспокойное дыхание, может не хватать воздуха, зевота;

·      изменение цвета лица, бледность или покраснение, кожа может покрываться пятнами;

·     подергивание мелких мышц лица (веко, бровь и т.п.).

Предназначение

  Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показателях по шкале честности результаты диагностики по другим методикам, входящим в батарею методик, можно признавать недостоверными.

Опросник "Честность" может применяться и как самостоятельная методика, предназначенная для выявления уровня честности, открытости испытуемого. Например, в целях профотбора.

 

Оцениваемые качества

  Честность

 

Возрастная категория

  16+

 

Порядок проведения

Внимательно прочитайте следующие утверждения. В зависимости от того, согласны Вы или нет с утверждением, напишите в бланке ответов "да" или "нет". Если Вам сложно выбрать вариант, то попробуйте представить последний месяц Вашей жизни. Оцените то, чего было больше за прошлый месяц. Не стоит слишком долго размышлять над ответом. Как правило, первый пришедший в голову ответ и является верным.

 

 Обработка результатов

  Необходимо посчитать количество ответов "да" на вопросы:

1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34

и количество ответов "нет" на вопросы:

2, 4, 7, 13, 26, 27.

0 - 5 баллов. Очень низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о ярко выраженной склонности ко лжи, приукрашиванию себя. Также может свидетельствовать о низких показателях социального интеллекта. Если данный опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам следует признать недостоверными.

6 - 13 баллов. Низкий показатель по шкале "Честность". Свидетельствует о значительной склонности ко лжи. Любит приукрашивать себя, своё поведение. Если опросник применялся в составе батареи методик, то результаты по личностным опросникам не обязательнос следует признавать недостоверными. Однако следует отнестить к их результатам вполне критично.

14 - 29 баллов. Нормальный результат. Склонность ко лжи не выявлена. Может быть, изредка склонен приукрашивать себя, своё поведение, но в пределах нормы.

30 - 34 баллов. Высокий результат по шкале "Честность". Такой высокий результат может быть связан не только с высокой личностной честностью, но и следствием других причин: преднамеренного искажения ответов, очень неверной самооценки. Следует осторожно отнестись к данному результату.

1. Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

2. Если ко мне обращаются вежливо, то я тоже всегда отвечаю вежливо.

3. У меня бывают денежные затруднения.

4. Мне всегда приятно, когда человек, который мне не нравится, добивается заслуженного успеха.

5. Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

6. В компании я веду себя не так, как дома.

7. Я полностью свободен от всяких предрассудков.

8. Я не всегда говорю правду.

9. Когда я с кем-нибудь играю, мне всегда хочется победить.

10. Иногда я сержусь.

11. В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

12. Бывает, что я выхожу из себя.

13. В детстве я сразу и без пререканий делал всё, что от меня требовалось.

14. Иногда я раздражен чем-нибудь.

15. Бывает, что я смехом реагирую на неприличную шутку.

16. Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

17. Я люблю иногда посплетничать.

18. Среди тех, кого я знаю, есть такие лица, которые мне очень не нравятся.

19. Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

20. Мне случалось опаздывать.

21. Мне свойственно иногда прихвастнуть.

22. Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

23. У меня бывают иногда мысли, о которых стыдно рассказывать другим.

24. Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

25. Бывало, что я говорил неправду.

26. Все мои привычки положительны.

27. Если я что-то обещал, то всегда сдерживаю слово несмотря ни на что.

28. Иногда могу похвастаться.

29. Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

30. Я откладываю иногда на завтра то, что необходимо сделать сегодня.

31. У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

32. Я иногда спорю о вещах, о которых слишком мало знаю.

33. Я люблю не всех своих знакомых.

34. Я могу про кого-нибудь сказать плохо.

Психологический тест: насколько вы склонны ко лжи?

Нет людей, которые бы ни разу в своей жизни не сказали неправду. Но одни пользуются ложью постоянно, а другие прибегают к обману крайне редко и врут, не нанося вреда окружающим. К какому типу людей относитесь вы? Давайте проверим! 1. Вам рассказали не смешной и длинный анекдот. Человек очень старался

и, конечно, ждет от вас соответствующей реакции. Как вы отреагируете?

а) громко и продолжительно рассмеюсь; мне жаль людей, когда они нелепо выглядят в глазах окружающих;

б) улыбнусь и постараюсь быстро сменить тему, чтобы этот анекдот поскорее забылся;

в) честно скажу рассказчику в глаза, что смеяться тут не над чем, чтобы он больше никому не пытался повторить этот анекдот.

Человек, который вам неприятен, пытается завязать

с вами дружеские отношения. Для этого он подчеркнуто вежливо общается с вами.

Как вы ему ответите?

а) сделаю вид, что мы можем пообщаться, но потом расскажу об этом друзьям, и мы вместе посмеемся над ним;

б) сведу общение к минимуму и намекну, что это ни к чему хорошему не приведет;

в) открыто ему заявлю, что у нас не может быть общих тем, поэтому не стоит тратить время, желая установить контакт.

3    Коллеги наперебой рассказывают, как весело провели отпуск.

Вам с ними поделиться совершенно нечем.

Вы промолчите или придумаете увлекательную историю?

а) что-нибудь придумаю, никому это не повредит, а я не буду выглядеть белой вороной;

б) вспомню что-то из старых историй и выдам за свежую, я же ничего не придумываю специально;

в) скажу все как есть; когда появится что-то интересное, тогда и расскажу увлекательную историю.

Вы оказались главным действующим лицом в глупой ситуации,

свидетелями которой стали ваши знакомые.

 Будете оправдываться?

а) да, обязательно придумаю аргументы, которые помогут мне выкрутиться;

б) разряжу обстановку с помощью шутки, типа – с кем не бывает;

в) что случилось, то случилось, не вижу смысла врать и придумывать отговорки.

Вы опоздали на работу несколько раз подряд,

и вас попросили написать объяснительную.

Напишете правду или сочините душещипательную историю?

а) придется придумывать веские причины, поскольку опоздания связаны с банальным просыпанием;

б) если есть вероятность штрафа, то придется придумать хотя бы одну объективную причину моего опоздания;

в) напишу все как есть; если причины моего опоздания банальны, то врать не стану.

А теперь подведем итоги:

Если у вас больше ответов А, то вы любитель приукрасить жизнь с помощью придуманных историй. Не забывайте, что при помощи лжи вы вводите людей в заблуждение. Кроме того, чтобы не попасть в нелепую ситуацию, вам надо хорошо помнить то, что вы соврали тому или иному собеседнику; в противном случае, выбравшись из некрасивой ситуации, вы рискуете попасть в нее вновь. Старайтесь меньше придумывать, это снимет внутреннее напряжение, в котором вы постоянно пребываете.

Если среди ваших ответов больше вариантов Б, вы тяготитесь ложью, но все же иногда вынуждены к ней прибегать. Вы стараетесь не обманывать в серьезных вещах, лукавя в мелочах. С одной стороны, это не вредит окружающим, но с другой – всегда существует вероятность того, что вы решите обмануть человека и в серьезном вопросе. Поэтому как можно реже прибегайте ко лжи, старайтесь говорить правду.

Если среди ваших ответов больше вариантов В, то ложь чужда вам на инстинктивном уровне. Причем вы настолько серьезно относитесь к правде, что готовы говорить ее даже в тех случаях, когда можно было бы смягчить реальное состояние вещей. Впадать в крайности тоже не стоит, бывают случаи, когда можно промолчать или пустить в ход фантазию. Не забывайте об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подборка фотографий для урока биологии в 11 классе по теме "Диагностика пороков развития человека и их коррекция"

В данном материале подобраны фотографии с различными пороками развития человека, а именно: ихтиоз, эктопия сердца,синдром Тричера - Коллинза, микрогения, паразитические близнецы и приведена таблица уя...

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития

В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Диагностика специальных способностей ребенка, принимаемого в хореографический коллектив. Диагностика формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей....

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...