Кризис 7 лет. Что делать
консультация

Пензина Евгения Викторовна

В статье описаны причины и признаки кризиса 7 лет, даны рекомендации по взаимодействию с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.chto_delat.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 7 лет. Как общаться с ребенком

Психологами установлено, что развитие психики человека протекает неравномерно. Относительно спокойные периоды чередуются с кризисами, когда поведение ребенка меняется, и эти изменения часто оцениваются взрослыми негативно: стал упрямиться, кривляться, грубить, договориться с ним невозможно, и т. п. Нередко родители в эти моменты просто разводят руками и не знают, что делать. В одних случаях кризис протекает гладко, почти незаметно, в других – бурно (протест-бунт).  

Следует отметить, что кризисы - естественные и закономерные этапы взросления. Наступление кризиса говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более  серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Возраст 6-7 лет является одним из таких этапов, поэтому хотелось бы поговорить об этом подробнее.

В возрасте 6-7 лет происходит постепенная смена социальной роли – ребенок взрослеет, переходит от игры к учебной деятельности. Многие дети начинают учиться в подготовительных классах. На место воспитателя приходит учитель со своими требованиями и оценкой деятельности результата. Новая роль – роль не дошкольника, а ученика - возлагает новые  ожидания и дает новые возможности, новое самоощущение себя в мире. Каковы же признаки кризиса 7 лет?

Утрачивается детская непосредственность. Как это проявляется? Прежде, если ребенка кто-то обижал,  он падал  и обдирал коленки,  что-то не нравилось, огорчало, он сразу же бежал к маме, и все чувства – огорчение, гнев, страх - были открыты и ясно читались на его лице. Все поведение отличалось наивностью и непосредственностью. Как говорил один из самых известных отечественных психологов Л. С. Выготский, в этом возрасте «ребенок внешне такой же, как и внутри».

Теперь же он может скрывать свое состояние – например, если его кто-то обидел, что-то не получилось,  он может  не говорить это маме, и только по покрасневшим глазам вы можете понять, что недавно ему было плохо и он плакал. Он начинает осмысленно ориентироваться в своих переживаниях и различать свои чувства: понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой». Поведение становится более осознанным, в том числе и в оценке своих реальных возможностей.  Если раньше мама хвалила малыша и говорила, что его аппликация или вылепленная фигурка самая лучшая на свете, он охотно верил,  для него в этом не было никакого сомнения. Теперь  он начинает сравнивать, рассуждать и понимать, что в чем-то может быть хуже, чем остальные – например, что его рисунки не так хороши, как у Пети или Маши, что он менее ловок, чем Вася, и т. п. Самооценка становится более реалистичной.

  В связи с этими внутренними изменениями появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Он начинает осмыслять правила поведения и отслеживать, соблюдают ли их окружающие его взрослые. Например, мама говорит, что надо мыть руки перед едой. Но всегда ли выполняет она сама это правило?

У некоторых детей в поведении может появиться манерность, кривлянье, гримасничанье. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение. Он пробует примеривать на себя разные социальные роли, наблюдая при этом за реакцией окружающих и выбирая наиболее приемлемые из этих ролей. Теперь он делает это осознанно. Если прежде ребенок действовал по схеме – «захотел - сделал», в шести-семилетнем возрасте он уже действует по схеме – «захотел – осознал - сделал».

Постепенно развивается произвольность – способность сознательно управлять своим поведением. Например, так хочется поиграть. Но надо помочь маме убрать на кухне или решать задачку на уроке.  Ребенок, у которого в соответствии с возрастом формируется произвольность, может побудить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется – он отложит игру и пойдет помогать маме или будет слушать на уроке объяснения учителя, а не катать под партой машинку. Развитие произвольности является одним из необходимых условий психолого-педагогической готовности к школе. Появляется желание выполнять те или иные поручения взрослых, постепенно теряется интерес к дошкольным видам деятельности – «в школе взрослые, а в детском саду только малыши». Часто дети выражают желание поиграть «в школу».

Следует заметить, что в последнее время у многих ребят  к началу обучения отмечается недостаточное развитие произвольности, что затрудняет адаптацию к школе. По-видимому, связано это с тенденцией  к увеличению количества детей с неврологическими нарушениями (синдром дефицита внимания, гиперактивность, задержки речевого и психоречевого развития и т.п). В ряде случаев оказывают влияние и особенности воспитания. Тем детям, которым до школы в семье все позволяли, все желания которых удовлетворяли по малейшему требованию без всяких разумных ограничений, очень сложно адаптироваться к школьным правилам и требованиям.

Рекомендации родителям:

1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни. Их наступление связано с взрослением ребенка, переходом на более высокий уровень внутренней позиции;

2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности. Приглашайте ребенка к обсуждению семейных вопросов – куда поехать летом, где провести выходные, что приготовить на ужин. Не критикуйте его предложения;

3. Делитесь своим опытом, обсуждайте разные похожие ситуации из своей жизни в 6-7 лет, помогайте находить выход из затруднений;

4.  Если у ребенка отмечается кривляние, манерное поведение, направьте эти действия в игру, где можно подурачиться и повеселиться от души;  

3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять, давайте посильные поручения;

4. Будьте осторожны с критикой – в этом возрасте дети еще не умеют разделять оценку себя как личности и оценку своих результатов. Они сильно ориентированы на взрослого. Если вы скажете: «Какие у тебя кривые некрасивые буквы», ребенок перенесет это суждение на себя и будет думать, что раз он плохо написал буквы, значит он плох сам по себе. Лучше корректно обратить внимание на недостатки, не забыв похвалить и достоинства: «Вот эту буковку ты ровно написал. И вот эта красиво получилась. А вот здесь надо провести линию немножко поровнее. А тебе самому какая буква из написанных больше всего нравится?»

5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий, соблюдения или несоблюдения правил.

6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, юмор всегда помогает!

Ниже приводится анкета, позволяющая родителям оценить поведение ребенка.

Оценка особенностей поведения ребенка 6—7-летнего возраста (анкета для родителей)

Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода — год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются время от времени независимо от возраста — 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

1. В последнее время (полгода — год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

 2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

 3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.

8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.

10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

Анализ результатов

20-11 баллов — скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;

10-6 баллов — негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;

5-0 баллов — для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии. Иногда спокойствие обусловлено особенностями темперамента (флегматик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Спортивно-оздоровительное состязание "Делай с нами! Делай как мы! Делай лучше нас!"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данное внекласное мероприятие проводится в 9 классах совместно с родителями (папами).Цели:Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы чере...

Профилактическая программа «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или

Профилактическая программа«Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас» или «Нам курить некогда»Цель программы: укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование психологии и культуры здоровья...

Делай с нами,делай как мы, делай лучше нас

Конкурсно-игровая программа проводилась как внеклассное мероприятие в Международный день семьи (15 марта), в котором участвовали вместе родители и дети 5 класса...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИИ. СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ «ЧТО ДЕЛАТЬ?», «ЧТО ДЕЛАЕТ?», «ЧТО ДЕЛАЛ?»

Цель урока:ü расширять представления о профессиях, отрабатывать умения делить слова на слоги, определять место ударения в словах.Задачи урока:Образовательные:ü знакомить со словами, отвечающими на воп...

Реферат: Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.США в годы экономического кризиса.Экономический кризис 1929-1933 гг. оказалась мировым. Он нарушила все международные экономические связи, приведя к массовому...

Газета любознательных родителей "Подростковый кризис. Кризис родителей"

Подростковый возраст считают одним из самых сложных. И еще неизвестно, кому в этот период больше требуется поддержки — подросткам или их близким. Как всей семье пережить этот кризис и выйти из н...