Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей
статья

Мостовенко Вера Николаевна

Одной из приоритетных задач современного школьного образования является усиление внимания к личности ребенка. Поэтому особую актуальность приобретает научная разработка проблемы саморегуляции произвольной активности обучаемых, способности самостоятельно выдвигать цели, ставить задачи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей

                (Выступление Мостовенко В.Н.на заседании кафедры,2019)

        Одной из приоритетных задач современного школьного образования является усиление внимания к личности ребенка. Поэтому особую актуальность приобретает научная разработка проблемы саморегуляции произвольной активности обучаемых, способности самостоятельно выдвигать цели, ставить задачи.

        Процессы саморегуляции ( по теории О.А.Конопкина 1931-2008) - это внутренняя целенаправленная активность человека, которая обеспечивается системным участием процессов, явлений разных уровней психики.

        Различают  уровни осознанной саморегуляции личности:

                -операциональный ( планирование целей, условий, результатов);

                - регулятивно-личностный (субъектные качества личности: ответственность, гибкость, надежность, настойчивость). Именно эти качества участвуют в преодолении трудностей, в формировании стилей саморегуляции. это произвольная активность. Любая учебная деятельность - это произвольная активность.

        Каковы же психологические ресурсы  осознанной саморегуляции?   (основной вопрос исследования автора данной статьи)

        Ресурсы определяются как психолгические средства осознанного решения определенной задачи, т.е.цели. Ресурсы тоже представлены двумя видами:

                1. универсальные (достижение целей в решении конкретных задач учебной деятельности);

                2.метаресурсы т.е. психологические средства, необходимые для достижения целей в любом виде деятельности.

        По мнению автора статьи, в теории осознанной саморегуляции сложилось понимание  психической саморегуляции, как динамической системы процессов, состояний и свойств активности человека в достижении его цели. Автор рассматривает универсальный регулятивный ресурс как совокупность  индивидуальных способностей личности, включающих в себя когнитивные особенности,  свойства темперамента, характера и самосознания.

        Коллектив лаборатории психологии саморегуляции Психологического института РАО составил опросник для оценки универсальных индивидуальных регуляторных ресурсов личности. Исследования показали, что чем выше развитие осознанной саморегуляции, тем меньше трудностей в овладении новыми видами деятельности.

        Долгое время условием школьной успешности считался высокий уровень когнитивных, интеллектуальных способностей учащихся. Однако когнитивных способностей недостаточно для достижения высоких результатов в учебной деятельности. Одним из существенных факторов успешности рассматривается саморегуляция.  О.А.Конопкин утверждал, что учащиеся, которые не обладают комплексом общедеятельностных качеств, навыков, умений, проявляющихся в способности самостоятельно работать, организовывать свой труд, контролировать и правильно оценивать результаты своей учебной деятельности, как правило, демонстрируют  невысокую успеваемость. Сегодня это мнение ученого подтверждается, поэтому  осознанная саморегуляция  может выступать в качестве метакогнитивного фактора, который мобилизует познавательные и личностные ресурсы для достижения учебных целей.

        Интеллектуальные дети, осознающие роль саморегуляции, успешны в учебе вне зависимости от гуманитарного, математического, естественнонаучного направлений. Наибольшего успеха добиваются те старшеклассники, у которых гармонично представлены три компонента: самоорганизация, мотивация и эмоциональная саморегуляция.

        Развитие осознанной саморегуляции и ее надежность лежат в основе  результатов обучения, в умении проявить себя в ситуации проверки знаний, при сдаче экзаменов.

        Коллективом ученых создана программа развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий в условиях экзамена. Практика доказала ее успешность. Пелагогу важно знать индивидуально-психологические и регулятивные ресурсы обучающегося для оказания ему помощи.

        В такой ситуации важны и особенности саморегуляции самого учителя.

        Одни учителя ориентированы на личностную, а другие на дисциплинарную модели обучения. Личностно-ориентированные педагоги испытывают меньшие трудности в педагогическом общении, чем педагоги, ориентированные на дисциплину в классе.

        Осознанная саморегуляция связана и с поведением учащихся. Чем ниже уровень сформированности осознанной саморегуляции , тем  больше на поведение ученика влияют ситуативные обстоятельства и темпераментные особенности.

         Итак, осознанная саморегуляция рассматривается как " общая способность",  необходимая человеку для установления действенных отношений с окружающим предметным и социальным миром. Эта способность , по мнению ученых, считается главным ресурсом субъекта (и универсальны и специальным).

        Ученые выделяют основные признаки осознанной саморегуляции:

                        -устойчивость в различных ситуациях;

                        -наличие внутреннего плана действий;

                        -преодоление трудных ситуаций;

                        -продуктивная самостоятельность, упорство и                                                 настойчивость в достижении цели.

        Осознанная саморегуляция необходима в проектировании своей жизни, в выборе профессии.

        В ФГОС  определены результаты обучения, где наряду с усвоением знаний, умений, навыков обозначены и "компетенции", понимаемые как "способность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка зачитана на заседании тренерского совета спортивной школы "Психологический настрой каждого игрока команды в целом на достижение высоких результатов"

В данном материале описаны приемы психологического настроя членов команды на достижение высоких результатов на собственных примерах автора...

Анализ психологических особенностей учащихся 3 класса в целях индивидуализации образовательного маршрута

Анализ результатов психологической диагностики обучающихся 3 класса. Рекомендации педагогам на основании результатов диагностики....

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.

2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....

Присуждение премий установлено Указом президента Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 679 «О премиях лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности». Цель конкурса - стимулирование учителей к совершенствованию преподавательской и воспи

Победитель Конкурса ПНПО 2015Победитель Конкурса ПНПО 2021Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты, ВУЗы, тесты ЕГЭ, ГИА (www.edu.ru)Приказ Комитета...

Использование учебных текстов, как средства достижения развивающих и воспитательных целей образования в практической деятельности учителя

основные особенности  создания, отбора и назначения учебных текстов, как  ключевой дилактиеской единицы  учебного занятия...

Программа занятий для учащихся среднего школьного возраста по профилактике эмоционального неблагополучия, формированию навыков саморегуляции с использованием ресурсов темной сенсорной комнаты

Программа профилактических занятий (3 занятия) для обучающихся среднего школьного возраста с использованием ресурсов темной сенсоной комнаты. Занятия направлены на формирование навыков саморегуляции, ...