Когда иду к психологу, чего ожидать от консультации?
статья по психологии

Кармазь Ольга Сергеевна

На  сегодняшний  день  психология у  многих  на  слуху,  и  кто  такой психолог  и чем  он  занимается  как  будто бы  всем  понятно. А  порой  приходится  слышать  от  окружающих или  тех, кто  так  или  иначе  обращается  к  психологу:  «Я  и  сам  себе  психолог, психологию люблю  и  знаю  не хуже  вашего,  ко мне  знакомые  и  подруги за  советом  обращаются». В быту принято считать,  что  психолог  это  некий человек, обладающий в первую  очередь,  богатым  жизненным  опытом,  который  знает  жизнь.

А  что  же  есть  на  самом  деле  профессия  психолог, с какими заблуждениями среди  населения   можно столкнуться?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_idu_k_psihologu_chego_ozhidat_ot_konsultatsii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Когда иду к психологу,  чего ожидать  от  консультации?

На  сегодняшний  день  психология у  многих  на  слуху,  и  кто  такой психолог  и чем  он  занимается  как  будто бы  всем  понятно. А  порой  приходится  слышать  от  окружающих или  тех, кто  так  или  иначе  обращается  к  психологу:  «Я  и  сам  себе  психолог, психологию люблю  и  знаю  не хуже  вашего,  ко мне  знакомые  и  подруги за  советом  обращаются». В быту принято считать,  что  психолог  это  некий человек, обладающий в первую  очередь,  богатым  жизненным  опытом,  который  знает  жизнь.

А  что  же  есть  на  самом  деле  профессия  психолог, с какими заблуждениями среди  населения   можно столкнуться?

Психология  является  академической наукой,  существующие    теоретические  направления в  психологии (одобренные международной европейской  ассоциацией психотерапии) базируются  на    многолетнем  экспериментальном  и  практическом  опыте  ученых  этой  области  и практикующих специалистов. Жизненный  опыт  специалиста  тоже  имеет  значение, но не столь необходимое  как  профессиональные  навыки  и знания.

Заблуждения  в отношении  личности  психолога   и  его  профессиональной  деятельности распространены  довольно  широко, подменяя  тем  самым  реальную  деятельность  последнего  и  соответственно  ожидания  от  похода  к  нему.

Предлагаю  развеять  наиболее  часто  бытующее искаженное  видение  психологической  практики в нашем  обществе.

  • К  психологу  обращаются  люди  «ненормальные», психически нездоровые  или  слабые неспособные самостоятельно решать  свои  проблемы. Между  психологом,  психотерапевтом  и  психиатром  нет  никакой  разницы  считают  многие. На  самом  деле  разница  есть. Психиатр  работает  с  людьми  имеющими  отклонения  от  нормы (пограничные состояния,  личностные расстройства) или психические заболевания.  Психологическое  консультирование ориентировано скорее  на  решение проблемной ситуации,  а  психотерапия  ориентирована  на  изменение  личностных  особенностей  и  поведенческих  стратегий  мешающих  комфортно жить  и общаться, достигать желаемого. То есть психотерапия  имеет  дело  с  глубокими  психологическими  травмами, личностными проблемами  у здоровых психически людей. Психолог  часто  в  своей  работе  применяет  и  психотерапевтические  методы.  Психолог  не  имеет  медицинского  образования  и  работает  с психически   здоровыми  людьми.  

     Социальная  ситуация  в  нашей  стране  складывается  таким  образом, что множество  людей  нуждаются  в  психологической или психотерапевтической  помощи. Но  устоявшиеся  стереотипы  препятствуют  обращению  к  специалисту,  таким  образом,  человек  лишает  себя  возможности  улучшить  качество  жизни: закончить  мучительные отношения с партнером или кем бы то нибыло, сохранить семью, если  это еще  возможно, перестать  испытывать душевные страдания,  сделать  важный удовлетворяющий выбор,  расширить  границы  знаний  о  себе как  о  личности и многое другое, всего  не перечислить. За  рубежом  услуги  психолога  и  психотерапевта  довольно популярны и  востребованы, имеют высокую стоимость.  В  России же это направление начало  набирать  обороты  ближе  к  концу второй  половины прошлого столетия.  Обращаться  к  психологу, психотерапевту пока еще  является  не столь привычным особенно  в  небольших городах.

  • Лучше  поговорить  с  кем-то  из  близких,  чем  ходить  к  психологу.  Такое  утверждение  так же  встречается  довольно  часто.  В  результате  такой  беседы  хоть  и  удастся  почувствовать  некоторое  облегчение,   снимается   напряжение, но  к сожалению  совсем  не  на долго.  Специфика  работы психолога,  в отличие от  беседы с кем –то из ближайшего окружения  заключается  в  том, что  он осознанно  и глубоко  понимает    процессы  происходящие во  время взаимодействия  с  клиентом и соответственно управляет  этими  процессами, строит  гипотезы (обладая  профессиональными знаниями) и исходя из  сформулированной гипотезы задает  уместные  вопросы и выбирает  тактику ведения  работы с клиентом, способствующую  расширению осознанности клиента, и в этой связи изменению видения (внесение новизны) ситуации, эмоций, решений. А  так же  в  отличие  от  дружеской  беседы «по душам» психолог  владеет инструментами для  выявления деструктивных, иррациональных мыслей, реакций, моделей поведения,  после  чего  может  помочь  осознать  их  и  найти им конструктивную замену. При  этом,  не  навязывая  советов, не давая оценок поведению или личности, оказывая поддержку  и давая возможность  человеку  получить удовлетворяющий реалистичный  результат от консультации. Индивидуальная консультация  длится,  как  правило,  1  час  в  отличие от  дружеской беседы  так, как   это  время  является  наиболее эффективным.
  • Психолог  может  организовать стойкий  и  положительный  результат за  одну  встречу. Опасность  этого  заблуждения   в  том,  что  клиент  может  испытывать  разочарование  из-за  несовпадения  своих   ожиданий  с  реальностью,  это  может  мешать  прийти  на  повторную  встречу, если  после  первой  не  случилось  чуда. Дело  в  том, что  все  зависит  от  задачи,  которую  клиент  хочет  решить. Если необходимо  разобраться  в  себе, понять  причины  того  или  иного  неудовлетворяющего  способа  реагирования, поведения, научиться  вести  себя  в каких-то  ситуациях  по-другому – это  невозможно  сделать  за одну  встречу, минимум  может понадобиться   пять, десять   а то и больше встреч. Ведь  проблема не появилась  вдруг, возможно человек терпел, не обращал внимания  долгое время. Для  любого  изменения  нужно  какое то время, даже если мы  ходим  на  какие-то процедуры (врач, косметолог, массажист) часто нам предлагают  пройти курс.
  • Еще  одним  из  неверных  представлений  о  психологе  является  мнение,  что  психолог  видит  «насквозь»,  и  легко  посмотрев на  человека  или  немного  с  ним  поговорив  составит  его психологический  портрет,  даст  полную  характеристику  его  личности,  опишет  его  прошлое  и настоящее. Выставление оценок происходящему  в жизни  клиента, знающего что и  как  у  вас  организовано психологически, вешание  ярлыков, выдает  как  раз  таки  не  самого  хорошего  специалиста. Ведь само по  себе  отнесение   человека   к  тому  или  другому типу,  определение  какого-либо  уровня  мало,  что  дает  для  решения  реальной проблемы. Однако  в  контакте  с  психологом, психотерапевтом  клиент  всегда  себя  проявляет тем  или  иным  способом, характерным  именно  для  него,  что  как  раз  и  стоит  исследовать.  Психолог  не  может  знать  всех  тайн  человеческой  природы,  хотя  и  способен  в  некотором  смысле  прогнозировать,  отражать  некоторые  аспекты  личности  человека  с  помощью  инструментальных  методов  диагностики (специальных тестов  и  методик, интервью).
  • У  психолога  не  должно  быть  своих  проблем  считают  многие,  он должен быть  всегда  улыбчив,  приветлив  и  знать  выход  из  любых  трудностей на  все  случаи  жизни, потому, что  сам  себе должен  помочь. Сам  себе  психолог  -  это  как  сам  себе   массажист  или  хирург. Маловозможно, неудобно  и  чревато осложнениями. На  самом  деле  никто  не застрахован,  ведь  врачи  тоже  болеют. Психологи  обычные  люди,  которые так  же  как  и  другие  могут  иметь  проблемы.  Сказать,  что  у  психолога  не  может  быть  личных проблем,  это  все равно,  что  сказать,  что у кардиолога не может  быть сердечно-сосудистых заболеваний, терапевт не может простудиться,  а  травматолог   - сломать  ногу. Вместе  с  тем  у  психолога  есть  преимущество,  он  способен  более  эффективно  решать  свои  проблемы, обращаться  за  помощью  к другому  специалисту. Важной  задачей  психолога  является  прохождение  личной  психотерапии во  время  и  после  обучения, в  которой он прорабатывает  свои  личные  проблемы,  чтобы  иметь  возможность  быть  более осознаннее  клиента  и  не  переносить  личный  опыт  своих  проблем  на  клиента.
  •  Утечка  информации  о  клиенте  - на  самом  деле  одним  из  основных  профессиональных условий  работы  психолога  является  Конфиденциальность,  то есть все,  о  чем  говорит  обратившийся   в  консультацию  человек,  остается  только  в  стенах  кабинета,  за  исключением  информации  о реальной  физической  угрозе  жизни  другого  человека. Конфиденциальность  является  пунктом  этического  кодекса  психолога, психотерапевта.
  •  Психолог  должен  дать  совет,  что  делать,  как  поступить,  для  чего  он якобы  должен  обладать  богатым  собственным  опытом.  Опасность  этого  заблуждения  состоит  в  том,  что  поиски  такого  специалиста  приведут   к  непрофессионалу  и  в  результате  такой  помощи  может  быть  достигнут  совершенно  противоположный  эффект,  вполне  возможно  что  жить  станет  еще  тяжелее.  Давать  советы  не  является  задачей  психолога.  Основной  задачей психолога   является  создание  условий  в  процессе  консультирования  для того, чтобы  человек   смог осознать  что происходит, сам  смог  разобраться  в  своих  трудностях и  принять  собственное  решение,  а  не  навязанное  в виде  совета.  Мне  как  специалисту  близка  позиция  доверять  мудрости  организма  клиента,   я  не думаю  что  я  за  него  знаю  лучше,  как  ему  жить  лучше. Я  думаю,  что  он  на  самом  деле  знает  сам  как  ему  будет  лучше,  только  он  в  самом  начале еще  этого  не  осознает,  либо  он  знает  как  для  него  будет  лучше  но  у  него  не  получается.

  Для  эффективного  оказания  помощи  психологу  не  обязательно  побывать  в  тех же ситуациях  что  и  клиент, скорее  это  даже  будет  мешать,  так  как  специалист может  в  таком  случае  подменять  потребности  клиента  своими.  Дать  совет  это  значит  взять  ответственность  на  себя  за  исход  применения  совета,  а  запрашивать  совет – попытка  перекладывания  ответственности  на  психолога,  если  такой  способ  взаимодействия  поддерживается,  вероятно,  что клиент  так  и  останется  в  незрелом, безответственном  состоянии  к  самому  себе,  а  это  точно  не  является  целью работы.

                                                                                                            Психолог    Ольга Кармазь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" (Что? Где? Когда?)

Внеклассное мероприятие по биологии для 7-8 классов в виде презентации в форме игры Что? Где? Когда? Имеет игровое поле, таймер, ответы с иллюстрациями. Основу составляют вопросы по ботанике, зоологии...

Игра "Когда Большой сфинкс рассмеется..."

Игра по обобщению знаний о Древнем Востоке....

Интеллектуальная игра по математике: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для учащихся 8-9 классов

Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»Для учащихся 8-9 классов.Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команд...

Что? Где? Когда?

Внеклассное мероприятие по информатике...

ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ:"ПЕРВОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ....КОГДА ЛУЧШЕ ЭТО ДЕЛАТЬ , В КАКОМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?"

Первое посещение логопеда обычно приурочивается к моменту, когда ребенок должен пойти в детский сад. Это возраст 3 года или около того. Некоторые родители приводят своих  детей ...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Диплом финалистов-участников межрегионального турнира «Школьный кубок РГУПС по «Что? Где? Когда?» - финала Первого Школьного Чемпионата Ростовской области по «Что? Где? Когда?»

Диплом финалистов-участников межрегионального турнира «Школьный кубок РГУПС по «Что? Где? Когда?» - финала Первого Школьного Чемпионата Ростовской области по «Что? Где? Когда?...