Родительское собрание по теме "тревожность детей"
материал по психологии

Выступление на родительском собрании по теме «Тревожность школьника»

Цель: психологическое просвещения по вопрсам детской тревожности.

Задачи:

рассказать о психологических особенностях тревожности;

рассказать о процессе протекания детской тревожности;

дать рекомендации о спосорбах снижения тревожности у детей;

 

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.). Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога). В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь.

Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.).


 

Виды тревожности

        Тревожность как качество личности. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

       Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

        Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

 

Почему же возникает состояние тревожности у подростков?

Физиологические:

  • Повышенная чувствительность, ранимость

  • Особенности нервной системы

Школа:

  • Взаимоотношения с одноклассниками, учителями

  • Успешность в обучении

Семья:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера

  • Авторитарные методы воспитания

  • Экономические условия

  • Взаимоотношения в семье

Признаки тревожности у детей:

  • После болезни ребенок не хочет идти в школу

  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность

  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.

  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности

  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

Рекомендации для родителей по снижению тревоги

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.

Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждёт.

Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.

В сложных ситуациях, не стремитесь все сделать за ребенка. Предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто вашего присутствия.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trevozhnost_detey.doc26.5 КБ
Office presentation icon trezhnost_shkolnika.ppt106 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании по теме «Тревожность школьника»

Цель: психологическое просвещения по вопрсам детской тревожности.

Задачи:

рассказать о психологических особенностях тревожности;

рассказать о процессе протекания детской тревожности;

дать рекомендации о спосорбах снижения тревожности у детей;

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности (Прихожан А.М.). Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Наиболее остро дети реагируют на травмирующие обстоятельства (например, попадание в больницу, развод родителей, смерть кого-то из близких) или хронические психотравмирующие воздействия (неправильное воспитание в семье, негативное отношение со стороны одноклассников или педагога). В этих ситуациях понятно происхождение состояния тревоги и бесспорно, что ребенку необходима помощь.

Но исследователи отмечают, что «менее заметно, но не менее велико влияние на развитие детской личности повседневных, зачастую повторяющихся событий, так называемого «стресса обыденной жизни» (Никольская И.М., Грановская Р.М.). 

Виды тревожности

        Тревожность как качество личности. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

       Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

        Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

Почему же возникает состояние тревожности у подростков?

Физиологические:

  • Повышенная чувствительность, ранимость
  • Особенности нервной системы

Школа:

  • Взаимоотношения с одноклассниками, учителями
  • Успешность в обучении

Семья:

  • Неблагоприятная психологическая атмосфера
  • Авторитарные методы воспитания
  • Экономические условия
  • Взаимоотношения в семье

Признаки тревожности у детей:

  • После болезни ребенок не хочет идти в школу
  • Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
  • Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность
  • Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения.
  • Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности
  • Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
  1. Рекомендации для родителей по снижению тревоги

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, - это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.

Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом, вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.

Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждёт.

Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.

В сложных ситуациях, не стремитесь все сделать за ребенка. Предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто вашего присутствия.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.

Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное.

Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЕВОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Слайд 2

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях

Слайд 3

Виды тревожности Тревожность как качество личности . Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Слайд 4

Виды тревожности Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий.

Слайд 5

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Слайд 6

Физиологические причины Повышенная чувствительность, ранимость Особенности нервной системы

Слайд 7

Причины связанные со школой Взаимоотношения с одноклассниками, учителями Успешность в обучении

Слайд 8

Причины связанные с семьёй Авторитарные методы воспитания Экономические условия Взаимоотношения в семье

Слайд 9

Признаки тревожности у детей После болезни ребенок не хочет идти в школу Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения. Быстро устает, утомляется, тяжело переключиться на другую деятельность

Слайд 10

Признаки тревожности у детей Если не удается сразу выполнить задание, такой ребенок отказывается от дальнейшего выполнения. Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими

Слайд 11

РЕКОМЕНДАЦИИ

Слайд 12

Снижайте свою собственную тревогу. Определите, что беспокоит Вас обосновано, а что суета и на самом деле не стоит переживаний. Демонстрируйте уверенные модели поведения. Тренируйте уверенный голос, походку, поведение, расширяйте свои социальные навыки решения жизненных трудностей.

Слайд 13

Научите своего ребёнка решать жизненные трудности. Обсуждайте, как ребёнок мог бы справиться с тем или иным вопросом. Предлагайте ему решать «задачи» подобного рода В сложных ситуациях, не стремитесь все сделать за ребенка. Предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто вашего присутствия.

Слайд 14

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание… Не пытайтесь повысить работоспособность ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет. Поддерживайте, а не запугивайте.

Слайд 15

Упражнение на снижение тревожности Это упражнение можно выполнить в любом месте, где бы вы не были. Вам необходимо активизировать органы чувств: Глаза — рассматривайте всё что видите вокруг себя, людей, вещи, явления и мысленно и осознанно отмечайте это; Слух — точно так же, отмечайте, что слышите вокруг себя; Обоняние — отмечайте запахи, которые чувствуете. Практикуйте сами, обучайте своих детей =)

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Взрослые и дети - неразлучные друзья"

Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.Задачи: -...

Родительское собрание"Наше будущее - дети"

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. ...

Выступление на родительском собрании "Речевое развитие детей"

Материал содержит рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста, младших школьников. Полезна логопедам, педагогам начальных классов,, воспитателят ДОУ....

Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"

Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...

Доклад на родительском собрании "Безопасность наших детей".

 Жизнь и здоровье граждан - ценность любого государства, независимо от уровня жизни в нем. Проблема обеспечения безопасности детей в любой стране является одной из важнейших. Если исходить из  здравог...

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги"

Презентация для родительского собрания на тему: "Дети и деньги".Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Дет...

Родительское собрание «Агрессия и дети»

Тема проявления нами с вами и детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить?...