Родительское собрание"Наше будущее - дети"
план-конспект по теме

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_shelyaginoy__i.d..doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Спасибо вам, что Вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли к нам на деловой разговор по проблемам воспитания.

Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от 3ех переменных: взрослые, дети и отношения между ними.

Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет вам понимать своих детей.

Подростковый возраст, отроческий возраст (от 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле, так как это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В 12 – 14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, снижается общее самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Подростком чаще всего кажется, что родители, учителя, сверстники о них дурного мнения, они чаще испытывают депрессивные состояния. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Избыток эмоционального тепла тоже вреден, так как порождает устойчивую потребность в опек, зависимость как черту характера. Психологически этот возраст крайне противоречив. Чувство взросления провоцирует возрастные конфликты.

Переходный возраст называют опасным возрастом. На этом этапе многие подростки становятся неуправляемыми, отвечают на все отказом, агрессией, не принимают советы, иногда уединяются, уходят в себя.

В такие моменты в общении с подростками самым важным является создание и поддержание теплых, доверительных, дружеских отношений. Готовясь к родительскому собранию я провела анкетирование среди ребят, один из вопросов звучал так: «Считаете ли вы родителей своими друзьями?». Большинство ответили утвердительно (может быть, чтобы не обидеть родителей), несколько человек предпочтение отдали старшим братьям, сестрам  и меньшая часть ответили «Нет». Надо над этим задуматься, ведь ниша друзей должна быть заполнена, и если это не родители, близкие, то ребенок друзей будет искать на улице.  И чтобы этого не произошло, не упускайте ни одного шанса побыть с ребенком. Умейте испытывать радость от общения с ним. Не гоните детей от себя, когда вы занимаетесь какой-нибудь работой, когда вы раздражены, устали. Потраченные сегодня минуты внимания к ребенку избавят вас от долгих часов мучения в более старшем возрасте.

Сообщение родителя: Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом: старательно моем, стираем, готовим, следим за порядком, оставляя на потом общение с ребенком, тихие разговоры с ним. Нам некогда узнать его внутренний мир, мир его тревог и волнений, просто услышать и понять его. Нам часто кажется, что у детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьезно переживают свои беды. И не надо гасить их чувства.

Зачастую, родительская усталость толкает к равнодушию, постепенной потере родительского интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребенка – первый путь к отчуждению, и дети отвечают тем же.

Наступает пора взросления, и видят родители, что вырастили весьма далеких от себя людей. Дети выходят из дома в самостоятельную жизнь. Ослабляется надзор – значит, должна усиливаться внутренняя душевная связь с домом, она заменяет надзор. Очень важно, чтобы ребенок жил с постоянным желанием окунуться в тепло родительского дома. Что нужно для этого сделать нам, родителям?

Готовых рецептов в воспитании нет, есть только советы, рекомендации (на столах лежат распечатки).

Прочитаем «Памятку для себя по уважительному отношению к собственному ребенку»

  1. Мой ребенок – уникален. Такого никогда не было и не будет. Но он есть!
  2. Ребенок не «готовится к жизни». Он уже живет – «здесь и теперь». Пусть живет настоящей полной детской жизнью! (Когда ему еще это удастся?!)
  3. Ребенок – это уже человек, только еще не выросший. Это растущий человек. А я – выросший человек. Два человека способны понять друг друга.
  4. Ребенок, как и я, имеет право быть самим собой.
  5. Не бывает виновных детей, бывают дети, нуждающиеся в нашей помощи.
  6. Если вы сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь и посоветуйтесь с самим ребенком.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания. Одна из них – неумение хвалить и поощрять своих детей. Умение хвалить – это своего рода талант. Похвала родителей окрыляет ребенка. Обратимся к анкете. Ребятам было предложено заполнить таблицу:

За что меня ругают

За что меня хвалят

в школе

дома

в школе

дома

Анализ анкетирования.

Хвалите ребенка за его успехи, если он это заслужил. Показывайте ему, что он на многое способен и вы верите в его силы. Один древний философ как-то сказал: «Меня мой учитель так долго и много хвалил, что я в конце концов стал хорошим». Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. В похвале ребенок зримо ощущает родительскую любовь.

Не надо воевать с ребятами

Смешливыми и шутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Застенчивыми, угловатыми,

Надменными акселератами,

Трусливыми и хамоватыми.

Пустыми, скрытными, пассивными,

Красивыми и некрасивыми,

Прямыми, вспыльчивыми, дерзкими со всеми их словами детскими,

Которые запоминать

И после их припоминать не надо…

Как же их простить?

Да так вот…

И не надо мстить

Не надо воевать с ребятами

Во всем, конечно, виноватыми.

Чтобы ребенок стал добрым, честным, трудолюбивым и т.д. ему необходимо неустанно внушать установки, что он добрый, честный, ответственный, трудолюбивый и т.д. Эти установки играют роль своеобразных внутренних программ. Если ребенок имеет установку «Я – хороший ученик», то он тщательно готовится к урокам, переживает за оценки, старается их улучшить. Если ребенок имеет установку «Я – плохой ученик», то он не будет учить уроки, так как это бессмысленно. «Я – хороший сын» – окружает заботой родителей. То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. И если мы оцениваем не его поступки, а его персону , то он находится в постоянной тревоге, ожидая нашего одобрения. В психологии доказано, что потребность в любви, в нужности другому – одна из фундаментальных человеческих потребностей. Каким будет ребенок во многом зависит от условий воспитания.

Если ребенок растет в терпимости,

Он учится принимать других.

Если ребенка подбадривают,

Он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят,

Он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в безопасности,

Он учится верить в людей.

Если ребенка постоянно критикуют,

Он учится ненавидеть.

Если ребенок растет во вражде,

Он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают,

Он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках,

Он учится жить с чувством вины.

Ссор и конфликтов будет меньше, если родители и дети будут понимать друг друга. В анкетах ребята разработали критерии для взрослых и детей. Проводится аналогичное задание для родителей (5 минут).

Хорошие дети:

- любят своих родителей и близких

  1. вежливые
  2. воспитанные
  3. хорошо учатся
  4. отзывчивые
  5. аккуратные, опрятные
  6. честные
  7. помогают родителям
  8. могут успокоить родителей
  9. послушные
  10. понимают и сочувствуют друзьям
  11. не курят, не пьют.

Хорошие родители:

- очень любят своих детей

  1. в меру требовательные
  2. добрые
  3. внимательные
  4. заботливые
  5. уступчивые
  6. должны понимать проблемы детей и помогать им справляться с трудностями
  7. с которыми можно поговорить, рассказать секрет и не накажут
  8. не пьют.

Возможно кто – то «списывал» критерии со своих родителей, а кто-то отметил такие качества, которые он хотел бы видеть в родителях.

Как вы можете дополнить этот перечень? Не правда ли, молодцы, наши дети! Серьезно подошли к анкетированию.

Чтобы соответствовать этим критериям, нам , родителям, надо избегать ошибок семейного воспитания (обратимся к памятке).

«Ошибки семейного воспитания».

  1. Отсутствие единых требований в четкой линии воспитания.
  2. Слепая, неразумная любовь.

От лица детей к вам обращается социальный педагог. «Не балуйте меня, вы меня этим портите, я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я прошу, я просто испытываю вас», «Не делайте за меня и для меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги».

  1. Нетребовательность родителей.

«Не бойтесь быть твердыми со мной, я предпочитаю именно такой подход, это позволяет мне определить свое место».

  1. Чрезмерная строгость по отношению к ребенку, применение физических наказаний.

«Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой».

  1. Противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерная нетребовательность, попустительство, то запугивание, повышенная строгость, неуместное наказание).

«Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность, будучи запуганным я легко превращусь в лжеца».

  1. Неумение хвалить и поощрять.

«Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и одобрения»

  1. Отсутствие такта по отношению к ребенку.

«Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Это больно для меня. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно наедине».

  1. Родители делят детей на любимых и нелюбимых.
  2. Родители стремятся переложить заботы о воспитании детей на учебные заведения.
  3. Поддерживают недовольство ребенка школой, учителями.
  4. Вредные привычки родителей (пьянство).
  5. Ссоры родителей в присутствии детей.

«Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие «хвори». Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия если это привлекает ко мне столько много внимания».

«Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы, а буду искать информацию на стороне».

«НЕ делайте вид, что вы совершенны и непогрешимы. Иногда можно попросить прощения, тогда я буду отвечать тем же».

«Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени, значение имеет то, КАК мы его проводим».

«Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям, тогда я тоже стану вашим другом».

«И кроме того, Я ВАС ТАК ЛЮБЛЮ!, пожалуйста, ответьте мне тем же.

/ Научные сотрудники попросили группу родителей школьников перечислить ошибки в семейном воспитании. Это наиболее часто встречающиеся./

Вернемся к таблице.

В школе ругают за: плохое поведение, не выученные уроки, невнимательность; дома - за плохие оценки, плохое поведение на уроках, если не помогаю по дому, если ленюсь, если грубо разговариваю.

Хвалят дома: за помощь по хозяйству, за хорошие оценки; в школе – за хорошие оценки, хорошее поведение, участие в соревнованиях, мероприятиях.

Вся школьная жизнь наших детей состоит из проблем. Наша с вами задача – помочь ребенку учиться. Помощь должна быть продуманной, целесообразной, а требования к ним – посильными, соизмеримыми с возможностями, ведь у каждого ребенка разные способности.

Если у ребенка появились трудности в изучении предмета, надо разобраться в причинах: может ребенок проболел, а может не учил правила уже несколько уроков, домашнее задание списывал. В этом случае надо заставить ребенка выучить все правила, восстановить наиболее значимый материал. Иногда ребенок ленится, не хочет самостоятельно работать, преодолевать встретившиеся трудности. В этих случаях необходим строгий контроль.

Обратимся к результатам анкетирования. На вопрос: «С кем ты выполняешь домашнее задание?» Проверяют ли родители домашнее задание и как часто?», ребята ответили, что самостоятельно готовят уроки, родители проверяют домашнее задание крайне редко, ограничиваясь вопросами «Ты сделал уроки?».  

С одной стороны, если у ребенка сформированы навыки самостоятельной работы и самоконтроля, ответственного отношения к делу – это хорошо. Но это в том случае, если ребенок учится в меру своих возможностей, не допуская пробелов в знаниях. С другой стороны, слишком велико искушение предпочесть выполнению домашнего задания игры на свежем воздухе, компьютер, просмотр TV. Ведь домашнее задание дома никто не проверит, а в школе «авось пронесет». Поэтому нередки случаи, когда ребенок приходит в школу с невыполненным домашним заданием. Появляются двойки, и когда узнаете об этом ваши действия? Как вы ведете беседу?

Что происходит с ребенком в процессе «ругания» за плохие оценки? Вспомните себя в подростковом возрасте? Ребенок только и думает, чтобы поскорее все это закончилось и от него отстали, а если вы поставили в пример кого-то, то это приведет к ненависти на данный момент к тому человеку, которого похвалили.

Если же  «воспитательная беседа» сопровождается физическим наказанием, то как вы думаете, в очередной раз ребенок вам скажет о своих неудачах? Либо он предпочтет солгать и потом будет очень переживать, либо постарается обвинить в этом как правило учителя.

Ремень и тумак убивают в детском сердце тонкость и чувствительность, утверждают примитивные инстинкты. Дети, воспитанные ремнем, делаются бездушными, скрытными, лживыми.

Рекомендации нейропсихофизиологов:

  1. Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.
  2. Нельзя недооценивать эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключает слуховой канал и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

Не все дети в силу генетических особенностях способны учиться на «4» и «5», «схватывать все налету». Им нужна помощь. Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником.  Не пускайте учебу детей на самотек, самоустраняясь.

Желательно, чтобы ребенок рассказывал кому – то из взрослых выученные уроки, это помогает усвоению материала. Не обязательно, чтобы вы хорошо разбирались в этом, проявите участие (Бойко).

Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в «хотения» ребенка. «Интересно, за один вечер ты выучишь стихотворение?», «Интересно, сможешь ли ты справиться с заданием без меня?».

Предлагаем Вам педагогические рецепты.

Педагогический рецепт № 1.

Закрепление нового навыка требует от 50 повторений, с обязательными промежутками между ними для закрепления. Поэтому не требуйте от ребенка невозможного! Пусть прочитает, сделает что-нибудь другое, затем вернется к прочитанному.

Педагогический рецепт № 2.

Научите ребенка слушать и в уме «рисовать себе картинку» того, о чем говорит учитель, при этом совсем – совсем не отвлекаясь. Поиграйте, пробуя и тренируясь дома. Расскажите ему что-нибудь, а он опишет вам возникшую у него картину или даже зарисует ее. Научившись этому, на домашнее задание ребенок будет меньше тратить времени, так как многое поймет на уроке.

Педагогический рецепт № 3.

Трудно то, что непонятно. Поэтому объясняйте ребенку каждое непонятное слово. Учите его пользоваться словарями, справочниками.

Педагогический рецепт № 4.

Надо думать при ребенке вслух, анализировать, рассуждать. Надо думать с ребенком вместе, планировать, обсуждать. Решать жизненные ситуации. Научить собственного ребенка думать – главная обязанность родителя.

Педагогический рецепт № 5.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.

«Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки «смертный грех» , я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен».

«Не слишком защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте».

  При первых неудачах не нервничайте и не нервируйте детей, не ругайте обидными словами за неспособность понять или сделать, помогите ему найти пути решения проблемы. Попробуйте убрать приказной тон из общения с ребенком. Ребенок не подчиненный. Он такой же равноправный член семьи, как и родители, просто у него мало знаний и жизненного опыта.

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой

Командир на командире,

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться,

По приказу одеваться,

По приказу умываться,

Ровно заправлять постель,

По команде есть, садиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызаться:

Конец терпенью моему

Де – мо – би – ли – за – ци - я.

Мы подведем предварительные итоги III четверти, для сравнения выписали отметки за предыдущие две четверти. И ребята построили графи рейтинга успеваемости с ноября по февраль. По графику видно, когда ребенок проигрывает сам себе. Красная черта – линия среднего балла по школе. Рейтинг – это средний балл по всем предметам за месяц. Надо сказать, что он значим для ребят, они рады, когда удается улучшить рейтинг. Помогите своим детям в этом.

Как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше понимаем это.

Делайте все, чтобы Детство и Будущее Ваших детей были прекрасными. Любите их такими какие они есть, встречайте и провожайте улыбкой, добрым словом.

Дети – это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети.

Трудно с ними, ну и пусть

В наших детях наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

 

       

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа села Бычиха

Хабаровского района Хабаровского края.