УРОК-ТРЕНИНГ
материал по психологии (11 класс)

Саркулова Вероника Сергеевна

 Для учеников 9, 11 классов по формированию позитивного преодоления экстремальной ситуации в виде выпускных экзаменов. " Я все смогу!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 36 ИМЕНИ ГЕНЕРАЛА А.М. ГОРОДНЯНСКОГО»

ГОРОДА СМОЛЕНСКА


УРОК-ТРЕНИНГ

для учеников 9, 11 классов по формированию позитивного преодоления экстремальной ситуации в виде выпускных экзаменов.

" Я все смогу!"


педагога-психолога

                                                                        Саркуловой Вероники Сергеевны

г.  Смоленск

2020

Цель тренинга заключается в формировании современных представлений о возможностях позитивного преодоления экстремальной ситуации для личности, выработка личной стратегии для успешной сдачи экзаменов.

Задачи программы:

1. Формирование представления об экстремальной ситуации как о жизненном испытании, преодоление которого совершенствует человека;

2. Обучение конструктивным способам экстренной саморегуляции;

3. Развитие позитивных представлений о собственной самоэффективности;

Категория участников: ученики 9,11 классов

Продолжительность: 45 минут

Ход тренинга

І. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Знакомство.

Основные задачи:

- знакомство участников с ведущим;

- создание в группе атмосферы психологического комфорта;

- развитие позитивных ожиданий у участников тренинга.

Ознакомление участников правилами проведения тренинга:

1) Конфиденциальность – то, как ведут себя на тренинге его участники, не обсуждается вне группы;

2) «Здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Сосредотачивается внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время;

3) Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т. п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть;

4) При обсуждении любых вопросов необходимо говорить по очереди, не перебивая друг друга, действует правило поднятой руки;

5) «Освободи чашу» – для того, чтобы узнать что-то новое, мы предлагаем участникам на время тренинга освободить свою чашу знаний для нового опыта, хотя бы на время тренинга увидеть все новыми глазами;

6) Не критиковать («нет критики, бывает обратная связь», все участники на тренинги


ІI. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение 1. «Экстремальная ситуация»

Цель: актуализировать, проанализировать и обобщить имевшийся групповой опыт встречи с экстремальными ситуациями.

Членам группы предлагается рассказать своей группе в подробностях о личном опыте пребывания в той ситуации, которую они могут назвать экстремальной, чрезвычайной. Они должны в своем рассказе затронуть вопросы:

  • признаки такой ситуации;
  • внутренние ощущения, мысли, прогнозы, самоотношение;      
  • чем ситуация завершилась и какое самочувствие оставила в качестве следа?
  • что изменилось в жизни, опыте субъекта, пережившего данную ситуацию?

Ведущий резюмирует и обобщает все высказанные мысли, подчеркивая идеи о позитивности опыта переживания экстремальной ситуации, о смысле данных ситуаций в жизни человека.

Поведенческие техники срочной саморегуляции.

Цель - освоение навыков срочной саморегуляции,

Упражнение 2.  "Ритмичное дыхание "

Участники тренинга осваивают технику успокающего дыхания "под счет": на счет 1,2- вдох, на счет 3,4- пауза, на счет 5, 6, 7, 8 - выдох, на счет 9, 10 - пауза. В таком ритме под общий отсчет участники дышат 7-8 циклов, затем каждый - самостоятельно проделывает это еще 8 - 10 дыхательных циклов.

Во время выполнения упражнения звучит тихая спокойная музыка. Рекомендуется каждый вздох сопровождать визуализацией: "Мир входит в меня (вдох), я выхожу в мир (выдох)".

Упражнение 3. "Резиновое время"

Участникам предлагается совершать простые действия (пройти, встать, сесть, умыться, выпить воды и т.п.) с максимальным осознаванием каждого мельчайшего действия, сохраняя ровный, уверенный темп и мысленно комментируя каждый свой жест. (Ритмичная музыка).

Упражнение 4. "Убежище"

 Участники представляют себе, что у каждого есть убежище, в котором он может укрыться, когда пожелает. Необходимо мысленно описать это место, прочувствовать все оттенки ощущений от пребывания в нем, подумать о том, что покой и комфорт этого места - всегда с вами (Сопровождение: тихая музыка).

Советы. В экстремальной стоит ситуации дышать ровно и спокойно, так как мышцы расслабятся тоже, и вы быстро успокоитесь. Для этого, взгляните вверх, сделав при этом полный глубокий вздох, и опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив от него легкие, и одновременно расслабляя все мышцы. Расслабить мышцы можно лишь, когда упорядочится дыхание.

При возникновении экстремальной ситуации посмотрите на что-нибудь голубое, или ещё лучше представьте себе голубой, очень глубокий и насыщенный фон. В древней Индии и Китае этот цвет недаром считали цветом покоя и отдыха.

Если вы почувствовали, что страх сковывает вас и мешает действовать, громко спросите себя о чем-либо, и дайте ответ. Это поможет вам немного прийти в себя.

Развитие стресс-толерантности.

Упражнение  5. "Взгляд снаружи".

Участники в тройках получают такое задание: сидящий на стуле человек должен наблюдать за собой как бы со стороны. Он выбирает место, из которого как бы будет наблюдать за собой, сидящим на стуле и подвергающемся наладкам двух остальных участников. Он вслух проговаривает наблюдаемое. Двое других участников микрогруппы получают задание всячески "досаждать" наблюдатели, провоцировать его на отвлечение всеми возможными (в т.ч. агрессивными) способами, естественно, не причиняя боли. При обсуждении проговаривается только самочувствие каждого в роли наблюдателя и успешность выполнения задания.

Упражнение  6. "Черты толерантной личности"

Цели: познакомить с основными чертами личности, способствующими успешному преодолению экстремальных ситуаций; дать возможность оценить свой уровень "толерантности".

'Каждый участник получает бланк с 15 характеристиками толерантной к экстремальным ситуациям личности. Сначала в колонке А ставится + напротив тех черт, которые у него наиболее выражены; 0 - напротив наименее выраженных; В колонке В ставится напротив черт, наиболее характерных для толерантной к экстремальным ситуациям личности. Через 5 мин. ведущий на доске заполняет бланк общей информации. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке. В первое качество, заносит число ответивших, и т.д. Те три качества, которые наберут наибольшее количество баллов, являются с точки зрения группы, ядром толерантной к экстремальным ситуациям личности.

Упражнение 7.  "Аспекты осознания".

Участники представляют себя в ситуации сдачи экзамена.

Им необходимо ответить на вопросы:

  • Что хорошего, что плохого для меня в этой ситуации?
  • Какой способ действий в ней приведет к нужной мне цели?
  • Какие у меня сейчас малоосознаваемьге желания?
  • Каковы реальные возможности данной ситуации?
  • Каковы последствия каждого из возможных решений?
  • Достаточно ли одного осознавания для разрешения ситуации?
    В образной форме необходимо сформулировать некий девиз.

Послание от самого себя самому себе, найденное в результате подобного осознания.

Кроме того, на этапе подготовки к "испытанию" участникам предлагается "ответить для себя на следующие вопросы:

  • Что значит для меня эта ситуация?
  • Чего я хочу добиться?
  • Какими стратегиями поведения воспользуюсь?
  • Какими стратегиями саморегуляции воспользуюсь?
  • Какими я обладаю ресурсами для прохождения этого испытания (физическими, интеллектуальными, эмоциональными, социальными, духовными)?
  • Каков мой девиз для данного испытания?

  • Что меня пугает, чем вызваны эти страхи?
  • Что я собираюсь делать со своими страхами и опасениями?
  • Что меня ждет в конце "испытания"
  • В чем мое "обязательство", что я контролирую, в чем вызов ситуации, на который я отвечу?

Урок-тренинг завершаются традиционной рефлексией всех участников, обменом впечатлениями и пожеланиями между группой и тренером.


Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

·  расположенность к другим людям

·  снисходительность

·  терпение

·  чувство юмора

·  чуткость

·  доверие

·  альтруизм

·  терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.)

·  умение владеть собой

·  доброжелательность

·  умение не осуждать других

·  гуманизм

·  умение слушать собеседника

·  любознательность

·  способность к сопереживанию.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

·  расположенность к другим людям

·  снисходительность

·  терпение

·  чувство юмора

·  чуткость

·  доверие

·  альтруизм

·  терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.)

·  умение владеть собой

·  доброжелательность

·  умение не осуждать других

·  гуманизм

·  умение слушать собеседника

·  любознательность

·  способность к сопереживанию.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

·  расположенность к другим людям

·  снисходительность

·  терпение

·  чувство юмора

·  чуткость

·  доверие

·  альтруизм

·  терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.)

·  умение владеть собой

·  доброжелательность

·  умение не осуждать других

·  гуманизм

·  умение слушать собеседника

·  любознательность

·  способность к сопереживанию.

Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

·  расположенность к другим людям

·  снисходительность

·  терпение

·  чувство юмора

·  чуткость

·  доверие

·  альтруизм

·  терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.)

·  умение владеть собой

·  доброжелательность

·  умение не осуждать других

·  гуманизм

·  умение слушать собеседника

·  любознательность

·  способность к сопереживанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок тренинг по теме «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»

В ходе урока учащиеся должны прийти к выводу, что именно культура первой половины 19 века сделала скачек в развитии России и встала вровень с культурой наиболее развитых стран....

Обобщающий урок-тренинг по теме "Ткани растений и животных"

Данный  материал может использоваться при проведении зачетного или контрольного урока. Задания носят тестовый характер различного уровня сложности. Построен с учетом дифференциации обучения, так ...

Разработка урока- тренинга по обществознанию в 6 классе: "Психологический климат в семье"

Познакомить участников тренинга с основами нравственно –            правовых норм семейных отношений....

Урок-тренинг по теме "Школная жизнь"

Тренинг как инновационная форма урока...

Урок "Тренинг по решению задач разной степени сложности по теме «Углеводороды»"

Данный урок предназначается для закрепления и обобщения пройденного материала  в рамках курса по органической химии, по теме  «Углеводороды и кислородосодержащие соединения» в 10 классе...

Урок-тренинг «В6»

Урок был дан 19 октября 2011 года в ГБОУ СОШ № 625 Санкт-Петербурга. При подготовке к уроку были использованы:программа тестирования с сайта http://www.klyaksa.net/книга "ЕГЭ. 3000 задач с о...

УРОК - ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ и НИ. ЗНАЧЕНИЕ НЕ и НИ.          Единая лексическая тема   ТОЛЕРАНТНОСТЬ.    ...