Снижение уровня агрессивности у подростков, воспитывающихся в детском доме.
план-конспект

Мария Игоревна Бирюкова

Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, подвергаются особому риску. Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют образцов позитивного поведения. К сожалению, по данным специалистов (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.В. Гребенкин), главной проблемой у таких детей является проблема избыточной агрессивности, что во многих случаях обусловлено тяжелыми условиями жизни, как до детского дома, так и отношениями, складывающимися в детском доме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masha_statya_prav_1_11.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Снижение уровня агрессивности у подростков, воспитывающихся в    детском доме.

Агрессивное поведение в условиях современного общества представляет собой серьезную социальную проблему. Подростки, воспитывающиеся в условиях детского дома, подвергаются особому риску. Они практически лишены полноценного общения с близкими людьми, поэтому не имеют образцов позитивного поведения. К сожалению, по данным специалистов                   (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Е.В. Гребенкин), главной проблемой у таких детей является проблема избыточной агрессивности, что во многих случаях обусловлено тяжелыми условиями жизни, как до детского дома, так и отношениями, складывающимися в детском доме.

В зарубежной литературе тема агрессивности обсуждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, как это показали, например,         А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм.

В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.М. Кольцова, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, и др.

В XXI веке интерес к проблеме снижения агрессивности не ослабел. Работы в области снижения агрессивности были продолжены многими исследователями. Например: А.А. Кириенко [7],         Л. Чжэньнин [11], О.В. Чурсинова [12], и др.

Однако многие аспекты данной проблемы до конца не изучены: не определены факторы, которые в большей степени влияют на уровень агрессивности подростков; недостаточно представлены в психолого-педагогической литературе технологии и методики коррекции и др. В связи с этим мы представляем свой вариант снижения агрессивности у подростков, воспитывающихся в детском доме, во внеурочной деятельности.

Однако прежде чем преступить к описанию разработанного нами комплекса занятий, уточним, что мы рассматриваем «агрессивность», опираясь на работы   Е.П. Ильина, как «…свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации» [4, с.77].

Проведенный нами эксперимент и анализ психолого-педагогической литературы позволили нам определить особенности, которые надо учитывать при снижении уровня агрессивности в подростковом возрасте:

– в первую очередь на подростка сказываются внутренние проблемы переходного возраста, включая в себя психогормональные процессы и завершая перестройкой «Я – концепции»;

– во-вторых это неопределенность общественного положения в подростковом возрасте;

– в-третьих, противоречия, которые обусловлены перестройкой механизма общественного контроля: подростковые формы контроля, основанные на соблюдении внешних общепринятых норм и послушании старшим, уже не оказывают воздействия или влияния, а взрослые методы, допускающие сознательный самоконтроль и дисциплину, еще не сложились или не окрепли.

Так же нами были выделены принципы, на основе которых был разработан комплекс занятий (принцип развития адекватной самооценки; принцип активности, принцип развития коммуникативных способностей.)

Данный комплекс реализовывался в ходе внеурочной деятельности, которая проводилась в МБУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Троицка и Троицкого района. 

Реализация комплекса занятий проходила в 3 этапа. Занятия были внеклассные и длились не больше 45 минут.

Первый этап – информационно-диагностический, второй этап – базовый, третий этап – интегрирующий. Таким образом, комплекс занятий состояла из 19 занятий. Этапы реализовывались последовательно.

Целью первого этапа – информационно-диагностического – являлось раскрытие сущности понятия агрессия и агрессивность, проведение диагностики.

Первые занятия были направлены на знакомство; формирование желания взаимодействовать; установление доверительных отношений. Далее подростки были ознакомлены с информацией о феномене агрессии и агрессивном поведении; формировании и проявлении чувства гнева и агрессии.

Проводя диагностические мероприятия мы ориентировались не только на оценку и самооценку агрессивности как качества личности и особенностей проявления агрессии, но и на выявление тех качеств, которые оказывают наибольшее влияние на формирование агрессивности. Мы использовали такие методики, как:

– опросник Басса-Дарки (агрессивность) [1];

– тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв) [6];

– тест на измерение ригидности [8 с.248];

– методика: Диагностика уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов) [5];                  

– методика «Мотивация обучения в школе» [3];

– методика «Оценка уровня общительности» [9];

При реализации первого блока применялись игровые методы, проводились дискуссии, уроки-беседы.

В качестве примера можно привести занятие (урок-беседа) на тему «Гнев и агрессивность». Занятие было направлено на ознакомление учащихся с агрессией и агрессивным поведением; подведением подростков к пониманию того, как формируется и проявляется чувство гнева и агрессивности; объяснение подросткам, что «агрессивность» – это не всегда плохо.

В процессе беседы ученикам были адресованы такие вопросы, как:

«что такое агрессия?»; «приведите примеры агрессии»; «вы согласны, что если вовремя подавить приступ гнева, то можно снизить агрессивность?»; «можно ли управлять агрессивностью?»

Вопросы подбирались с учетом возрастных особенностей и позволяли учащимся выйти в рефлексивную позицию.

Вопросы были адресными, что позволяло учитывать принцип развития адекватной самооценки, а также принцип развития коммуникативных способностей.  При этом каждый из подростков имел возможность принять участие в диалоге, что предопределялось реализацией принципа активности.

Целью второго этапа – базового – являлось освоение приемов и методов самоуправления деятельностью с целью предупреждения агрессии.

На данном этапе занятия были направлены на:

– развитие адекватного поведения и формирование позитивных эмоций;

– способность контролировать свой гнев, обучение приемлемым способам выражения агрессии и гнева;

– обучение навыкам саморегуляции, развитие умения контролировать свою агрессию, формирование понимания важности управлять своим гневом

– формирование чувства уверенности в себе и ознакомление, и освоение технологиями для повышения самооценки и поддержание позитивной самооценки.

Во время реализации второго блока были использованы практико-ориентированные занятия (творческие задания и упражнения, решение проблемных ситуаций и др.), кроме того использовались и игровые методы, уроки-беседы.

Например, нами были проведены такие игры как: «Тайна 3-й планеты» [2]. Данная игра направленна на развитие коммуникативных способностей, а также способствует повышению уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе; способствует развитию позитивной самооценки, а также содействует развитию эмпатии.

Так же были проведены игры на развитие адекватной самооценки такие как «Копилка достижений» [10], «Сочиняем сказку» [10]. Данные игры позволяют формировать самоуважение, доверие к самому себе, способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, что в свою очередь эффективно влияет на повышение уверенности в себе. Так же эти игры помогает детям выразить свою индивидуальность, учит адекватным способам взаимодействия, взаимопонимания, развивает умение спокойно до конца слушать собеседника, что позволяет снизить уровень агрессивности подростков.

Целью третьего этапа – интегрирующего – являлось обобщение знаний и умений в области саморегуляции деятельности, приобретенных в ходе реализации 1 и 2 этапов при выполнении проекта «Мое будущее без агрессии». На данном этапе занятия были направлены на:

– формирование навыков построения жизненной перспективы и прогнозирование адекватного поведения на будущее.

– постановку темы проекта, планирование деятельности по выполнению проекта.

– представление полученного результата классу, совместное обсуждение, анализ проделанной работы.

На данном этапе, дети самостоятельно делали выбор, как они будут представлять свои проекты, как эти проекты будут выглядеть.

Были представлены рисунки, некоторые дети представили презентации, так же дети показывали сценки. Ярким примером данного этапа стал проект в виде коллажа «Мое будущее без агрессии»

Подросток вырезал из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них на листе бумаги он составил композицию на заданную тему, т. е. то чего он ждет от себя и хочет для себя в будущем. Если в композиции чего-либо не хватало и этого не нашлось в предлагаемых журналах, то он дорисовывал и дописывал все необходимое самостоятельно.

После представления проекта дети выходили в рефлексивную позицию, что позволяло подросткам обратить внимания на самого себя, в частности, на продукты собственной активности, а также на переосмысление своих действий, как на будущее, так и на настоящее.

Частичная реализация комплекса занятий осуществлялась в ходе производственной практики в 2018 году, что позволило выбрать наиболее эффективные методы и приемы снижения агрессивности у подростков.

Список использованной литературы.

1. Гребень, Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов/ сост.  Н.Ф. Гребень. - Минск: Современная школа, 2008. – 496 с.

2. Гурьева, Е. В. Комплекс мероприятий, направленных на развитие коммуникативных способностей подростков. [Электронный ресурс] /         Е.В. Гурьева // https://doc4web.ru/pedagogika/kompleks-meropriyatiy-napravlennih-na-razvitie-kommunikativnih-s.html.

3. Ильин, Е.П. «Мотивация обучения в школе» [Электронный ресурс] / Е.П. Ильиным, Н.А. Курдюкова // http://psihdocs.ru/formirovanie-interesa-k-uchebe-u-mladshih-shkolenikov-v-proces.html?page=9

        4. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 576 с.

5. Карпова, А.В. Методика диагностики уровня развития рефлексивности [Электронный ресурс] // https://psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v.

6. Ковалев, С.В. Тест-опросник «Определение уровня самооценки»  [Электронный ресурс] / С.В. Ковалев // weburok.com/500081/Тест-опросник-Определение-уро.

7. Кириенко, А.А. индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности [Электронный ресурс] / А.А. Кириенко // http://vak.ed.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=164297&version=100

8. Лежнева, Н.В. Тесты для студентов психолого-педагогического направления [Текст] / Н.В. Лежнева. – Еманжелинск: Еманжелинский Дом печати, 2013. – 250с.

9. Ряховский, В.Ф. Методика оценки уровня общительности [Электронный ресурс] / В.Ф. Ряховский // http://www.miu.by/kaf_new/mpp/092.pdf

10. Советова, Е.В. Школа нового поколения. Административная работа [Текст] / Е.В. Советова. — Ростовн/Д: Феникс, 2012. — 318 с.

11. Чжэньнин, Л. Индивидуально-личностные детерминанты агрессии российских и китайских студентов с разными типами гендерной идентичности [Электронный ресурс] / Л. Чжэньнин // http://vak.ed.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=100008778&version=100

12. Чурсинова, О.В. Психологические особенности представлений подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния [Электронный ресурс] / О.В. Чурсинова // http://vak.ed.gov.ru/az/server/php/filer_new.php?table=att_case&fld=autoref&key[]=165703&version=100


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологической помощи трудным подросткам,воспитывающимся в условиях детского дома.

Данная программа напрвлена на преодоление трудностей в поведении,общении подростков с отклонениями в поведении с целью благополучной социальной адаптации....

презентация "факторы риска детей-сирот воспитывающихся в детских домах"

представлены факторы риска воспитания детей в условиях детского дома...

«Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома»

В данной разработке представлен практический опыт работы с детьми, относящимися к категории "трудновоспитуемых" и проживающих в условиях детского дома. Особо акцентируется внимание на организации комп...

Психологические особенности старших подростков в условиях детского дома

В разных источниках можно найти различные возрастные периодизации. В среднем старший подростковый возраст - это период с 13 до 16 лет. Также существуют мнения, что старший подростковый возраст входит ...

Средства снижения уровня агрессивности у подростков

Подростковый возраст, как правило, характеризуют повышенной возбудимостью и вспыльчивостью, что обусловлено гормональной перестройкой организма и противоречиями во взаимоотношениях с ближайшим окружен...

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа по снижению уровня тревожности, агрессивности и стабилизации эмоциональной сферы «Цветная карусель»

Данная программа способствует успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности.  Дает возможность удовл...