Основная цель психологического сопровождения
статья по психологии

Усманова Светлана Александровна

Основная цель психологического сопровождения - создание благоприятных социально-психологических условий для полноценной деятельности и личностного развития учащихся и их успешного обучения в каждом возрастном периоде.  Во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_tsel_psihologicheskogo_soprovozhdeniya.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основная цель психологического сопровождения - создание благоприятных социально-психологических условий для полноценной деятельности и личностного развития учащихся и их успешного обучения в каждом возрастном периоде.  Во всемерном содействии школе в решении практических задач формирования развивающего образа жизни учащихся, раскрытия их индивидуального потенциала и развития творческих и деятельностных способностей, создания позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития, возможной коррекции произошедших деформаций психики.

Общая направленность работы психолога определяется следующими практическими задачами:

  1. Выявление возникающих трудностей и их социально-психологических причин, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  2. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье.
  3. Содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся на каждом возрастном этапе.
  4. Содействие в гармонизации социально-психологического климата у всех участников образовательного процесса.
  5. Повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся были задействованы все субъекты образовательного процесса: учащийся, классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, школьный администратор, медицинский персонал, социальный педагог, родители, сотрудничающие со школой официальные лица и учреждения.

Традиционно проводится диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.

В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и малоформализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности).  

Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, компьютерные, предметные, бланковые, проективные и др.

В рамках психологической работы диагностического направления  в 6 – 11 классах проводятся обследования обучающихся. На основании  полученных данных  планируется коррекционно-развивающая работа. Для проведения психологической диагностики имеется   набор диагностических методик (в соответствии с «Единым психодиагностическим инструментарием педагога – психолога образовательного учреждения РС (Я)» Приложение 2 к Приказу МО РС (Я) от 06.10.2009 № 01-08/1542): психодиагностика познавательной деятельности и способностей, эмоционально-личностной сферы, текущего состояния, межличностных отношений. Применяемые методики соответствуют  предъявляемым запросам администрации школы, педагогов и родителей, позволяют дифференцировать трудности у обучающихся школы,определять их причины. После  совместного с педагогами анализа результатов  планируется и проводится  дальнейшая  развивающая  и консультативная  работа, даются рекомендации по преодолению трудностей психологического характера. Ежегодно  проводятся  психологические обследования и мониторинги во всех классах, в результате которых обследованы все учащиеся школы.  В ходе модернизации оснащения  службы психологического сопровождения  приобретен и внедрен  специализированный  компьютерный комплекс психодиагностических и развивающих программ «EffectonStudio» «Психология в школе» (зарегистрирован в Российском фонде компьютерных программ учебного назначения, имеет сертификат соответствия ИНИНФО). Комплекс особо востребован  в индивидуальной  диагностической и коррекционной работе  со слабоуспевающими учащимися, так как позволяет провести более точную и углубленную диагностику, проследить  изменения  и особенности  развития познавательных процессов. В программе зарегистрированы (активно пользуются) 100 % учащихся  6 – 11 класов. Продолжается ознакомление  с возможностями комплекса педагогов, родителей.

Эффективность  диагностической работы подтверждена положительной динамикой качества знаний учащихся.Организованная психологическая работа позволяет развивать    мыслительные  навыки  учащихся. По данным диагностических исследований, проводимых в 6 – 8 классах наблюдаются  положительные изменения, динамический рост  уровня сформированности познавательных процессов, памяти ,внимания, мышления.Анализ результатов диагностической работы показывает, что у обучающихся повысился уровень интереса к собственным личностным характеристикам.                                            

Наблюдается  положительная динамика развития компетенций подростков.

Компетенции учащихся  6-11 классов МАОУ «СОШ  №23 им.Г.А.Кадзова»

2017-18  

уч.год

2018-19

уч.год

2019-2020

уч.год

Школьная

компетентность

Высокий    37%

Средний    50%

Низкий     13%

Высокий   41%

Средний    49%

Низкий     10%

Высокий  45%

Средний   50%

Низкий   5%

Социальная

компетентность

Высокий   21%

Средний   50%

Низкий   29%

Высокий  27%

Средний   57%

Низкий   16%

Высокий  35%

Средний   62%

Низкий   3%

Поведенческая

компетентность

Высокий  21%

Средний   49%

Низкий   30%

Высокий  28%

Средний  44%

Низкий  28%

Высокий  33%

Средний  50%

Низкий  17%

     Психодиагностические комплексы, применяемые в работе школьного психолога успешно используются  для решения таких  актуальных задач, как улучшение успеваемости учащихся; оптимизация воспитательного процесса; преподавание психологии на современном уровне. Результаты мониторингов, диагностико – аналитических процедур дают возможность оценить психологическое состояние учащихся, состояние психологической безопасности, комфортности, прогнозировать и определять эффективность психолого- педагогического воздействия.

Динамика материала реализуемых профилактических программтакже предполагает положительные изменения. В ходе и способах  реализации программы, ставится задача не столько передачи знаний, сколько создания стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. Данные и анализ диагностических исследований показывает, что использованные в программах методические средства позволили  наиболее эффективно воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу учащихся. Психологическое сопровождение  обучающихся  по индивидуальным программам осуществляется в соответствии с планом работы психолога. С данной категорией учащихся  проводятся диагностические   процедуры, индивидуальные  беседы на выявление актуального состояния, поведенческие  техники, обучение  антистрессовым  методам. Проводится анализ результатов, составляются  рекомендации  и  представления на ПМПК. Эффективность проводимой работы подтверждается отсутствием неуспевающих  в данной категории, успешностью их адаптации.

Психологическая  работа с родителями, направлена на    активизацию   их  позиции ,создание    условий для повышения уровня  общей и педагогической культуры,   формирование   потребности в конструктивном взаимодействии, снижение риска  конфликтных и кризисных состояний, затруднений в семейном воспитании.

Работа с педагогическим коллективомведется  в следующих направлениях: пропаганда психологических знаний, создание и распространение информационных материалов, выступление на педсоветах  и семинарах. В течение года   участвую   в  педсоветах с результатами диагностики, рекомендациями, что позволяет вести работу в определённой системе, в единстве всех участников образовательного процесса и имеет практическую направленность.

Современные информационные компьютерные технологиизадействованы во всех направлениях деятельности :действует система  автоматизированной диагностики с использованием компьютерных блоков тестов (приоритет – развитие умственной деятельности, психоэмоциональное  состояние),индивидуальные  коррекционные занятия проводятся с использованием интерактивных тренажеров, презентации, сетевые лектории  широко используются в психологическом просвещении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Организация и применение групповой формы работы на уроках изобразительного искусства с целью психологической совместимости учащихся для эффективного и результативного образования

-Специфика организации и применения групповых форм работы на уроках изобразительного искусства- Внедрение разных способов  деления учащихся на группы.- Формирование  опыта организации совмес...

Социально-психологические проблемы трудоустройства выпускников Психологическое сопровождение профессионального самоопределения выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. В выпускном класс...

Психологическое сопровождение с целью профилактики суицидальных настроений в подростковой среде.

Определение понятий: суицид, суицидальное поведение, суицидент. Типы суицидального поведения: демонстративное, аффективное, истинное. Динамика развития суицидального поведения (стадии). Причины с...

Программа индивидуального сопровождения ребенка VIII вида как часть адаптированной программы (психологического сопровождения )

Пояснительная записка.Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение цент...

Рабочая программа "Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ЗПР" (уровень образования - основной общий)

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития на уровне основного общего образования (2018-2019 учебный год)...

Цели и задачи психологического сопровождения на 2017-2018 учебный год

Цели психологического сопровождения:-создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;- создание здоровьесберегающей среды, ори...