Природа конфликтов и пути их разрешения
презентация к уроку по психологии

Панарина Наталья Александровна

Конфликты - это неоотъемлемая часть нашей жизни. Когда возникает конфликт? Только в процессе общения людей, поэтому конфликт - это своеобразный способ общения двух или более людей, их взаимодействие между собой. Конфликт просто невозможен без человека!

Конфликт возникает при столновении сторон, когда расходятся их взгляды, интересы, позиции, мнения и т.д. И порой конфликт является двигателем какого-либо процесса, когда при уравновешивании сторон конфликта выстраиваются наилучшие решения и выводы, которые были центром спора. 

Но для этого необходимо правильно понимать природу конфликта, его причины,  участников, этапы и способы выхода из конфликтной ситуации. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природа конфликтов и пути их разрешения

Слайд 2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Понятие термина - конфликт. Изучить структуру конфликта. Разновидности конфликта. Особенности типов конфликтных личностей. Рассмотреть пути выхода из конфликтов .

Слайд 3

Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. и в какой степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия КОНФЛИКТ ( conflictus лат. - столкновение) - Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Слайд 4

Структура конфликта Предмет конфликта Объект конфликта Стороны конфликта Цели конфликта Причины конфликта Окружающая среда конфликта

Слайд 5

Предмет конфликта – это противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Стороны (участники) конфликта — конфликтующие стороны, конфликтанты , оппоненты, соперники, конкуренты, противники, враждующие стороны, субъекты конфликта.

Слайд 6

Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Окружающая среда конфликта - это совокупность объективных условий конфликта. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта -это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт.

Слайд 7

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА объективные личностные организационно-управленческие социально-психологические

Слайд 8

ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. 2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий , возникающих в процессе взаимодействия людей. 3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. 4. Образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами. 5. Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.

Слайд 9

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА 1. Структурно-организационные — несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. 2. Функционально-организационные — неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой. 3. Личностно-функциональные — несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности. 4. Ситуативно-управленческие — обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Слайд 10

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. 2. Несбалансированное ролевое взаимодействие людей. 3. Непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон. 4. Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга. 5. Психологическая несовместимость. 6. Напряженные межличностные отношения. 7. Внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп. 8. Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами. 9. Ограниченные способности человека к децентрации , 10. Стремление к власти.

Слайд 11

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Оценка поведения другого как недопустимого. 2. Низкий уровень социально-психологической компетентности. 3. Недостаточная психологическая устойчивость. 4. Плохо развитая у человека способность к эмпатии . 5. Завышенный или заниженный уровень притязаний. 6. Тип темперамента. 7. Взаимозависимость задач (матричная организационная структура — нарушен принцип единоначалия; функциональная — каждая функция уделяет внимание в основном своей области специализации).

Слайд 12

СТАДИИ КОНФЛИКТА появление проблемной ситуации попытки разрешить проблему возникновение предконфликтной ситуации инцидент (столкновение) начальная форма латентная (скрытая) стадия фаза подъема конфликтное взаимодействие разрешение (завершение) конфликта открытая и завершающая стадия (эскалация) развитие послеконфликтной ситуации латентная стадия кульминация фаза спада

Слайд 13

Конфликты По действию на функционирование группы/организации По содержанию По характеру участников Конструктивные (функциональные) Деструктивные ( дисфункциональные ) Реалистические (предметные) Нереалистические (беспредметные) Внутриличностные Межличностные Между личностью и группой Межгрупповые Социальные

Слайд 14

Основные типы конфликтных личностей

Слайд 15

Демонстративный тип хочет быть главным во всем; относится к другим исходя из их отношения к нему; прекрасно приспосабливается к новым условиям и ситуациям; больше всего выражено эмоциональное поведение; дальнейшие действия планирует исходя из сложившейся ситуации; никогда не уходит от конфликтов.

Слайд 16

Ригидный тип подозревает всех вокруг; считает себя лучше всех; требует от окружающих признания своей значимости; не принимает во внимание изменения обстановки; не учитывает мнения других людей; не умеет и никогда не критикует себя; обижается даже на пустяки.

Слайд 17

Неуправляемый тип действует на основе импульса, из-за чего практически не контролирует себя; его поведение невозможно предсказать; не умеет и не хочет себя контролировать; в своих неудачах обвиняет других; не умеет планировать свою жизнь и действия.

Слайд 18

Сверхточный тип в работе учитывает даже самые незначительные вещи; обладает завышенными требованиями к себе и к окружающим; постоянно переживает за все; на его поведение и самочувствие влияют даже мелкие детали; может прекратить общаться с людьми, если ему показалось, что его обидели; не проявляет свои эмоции.

Слайд 19

Бесконфликтный тип обладает внутренними противоречиями; ему легко навязать свое мнение; его поведение зависит от мнения окружающих; для него ориентацией в жизни является сиюминутный успех; главная цель – достичь компромисса; не думает о причинах и последствиях своих действий.

Слайд 20

Танк такие люди идут напролом, не беря в расчет чувства окружающих; он эгоистичен и считает, что только его мнение правильное; не понимает людей, которые подвергают его слова сомнениям; самовлюбленный человек, который беспокоится только о своем авторитете; любые шутки воспринимает, как тонкий подтекст, который касается его достоинства; может использовать людей, как инструмент достижения своих целей.

Слайд 21

Основные пути выхода из конфликта

Слайд 22

Соперничество: жёсткий контроль над действиями оппонента постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенность

Слайд 23

Приспособление: постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему активная демонстрация пассивной позиции отсутствие претензии на победу и сопротивление лесть, потакание оппоненту

Слайд 24

Избегание: отказ от взаимодействия с оппонентом тактика демонстративного ухода отказ от применения силовых методов игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов отрицание важности и серьёзности конфликта преднамеренное замедление в принятии решений страх сделать ответный ход

Слайд 25

Компромисс: ориентированность на равенство позиций предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения стремление к поиску взаимовыгодного решения

Слайд 26

Сотрудничество: сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить рассмотрение предложений оппонента

Слайд 27

Подавление: целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон

Слайд 28

Переговоры: ориентированность на поиск взаимовыгодного решения прекращение любых агрессивных действий проявление внимания к позиции оппонента тщательное обдумывание последующих действий использование посредника

Слайд 31

удовлетворенность конфликтующих сторон результатами завершения; прекращение противодействия; достижение цели одной из сторон; разделение объекта конфликта между оппонентами; устранение одного из участников конфликта; изменение позиции одной из сторон конфликта. О сновные критерии завершения конфликта

Слайд 32

Оскорбления – это поводы неправых. Руссо Жан-Жак Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости. Монтень М. Всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой . Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале. Толстой Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".

Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...

внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"

Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно   выходить   из   конфликтных   ситуаций;   учить заботиться о своем душевно...

Конфликты и пути их разрешения Родительское собрание (5-9 классы)

Конфликты и пути их разрешения Родительское собрание (5-9 классы) Задачи: 1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении  в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путе...

Классный час "Конфликт и пути его разрешения"

СЦЕНАРИЙКЛАССНОГО ЧАСА« Конфликт и пути его разрешения»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКонфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.(Георгий Александров)Человек – удивительное создание, обиды помнит доль...

Родительское собрание "Конфликты и пути их разрешения"

Родительское собрание "Конфликты и пути их разрешения"Предварительная подготовка:1.      Анкетирование учащихся (продолжить предложение, ответить на вопрос) (приложение №1).2....

Занятие по психологии "Конфликты и пути их разрешения".

Занятия проводятся в рамках программмы "Познай себя" в период адаптации, обучающихся в среднем звене. Рекомендовано для обучающихся младшего подрасткового возраста....

Конфликт и пути его разрешения

Классный час в 5 классе...