Изучение мышления учащихся старших классов
статья по психологии (9, 10, 11 класс)

Белова Наталья Николаевна

Мышление играет поистине огромную роль в познании. Оно расширяет его границы, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.

Методика, разработанная Б.В. Зейгарник, позволяет изучить этот удивительный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_myshleniya_uchashchihsya_starshih_klassov.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение мышления учащихся старших классов

Программа по русскому языку для учащихся 9 классов предполагает, что выпускник «научится опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение  и др.)». И действительно, в школьной практике огромное внимание уделяется работе над средствами выразительности языка.

Вовсе не случайно, что многие психологи учитывают возможности метафор и пословиц в практике. Так Блюмой Вульфовной Зейгарник была разработана методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз», которая применяется для исследования мышления. Она позволяет выявить понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль фразы конкретного содержания, а также  целенаправленность суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов.

Именно эту методику использовали мы в своих исследованиях среди учащихся 9-10 классов. Для проведения опыта  использовались таблички с написанными на них метафорами, пословицами, фразами. Причём одна часть фраз была такова, что их смысл соответствовал пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминали пословицы, но ничего общего с ними не имели по смыслу. Таким образом, фраз оказывалось  примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же было соотношение метафор и фраз.

Учащимся 9 класса предлагалось проанализировать следующие пословицы: 1. Куй железо, пока горячо. 2. Цыплят по осени считают. 3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 4. Не красна изба углами, а красна пирогами. 5. Лучше меньше, да лучше и др.

А также метафоры: 1. Золотая голова. Железный характер. 3 Ядовитый человек. 4. Каменное сердце. 5. Зубастый парень. 6. Глухая ночь.

Обилие фраз, из которых надо было выбрать нужные, провоцировало соскальзывания и неточности суждений у тех учащихся, у которых мышление нецеленаправленно и диффузно. Центр тяжести задания как бы переносился с задачи понимания переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.

Исследование показало, что  только к 3 пословицам из 10 предложенных сумели подобрать верные соответствия более 50% учащихся. Наибольшие затруднения у девятиклассников вызвала пословица «Куй железо, пока горячо». Никто из опрошенных не нашёл верного соотношения. Фраза «Цыплят по осени считают» стоит на втором месте по степени сложности.

Анализируя соотношение метафор и фраз, можно отметить, что только 4 человека поняли, что у выражений «Зубастый парень» и «Глухая ночь» нет соответствий. С остальными заданиями справились более 90% выпускников.

Учащимся 10 класса(18 человек) предлагалось самим дать толкование пословицам и метафорам. Интересно, что метафора «зубастый парень» вызвала наибольшие затруднения. Из ошибочных ответов можно отметить следующие: «парень с большими зубами», «парень, у которого очень много зубов».

Мышление старшеклассников теснейшим образов связано с учебной деятельностью, поэтому среди объяснений встречались такие: «Не спеши с решением», «Много думай над задачей, прежде чем сдать решение».

В заключение хочется сказать, что большинство учащихся 9-10 классов продемонстрировали понимание переносного  смысла предложенных пословиц и метафор. Они сумели отделить существенные признаки от второстепенных.

Мышление играет поистине  огромную роль в познании. Оно расширяет его границы. Даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.

Вовсе не случайно, что знаменитый древнегреческий философ Аристотель писал: «Мышление- верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека». Думается, что ещё не одно поколение исследователей будет изучать загадки этого удивительного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика КОТ.Изучение интеллектуальных способностей учащихся старших классов.

Методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качест...

Статья "О проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в старших классах"

В варианты Единого государственного экзамена по математике, являющегося обязательным для всех выпускников школ, включены геометрические задания. Однако количество заданий, требующих глубоких гео...

«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»

Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Intellectual game (Своя игра для учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка)

Рекомендуем провести этот урок в рамках недели иностранных языков, он содержит много познавательного материала по страноведению, об известных людях, интересных местах англоговорящих стран....

Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...