Изучение мышления учащихся старших классов
статья по психологии (9, 10, 11 класс)
Мышление играет поистине огромную роль в познании. Оно расширяет его границы, даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.
Методика, разработанная Б.В. Зейгарник, позволяет изучить этот удивительный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение мышления учащихся старших классов
Программа по русскому языку для учащихся 9 классов предполагает, что выпускник «научится опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и др.)». И действительно, в школьной практике огромное внимание уделяется работе над средствами выразительности языка.
Вовсе не случайно, что многие психологи учитывают возможности метафор и пословиц в практике. Так Блюмой Вульфовной Зейгарник была разработана методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз», которая применяется для исследования мышления. Она позволяет выявить понимание переносного смысла, умение вычленить главную мысль фразы конкретного содержания, а также целенаправленность суждений, степени их глубины, уровень развития речевых процессов.
Именно эту методику использовали мы в своих исследованиях среди учащихся 9-10 классов. Для проведения опыта использовались таблички с написанными на них метафорами, пословицами, фразами. Причём одна часть фраз была такова, что их смысл соответствовал пословицам, а остальные фразы лишь внешне по составу слов напоминали пословицы, но ничего общего с ними не имели по смыслу. Таким образом, фраз оказывалось примерно в 2 раза больше, чем пословиц. Таково же было соотношение метафор и фраз.
Учащимся 9 класса предлагалось проанализировать следующие пословицы: 1. Куй железо, пока горячо. 2. Цыплят по осени считают. 3. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 4. Не красна изба углами, а красна пирогами. 5. Лучше меньше, да лучше и др.
А также метафоры: 1. Золотая голова. Железный характер. 3 Ядовитый человек. 4. Каменное сердце. 5. Зубастый парень. 6. Глухая ночь.
Обилие фраз, из которых надо было выбрать нужные, провоцировало соскальзывания и неточности суждений у тех учащихся, у которых мышление нецеленаправленно и диффузно. Центр тяжести задания как бы переносился с задачи понимания переносного смысла пословиц на задачу соотнесения одного смысла другому.
Исследование показало, что только к 3 пословицам из 10 предложенных сумели подобрать верные соответствия более 50% учащихся. Наибольшие затруднения у девятиклассников вызвала пословица «Куй железо, пока горячо». Никто из опрошенных не нашёл верного соотношения. Фраза «Цыплят по осени считают» стоит на втором месте по степени сложности.
Анализируя соотношение метафор и фраз, можно отметить, что только 4 человека поняли, что у выражений «Зубастый парень» и «Глухая ночь» нет соответствий. С остальными заданиями справились более 90% выпускников.
Учащимся 10 класса(18 человек) предлагалось самим дать толкование пословицам и метафорам. Интересно, что метафора «зубастый парень» вызвала наибольшие затруднения. Из ошибочных ответов можно отметить следующие: «парень с большими зубами», «парень, у которого очень много зубов».
Мышление старшеклассников теснейшим образов связано с учебной деятельностью, поэтому среди объяснений встречались такие: «Не спеши с решением», «Много думай над задачей, прежде чем сдать решение».
В заключение хочется сказать, что большинство учащихся 9-10 классов продемонстрировали понимание переносного смысла предложенных пословиц и метафор. Они сумели отделить существенные признаки от второстепенных.
Мышление играет поистине огромную роль в познании. Оно расширяет его границы. Даёт возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия.
Вовсе не случайно, что знаменитый древнегреческий философ Аристотель писал: «Мышление- верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека». Думается, что ещё не одно поколение исследователей будет изучать загадки этого удивительного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/01/picture-50409-1664653630.jpg)
Методика КОТ.Изучение интеллектуальных способностей учащихся старших классов.
Методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей. С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качест...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175335-1357833921.jpg)
Статья "О проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в старших классах"
В варианты Единого государственного экзамена по математике, являющегося обязательным для всех выпускников школ, включены геометрические задания. Однако количество заданий, требующих глубоких гео...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238417-1365423922.jpg)
«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»
Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-524868-1415782112.jpg)
Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления
Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/12/picture-546790-1418403013.jpg)
Intellectual game (Своя игра для учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка)
Рекомендуем провести этот урок в рамках недели иностранных языков, он содержит много познавательного материала по страноведению, об известных людях, интересных местах англоговорящих стран....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/20/picture-818106-1474329697.jpg)
Мотивационный аспект учебно – познавательной деятельности учащихся старших классов при изучении естественно – научных дисциплин на примере биологии
Привлечь к изучению предмета, когда "вокруг ЕГЭ"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/22/picture-144448-1358835137.jpg)
Изучение профессиональных предпочтений у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья(курсовая работа). Материал подойдет для выступления на педсовете или для курсовой работы студентам...