Эффективные упражнения работы с детьми подросткового возраста
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Двирная Ольга Владимировна

Цель; гармонизация образа  "Я" подростка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные упражнения работы с детьми подросткового возраста

Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего образа «Я».

  1. Упражнение «Учусь выражать свои эмоции»

Эмоции, мешающие общению

Как справился

1

Грустил

(Пример: составил список людей, кому бы ты хотел послать свою любовь. Это могут быть мама, папа, друзья. Посылая тепло своим любимым и близким, мысленно обращался к каждому из списка:

-  Мама, я люблю тебя1, - Папа, я желаю тебе счастья! - (Имя друга), я благодарю тебя за помощь! - (Имя друга), я желаю тебе хорошего настроения!

 Выполнял упражнение в течение 3–5 минут несколько раз в день.

Твой вариант ответа:________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

Расстраивался

(Пример: используя цветные картинки создал коллаж "Хорошее настроение")

Твой вариант ответа:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

3

Злился

(Пример: написал на листе бумаги свои негативные мысли. А потом скомкал лист и выбросил его в ведро со словами: "Эти мысли мне мешают, они мне не помогают")

Твой вариант ответа:_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4

Обижался

(Пример: написал гневное письмо своему обидчику, а потом это письмо порвал)

Твой вариант ответа:_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Выражал недовольство

(Пример: у меня есть волшебная фраза, которая помогает выразить свое недовольство (и другие негативные чувства), при этом, не обидев другого человека. Волшебная фраза: «(имя обидчика)», говори мне слова, выраженные красивыми мыслями, потому что мне будет приятно слушать тебя и воспринимать»)

Твой вариант ответа:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

7

Испытывал страх

(Пример: нарисовал свой страх и дал ему имя. После превратил страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсил его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым.)

Твой вариант ответа:_________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________

  1. Упражнение «Футболка с надписью»

Инструкция: придумай и запиши надпись на своей «футболке» с позиции уверенного человека. Нарисуй рисунок к надписи.

  1. Упражнение «Ищу друга»

Инструкция: составь словесный автопортрет о себе и немного о своём друге. Внизу объявления нарисуй рисунок, который демонстрирует твои увлечения, хобби.

Объявление «Ищу друга»

                          Меня зовут_________________. Я учусь в ______классе

Моё любимое занятие ___________________________________________________

Моя любимая книга    ___________________________________________________

Мой любимый фильм   __________________________________________________

Моя любимая телепередача ______________________________________________

Моя любимая музыка     _________________________________________________

Моя любимая одежда ___________________________________________________

Я мечтаю о том, что я однажды стану ______________________________________

              Ищу друга, который был бы _____________________________________________

                                                                                            (назови 2-3 качества)

               с которым интересно было _______________________________________________

                                        (напиши 1-2 увлечения)

               Меня ты можешь встретить

              _________________________________________________________________________

                                  (например: напиши свой кружок, спортивную секцию, по адресу, телефон)

  1. Упражнение «Синонимы»

Инструкция: письменно отметить (подчеркните, выделите цветом), какие из каждого ряда качества для вас характерны, а какие — нет.

насмешливость — чувство юмора — веселость — остроумие

застенчивость — скромность — неуверенность в себе — нерешительность

общительность — открытость — откровенность

жалостливость — заботливость — отзывчивость — альтруизм

импульсивность — вспыльчивость — прямолинейность

упрямство — настойчивость — твердость — строгость

рациональность — расчетливость — рассудительность — здравомыслие

эгоизм — эгоцентризм — индивидуализм — самодостаточность

  1. Упражнение «Антонимы»

Инструкция: письменно отметить (подчеркните, выделите цветом), какие из каждого ряда качества для вас характерны, а какие — нет.

рациональность — импульсивность, эмоциональность

уступчивость — властность, настойчивость

лживость — честность, искренность

сдержанность — вспыльчивость, прямолинейность

мечтательность — практичность, здравомыслие

  1. Упражнение «Анализируем себя»
  1. Мои ресурсы, сильные стороны — сюда надо выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом также обведены как желаемые.

      __________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Мои ограничения, слабые стороны — выписать те качества, которые подчеркнуты как имеющиеся и при этом перечеркнуты как нежелательные.

___________________________________________________________________________________

      __________________________________________________________________________________

  1. Упражнение «Характеристики моего поведения в ситуациях общения»

Характеристики уверенного поведения

«+» или « - »

Легко высказываю и отстаиваю свою точку зрения, даже если она конфликтует с мнением окружающих сверстников

Открыто говорю о своих позитивных и негативных чувствах

Легко устанавливаю контакты, начинаю и заканчиваю беседу

В беседе ориентация на мои потребности, желания

Легко принимаю решения

Признает свою уникальность

Стремлюсь к достижению своих целей

                                                                                                       Итого:

Характеристики неуверенного поведения

«+» или « - »

Предпочитаю промолчать, даже если не согласен

Затрудняюсь говорить о чувствах

Трудно вхожу в контакт с незнакомыми людьми

В беседе ориентация на потребности, желания окружения

Трудно принимаю решения

Сравниваю себя с другими

В общение испытываю страх и тревожность

                                                                                                       Итого:

Характеристики агрессивного поведения

«+» или « - »

В беседе направляю пристальный взгляд прямо в глаза собеседнику

Доказывая свою точку зрения, бурно размахиваю руками

Часто спорю и ссорюсь с окружающими

Часто виню других в своих ошибках и неудачах

Часто устраиваю драки

В беседе не слушаю собеседника, не даю договорить

Враждебно реагирую на любое мнение, отличное от моего

                                                                                                       Итого:

  1. Упражнение "Мое поведение"

В пунктах А, Б опишите три ситуации, в которых вы себя вели соответственным образом. В пункте В оцените свое поведение.
А. «Я веду себя уверенно в ситуациях …, а многие ведут себя неуверенно» 1.__________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________
Б. «Я веду себя неуверенно в ситуациях …, а многие ведут себя уверенно» 1.__________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________
В. Почему мне так легко в ситуации А и почему я стараетесь избегать ситуацию Б. ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________

     9. Упражнение "Принятие решения"

Какие конкретные действия (шаги) нужно начать делать по развитию гармоничного "Я-образа", чтобы быть довольным собой, общением с окружающими, быть просто счастливым?

1 шаг___________________________________________________________________

2 шаг___________________________________________________________________

3 шаг___________________________________________________________________

4 шаг___________________________________________________________________

  1. шаг __________________________________________________________________

10.Упражнение «Образ, который похож на меня»

Представь образ, который похож на тебя. Кто он такой (дерево, животное, птица или другое живое существо)? Что оно любит? Чем похоже на тебя? Где оно живёт? Любимые увлечения? Нарисуй рисунок этого образа.

11. Упражнение «Учусь ценить и беречь своё время»

Представь 24 часа - это полные сутки. Каждый сектор соответствует одному часу суток, то есть 1 сектор – 1 час.

https://nsportal.ru/sites/default/files/media/2020/04/17/55.jpg

Укажи количество времени, которое ты используешь каждый день на школу, спорт, просмотр ТВ, кружки, сон, общение с друзьями, любимое дело.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 12.  Упражнение «Учусь позитивно переформулировать негативные мысли в позитивные»

  • Подумай, какие мысли тебе мешают учиться, строить отношения со сверстниками.  (Например: "У меня  не получится", "Я не смогу", "Я не справлюсь").
  • Напиши на листочке эти мысли и переформулируй  в  положительное высказывание о себе. (Например: ".Я справлюсь", "Все будет хорошо").

13. Упражнение «Мое будущее»

Инструкция: закончи предложения:

– Мое будущее видится мне…__________________________________________________

– Я жду… ___________________________________________________________________

– Я хочу… __________________________________________________________________

– Я думаю…_________________________________________________________________

– Я планирую…_______________________________________________________________

– Мне хочется достичь успеха…_________________________________________________

– Для этого необходимо…______________________________________________________

– Главная сложность, с которой я столкнусь…_____________________________________

– Преодолеть препятствия мне поможет…_________________________________________

14. Упражнение «Коллаж»

Напишите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Сделайте коллаж любой ситуации.

1._____________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________4._____________________________________________________________________________________5._____________________________________________________________________________________

15. Упражнение «Круг эмоций»

Тренинг для подростков - круг эмоций   

Инструкция

У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции (положительной или негативной, например 4 сектора круга можно заполнить как: «радость», «интерес», «грусть», «раздражение» и пр. Количество секторов не ограничено. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну или несколько эмоций, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.

16. Упражнение «Лес»

Представьте себе лес. Кто что видит на своем внутреннем экране? Теперь представьте себе, что все вы не люди, а растения в этом лесу: (подчеркните выбранный объект)

Вы – березка, рябинка, огромная сосна, ромашка, одуванчик, трава, шишка на ветке, раскидистый старый дуб, белый гриб…

Задание. Нарисуй себя в образе растения в лесу.

17.Упражнение. «Интересные вопросы».

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?  ____________________________

2. Каким предметом вы можете себя представить? _________________________

3. Каким сказочным героем?  ___________________________________________

4. Каким животным? __________________________________________________

5. Каким временем года? _______________________________________________

6. Каким музыкальным инструментом? ___________________________________

7. Каким литературным жанром вы могли бы быть?  ________________________

8. Каким природным явлением?  _________________________________________

9. С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить?

_____________________________________________________________________

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево? _________________

11. Какое качество вам больше всего в себе нравится?  _______________________

12. Какое качество в себе вы хотели бы развить?  ____________________________

13. Какое качество в людях вам больше всего нравится? ______________________

14. Какие у вас увлечения?   ______________________________________________

15. Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?  ___________________________

_______________________________________________________________________

  1. Упражнение «Символ уверенности» 

Представьте какой-то предмет, дерево или животное, который вы бы хотели сделать символом своей уверенности. Это может быть что  угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны. Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. Нарисуйте его.  Чем этот символ похож на вас?

  1.  Упражнение «Как я вижу себя в будущем»

  • Что тебе нравится делать сейчас?  Что тебе по-настоящему интересно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Какие занятия наиболее привлекательны? О чём тебе нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать?  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________

  • Какой твой труд принесет пользу людям? Какое твое занятие положительно отмечают другие люди?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.

Интересы – ощущение индивидом важности или пользы чего-либо для себя, направленность на определенный предмет.

  1. Упражнение «Открытое выражение чувств»

! Ваше искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает, а ваш партнер … как минимум просто теряется от неожиданности

Схема «Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ»

1.Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

Когда я вижу, что ты …

Когда это происходит …

Когда я сталкиваюсь с тем, что …

2.Точное называние своего чувства в этой ситуации:

Я чувствую … (раздражение, злость, обиду, недоумение и т.д.)

Я не знаю, как реагировать …

У меня возникает проблема …

3. Название причин этого чувства.

Потому, что…

В связи с тем, что …

Сформулируйте высказывания в терминах открытого выражения чувств

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры:

 - «Извини, но я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь это…»

 - «Когда я слышу твои слова, я просто не знаю, что сказать, потому, что я в полной растерянности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как одна из эффективных форм работы с детьми подросткового возраста.

Игра – это превосходный способ заставить учащихся активно работать на уроке  и во внеурочное время.  Это идеальная возможность расслабиться после трудного  рабочего дня. Разве можно при...

Эффективность использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Статья об эффективности использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА работы с детьми подросткового возраста "Все грани успеха"

Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми подросткового возраста с интеллектуальными нарушениями, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через от...

Ассоциация-техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста

Данная разработка помогает легко и интересно сформировать представления детей о временах года и месяцах, содействовать повышению их общего интеллектуального уровня....

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами».

Доклад:«Эффективные стратегии, методики коррекционной работы с детьми школьного возраста с кохлеарными имплантами»....

Консультация для педагогов «Эффективные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФОП дошкольного образования»

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Одна из основных задач в дошкольном учрежден...