Ассоциация-техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по психологии

Анна Валерьевна Никитина

Данная разработка помогает легко и интересно сформировать представления детей о временах года и месяцах, содействовать повышению их общего интеллектуального уровня.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ассоциация-техника, как эффективное средство работы с детьми старшего дошкольного возраста

Никитина Анна Валерьевна, педагог-психолог

МДОУ №2 «Солнышко» Ярославского муниципального района

Часто педагоги в профессиональной деятельности, при подготовке ребенка старшего дошкольного возраста к посещению школьного образовательного учреждения, сталкиваются с тем, что воспитанник не достаточно владеет необходимыми знаниями об окружающем мире.

Известно, что в ряде психологических методик авторов Е.А.Стребелевой, Л.С.Выготского, Л.И.Божович, др., используемых для диагностики готовности ребенка к школе и усвоению новых знаний, интеллекта, мотивационной и эмоциональной сфер, имеется стандартизированный блок вопросов, направленный на осведомленность о временах года и месяцах.

В целях решения возникшей проблемы, автором описывается собственная методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста с целью формирования и развития у них временных представлений: понимания и ориентации в месяцах и временах года, на основе ассоциативного заучивания.

Психологи под термином «Ассоциация» понимают закономерно возникшую связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями «A» и «B» возникновение в сознании человека явления «A» закономерным образом влечёт появление в сознании явления «B».

Методика в течение прошлого года апробирована на  воспитанниках подготовительной группы детского сада. В тестировании на усвоение материала приняли участие, в том числе, дети с задержкой психического развития и двуязычные дети. Воспитанники, с которыми работал специалист, показали положительную динамику запоминания полученного материала. Использование методики доступно и для воспитанников старшей группы, а также, для обучающихся начальных классов средней общеобразовательной школы.

У старших дошкольников активно продолжает развиваться воображение, поэтому необходимо использовать обучающие материалы, ориентированные на содействие проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

Дети старшего дошкольного возраста, как правило, имеют желание познавать окружающий мир и немалый уровень знаний о предметах и явлениях. Тем не менее, незнакомые слова, или выражения, которым они не придают особого значения, достаточно трудно запоминаются. К такой теме  обычно относятся названия месяцев года. Допустив ошибки в их последовательности, испытав при этом определенные внутренние эмоции, ребенок впоследствии будет ошибаться на том же месте вновь. Для решения этой проблемы предлагается технология применения ассоциаций по разделению месяцев с привязкой их к соответствующим временам года.

Работу желательно проводить в индивидуальном порядке с каждым ребенком, учитывая индивидуальные особенности восприятия.

1 этап работы. Изучаем времена года:

Времена года с ребенком заучиваются по иллюстрациям (прим. - стимульный материал в методических пособиях, дидактические игры, собственные представления о явлениях природы и наблюдения). Подключается зрительное восприятие и эмоционально значимые события для конкретного человека. Например:

  1. Зима – время, когда празднуют новый год, когда приходит Дед мороз и дарит подарки. Все вокруг покрывается снегом.
  2. Весна – «нарядная», красивая, в это время года деревья одеваются в листочки, снег тает и на улице становится теплее.
  3. Лето – самое жаркое время года, люди отдыхают и загорают.
  4. Осень – время года, когда дети идут в школу, падают листья (листопад), идут дожди и природа готовится к холодам.

Обучающемуся показываются карточки с изображением времен года. А, ребенок должен назвать, где какое время года представлено, обосную ответ. Подключается припоминание, которое впоследствии из кратковременной переходит в долговременную память. На такой вид работы отводится 30 минут – 1 занятие. Для детей с ОВЗ, работа может производиться в течение нескольких занятий по 10-15 минут.

2 этап работы. Запоминаем месяцы года:

Работа строится на том, что информация проходит путь от кратковременного запоминания (материал на конкретном занятии), через ассоциативную память и переходит долговременную память. Ассоциативная память - это связь представлений и обстоятельств друг с другом. Понятие тесно связано с эмоциональным интеллектом ​​​​​​​ (способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией).  

После того, как ребенок самостоятельно станет называть времена года, в верной последовательности, приступают ко 2 части занятия, к изучению месяцев. На данном этапе его знакомят с тем, что в каждом времени года существует закономерность распределения месяцев, которых везде по 3.

Так, например, время года «Весна» имеет 3 месяца – март, апрель и май. Опираясь на первые буквы можно выложить слово «М.А.М.». Так ребенок обычно подзывает маму, когда ему что-то нужно получить или сделать. Получается реализация техники своеобразного «навешивания» слов.

Лето, в свою очередь, легко запоминается по мультфильму «Винни-Пух», где одним из героев является ослик Иа. Детям он известен. Так, согласно этой аббревиатуре получается следующая последовательность «июнь, июль (2 месяца года, которые начинаются на букву «И»), август».

Осень же, время, когда выпускники МДОУ идут в школу. Многим этот праздник известен, как «День знаний». Исходя из аббревиатур месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь) получается - «С.О.Н.». Осень - пасмурное время года, когда многим хочется спать. Следовательно, эти месяцы тоже легко запоминаются.

Зима запоминается сложнее, но здесь существует закономерность. Дети знают, что в гости приходит Дед мороз. Слово «Дед» начинается на первые 2 буквы «Де», аналогичные первому слогу в слове «Декабрь», обозначающем первый месяц самого холодного времени года. Затем, развивая логику детей, педагог проговаривает с ними: «Кто получает подарки от Деда мороза?», они отвечают «Я» и, это является первой буквой второго месяца года («январь»), который начинается на букву «Я». Февраль ассоциативно запоминается, как месяц, буква «Ф» в котором похожа на своеобразную упаковку с подарком.

Количество занятий, необходимое для работы – 8 (прим. – в отдельных случаях, с целью дополнительного повторения, объяснения, проигрывания ситуации - 10).

На 1-ом занятии педагогом объясняются правила игровой терапии, проговаривается цель будущих встреч, формируется интерес. На 2 и 3 занятиях с ребенком заучиваются времена года. На 4-7 занятии начинается изучение месяцев, по одному занятию на каждое время года. На 8 занятии повторяется весь изученный материал. В обучении применяется песочная терапия, арт-терапия и музыкальное сопровождение (спокойные мелодии), используются методические пособия.

Данная разработка помогает легко и интересно сформировать представления детей о временах года и месяцах, содействовать повышению их общего интеллектуального уровня. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания  (дыхание животом);2.  Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...