Занятие с элементами тренинга «Делу-время»
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс)

Рязапова Елена Викторовна

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно. Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью современного человека, и именно тайм-менеджмент помогает формировать эту компетентность. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym_menedzhement_pri_podgotovki_k_ege.docx260.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тайм-менеджмент учащихся при подготовке к ЕГЭ

Рязапова Елена Викторовна

педагог-психолог МБОУ Афонинская СШ

Время это жизнь. Растратить свое время – значит растратить свою жизнь. Взять свое время под контроль – значит

овладеть своей жизнью и использовать ее наилучшим образом.

Алан Лакейн

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно. Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью современного человека, и именно тайм-менеджмент помогает формировать эту компетентность.

Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы используем его в нашей речи наряду с понятием «организация времени».

Жизнь современного школьника характеризуют, по меньшей мере, три важные проблемы.

1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению.

2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами.

3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадки, или собственная лень.

Между тем эти проблемы можно эффективно решать с помощью тайм-менеджмента. Задача тайм-менеджмента не сводится лишь к обучению приемам планирования и организации деятельности. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы.

Занятие с элементами тренинга «Я и мое время»

Цели:

  • формирование осознанного отношения к использованию времени
  • формирование навыков эффективной подготовке к экзаменам средствами тайм-менеджмента
  • снижение уровня экзаменационной тревожности

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность использования времени
  2. Ознакомить с инструментами планирования и распределения времени
  3. Отработать на практике базовые навыки тайм-менеджмента

        

  1. Разогрев, эмоциональный настрой

Игра «Ассоциации». Участники по кругу передают друг другу небольшой резиновый мячик. Он символизирует ЕГЭ (если есть возможность, на нем можно написать/наклеить эти буквы). Тот, у кого мячик оказывается в руках, должен сделать с ним то, что ему хочется в данный момент (отбросить, ударить, оттолкнуть, сжать, прижать к себе).

  1. Мотивация

Упражнение «Моя ответственность на экзамене»

Успех на экзамене: от кого он зависит? (подумайте и запишите свой ответ в таблице)

От меня

От учителя

От родителей

От случая

На сколько

процентов?

Что именно зависит?

Ответьте на вопрос: Что ты можешь сделать для того, чтобы процент успеха, который зависит от тебя самого, стал больше? (Здесь необходимо перейти к организации времени)

  1. Введение в тему

Правильно, ребята! Все что вы перечислили очень важно для успешной подготовки и сдачи ЕГЭ. Кроме того, вы можете повысить свой процент успеха на экзамене, если научитесь эффективно управлять своим временем.

  1. Информирование

Тайм-менеджмент – это эффективное планирование рабочего и личного времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного. Основная задача тайм-менеджмента — больше успевать в единицу времени и эффективно расходовать собственные ресурсы.

Организация тайм-менеджмента при подготовке к ЕГЭ необходима:

  • для учета и систематизации получаемого объема новой информации;
  • для рационального планирования своих дел;
  • для управления временем подготовки к ЕГЭ в течение года; в течение дня; во время экзамена.

Рациональное управление временем приближает к намеченной цели –  успешной сдаче ЕГЭ, поступлению в вуз по выбранной специальности и повышению уверенности в себе.

Если вы постоянно находитесь в режиме цейтнота и аврала, решаете одновременно несколько задач, если не находите времени для личных дел, своих увлечений, занятий собой и своим здоровьем, не успеваете отдохнуть – это приводит к стрессу.

  1. Диагностика

Упражнение «Чувство времени»

Надо уметь контролировать время, отведённое на работу и отдых, мысленно научиться давать себе «звонки» (ведущий звонит в колокольчик, привлекая внимание участников, и незаметно включает секундомер). Это поможет выработать у себя чувство времени. Человек, обладающий таким чувством, всегда знает, который час, всегда рассчитывает своё время и потому всё успевает, никуда не опаздывает.

А есть ли у вас чувство времени? Как оно развито?

Конечно, чувство времени есть у каждого человека, только у одних оно работает с точностью до минуты, а у других разлажено – плюс-минус полчаса (ведущий второй раз звонит в колокольчик и останавливает секундомер).

А теперь, не обсуждая вслух, запишите сколько времени прошло с момента первого звонка до второго? Только не пытайтесь просчитать, прикинуть, а оцените своё ощущение времени.

И вот реальный результат (ведущий озвучивает показания секундомера).

Обсуждение: какое значение имеет чувство времени для человека.

  1. Проигрывание

Организации рабочего места

Расшифруйте правила достижения организованности и порядка на рабочем месте.

  1. Будьте аккуратны. Так вы сможете          
  2. Храните  в одном месте вещи, которые должны находиться рядом. Это поможет                                                                         
  3. Регулярно проводите уборку. Вы запомните          
  4. Приведите  в  порядок  свой  стол  в  конце  рабочего  дня.  Это  будет свидетельствовать том, что                                               
  5. Всегда держите под рукой запас канцелярских принадлежностей. Это избавит вас от          
  6. Всегда держите под рукой ежедневник. Это поможет          

Жестко-гибкое планирование

В процессе планирования выделяют следующие виды задач:

  • «жесткие» задачи (привязаны к конкретному моменту времени);
  • «гибкие» задачи (не привязаны к жесткому времени, не имеют конкретного момента времени для их решения);

В процессе жестко-гибкого планирования необходимо придерживаться следующих этапов:

  1. Составить список жестких задач, отметив те задачи, для которых известно точное время: заложить резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
  2. Составить список гибких задач, выделив ярким цветом приоритетные.
  3. «Бюджетировать» время на крупные приоритетные гибкие задачи; указать рядом с задачей примерное количество времени, необходимое для ее решения.
  4. В ходе дня вычеркивать выполненные задачи. Переносить невыполненные задачи на следующий день.

Составьте собственный список дел согласно жестко-гибкому планированию, отразив дела, связанные с вашей самоподготовкой к ЕГЭ.

Жесткие задачи

Список гибких задач

8:00

9:00

10:00

11:00

12:00

13:00

14:00

15:00

16:00

17:00

18:00

19:00

20:00

21:00

Технология результато-ориентированного планирования

В процессе результато-ориентированного планирования необходимо придерживаться следующих этапов:

  1. Составить таблицу ежедневных задач, не привязанных к строго определенному времени.
  2. Использовать различные цвета для обозначения важности задач, не привязанных к строго определенному времени.
  3. Обращаться к плану в течение дня; выполненные задачи помечать «+», невыполненные задачи помечать «-».

Составьте согласно технологии результато-ориентированного планирования список ежедневных задач с отметками о выполнении дела. В списке ежедневных задач особо отметьте пункты, связанные с вашей самоподготовкой к ЕГЭ.

Что делать?

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

Матрица Эйзенхауэра

Одним из основных методов расстановки приоритетов является матрица Эйзенхауэра. Согласно матрице Эйзенхауэра все дела по важности и срочности можно разделить на четыре категории:

Дела А — важные и срочные (неотложные дела, критические ситуации).

Дела В — важные и несрочные (планирование долгосрочных целей).

Дела С — не важные, но срочные (рутинные дела).

Дела D — не важные и несрочные («поглотители» времени: интернет, телевизор).

Распределите дела из списка с помощью матрицы Эйзенхауэра по типам задач в зависимости от важности и срочности.

  1. Разобраться на рабочем столе.
  2. Поиграть с другом в компьютерную игру.
  3. Написать реферат, который необходимо сдать до конца следующего месяца.
  4. Встретиться с друзьями, сходить в интернет-кафе.
  5. Сходить на курсы по математике в университет.
  6. Навести порядок в комнате.
  7. Начать заниматься на курсах иностранного языка для подготовки к поступлению в вуз.

Если бы вам пришлось поместить каждое из дел прошлой недели в один из Квадрантов Матрицы управления временем, на какой из них пришлась бы большая часть имевшегося в вашем распоряжении времени? Составьте идеальный, на ваш взгляд, вариант Матрицы управления временем по теме: «Подготовке к ЕГЭ по русскому языку».

Срочные дела

Несрочные дела

Важные дела

А.

В.

Не важные дела

С.

D.

Принцип Муравья

Принцип Муравья позволяет поэтапно достичь поставленной цели благодаря:

  • разделению плана по достижению цели на несколько задач;
  • решению каждой поставленной задачи;
  • осознанию важности преодоления трудностей при решении задач;
  • осознанию необходимости выполнять задачи в запланированные сроки.

Согласно принципу Муравья разделите задачу или план по достижению цели на «кусочки». Это будут, временные отрезки, по завершении каждого из которых вы имеете определенный результат, который является слагаемым или частью цели.

1. Разделите план по достижению цели на несколько задач

ПЛАН

Задачи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

2. Решайте каждую задачу, преодолевайте трудности

Трудности

Пути их преодоления

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

3. Выполняйте намеченное в запланированные сроки

Дата

Отметка о выполнении задачи

Ценность планирования с помощью принципа Муравья:

  1. Рефлексия

Сегодня мы с вами познакомились с таким понятием как тайм – менеджмент и опробовали различные техники организации своего времени.

Скажите, показалось ли вам наше занятие полезным? Какие техники тайм-менеджмента вам показались наиболее эффективными, какие вы бы хотели в дальнейшем использовать для подготовки к экзаменам и для решения других жизненных задач? Для ответа можно использовать следующие формулировки: «Сегодня я…» , «Для меня стало…», «Теперь я…», « Я удивлен тем, что…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия с элементами тренинга для педагогов

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  как отраж...

Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...

Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"

Цели данного занятия-это  выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может  быть поле...

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Занятие с элементами тренинга «Мир глазами агрессивного человека»

Цель занятия: Обучение подростков навыков распознавания и контроля деструктивного поведения....

Учебное занятие с элементами тренинга по теме «Основные аспекты ВИЧ. Пути передачи. Способы защиты.»

Цель занятия: 1. Рассмотреть основные аспекты ВИЧ;2. Развитие навыков здорового образа жизни;3.Воспитывать чувство ответственности за свое поведение в потенциально опасных ситуациях.Задачи занятия:1. ...

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменационной тревожности"

Занятие с элементами тренинга "Профилактика экзаменнационной тревожности" проводится с целью с снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширени...