РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»
рабочая программа по психологии (6 класс)

Горбачева Елена Геннадиевна

Курс «Жизненные навыки»  изучается на уровне основного общего образования в качестве обяза­тельного предмета внеурочной деятельности.

Программа «Жизненные навыки» выбрана не случайно. Под жизненными навыками мы понимаем набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. В центре внимания находятся основные жизненные проблемы младших подростков: разрешение конфликтных ситуаций, общение, обхождение с чувствами, проблемы взросления, самопознания, толерантности.

Ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Поэтому в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка, его ориентация на внутреннее, личностно-обусловленное понимание себя.

Новизной программы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании знаний, но также использование этой логике как основы для выбора тем и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhn_6_abv_klassy_20-21.docx42.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

(ГАОУ МО «ДОЛГОПРУДНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО   классных руководителей

       от __________ № __

          СОГЛАСОВАНО

     Зам. директора по УВР

      __________________

         Ю.А.Нестеренко

     «___»___________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии _________________

Цепляева К.В.

           «___»_____ 2020 г.

РАБОЧАЯ

 ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»

6 А,Б,В классы

Составители: Цай Елена Юрьевна,

педагог-психолог высшей категории;

Горбачёва Елена Геннадиевна,

педагог-психолог

2020 год

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО, утверждённым Приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года № 413 (с изменениями и дополнениями), на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, Основной образовательной программы ООО ГАОУ МО «Долгопрудненской гимназии»,  авторской программы «Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками в 5-6 классе» под редакцией С.В. Кривцовой, издательство: «М: ГЕНЕЗИС» год 2018. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам.

Количество часов – 1 час в неделю.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Жизненные навыки»  изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета внеурочной деятельности.

Программа «Жизненные навыки» выбрана не случайно. Под жизненными навыками мы понимаем набор умений, который характеризует компетентное социальное поведение человека определенного возраста. В центре внимания находятся основные жизненные проблемы младших подростков: разрешение конфликтных ситуаций, общение, обхождение с чувствами, проблемы взросления, самопознания, толерантности.

Ребёнок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. Поэтому в основе программы лежит уважение к субъективному миру чувств и потребностей ребёнка, его ориентация на внутреннее, личностно-обусловленное понимание себя.

Новизной программы является не только систематическое следование логике эмоций в содержании знаний, но также использование этой логике как основы для выбора тем и навыков.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:

В результате изучения курса «Жизненные навыки» в 6 классе обучающиеся научатся:

- выражать симпатию;

- брать на себя ответственность;

- следовать правилам;

- принимать комплименты;

- говорить о себе перед группой;

- осознавать, что мне нравиться, а что – не нравится;

- распознавать собственные чувства и чувства других;

- выражать чувства;

- сказать о своих чувствах другим;

- осознавать своё тело;

- осознавать границы своего и чужого пространства;

- доводить работу до конца;

- вступать в обсуждения;

- презентовать сою работу группе;

- осознавать свои предпочтения;

- проявлять инициативу;

- отстаивать свои интересы;

- слушать;

- присоединяться к группе;

- справляться со смущением;

- проигрывать;

- признавать свои ошибки;

- предлагать помощь;

- проявлять толерантность;

- находить в себе уникальные качества;

- распознавать стереотипы и предрассудки.

К концу обучения в 6 классе обучающиеся получат возможность научиться:

- самоанализу и самоконтролю на эмоциональном уровне;

- терпимо и адекватно относиться к чувствам других;

- взаимопомощи и взаимоподдержки;

- отстаивать свои границы и уважать чужие;

- групповой работе;

- выражать и отстаивать свою точку зрения;

- умению преподнести себя обществу;

- уважению к другим, толерантности;

- удерживать противоречия.

Личностные:

  • Выразить свои чувства другому.
  • Осознать свои чувства.
  • Поддерживать себя.
  • Определять, что мне нравится, и что не нравится.
  • Извиняться.
  • Справляться со своими эмоциями.
  • Благодарить.
  • Занять свое свободное время.
  • Проявить заботу о другом.
  • Предложить кому-либо помощь.
  • Умение обратиться за помощью.
  • Адекватно оценивать себя.
  • Эмпатии.
  • Говорить о себе.

Метапредметные:

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Слушать.
  • Задавать вопросы.
  • Следовать инструкциям.
  • Доводить задание до конца.
  • Дискутировать.
  • Строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД:

  • Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя.
  • Учиться исследовать свои качества и свои особенности.
  • Учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя.
  • Учиться наблюдать.
  • Моделировать ситуацию с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  • Говорить и принимать комплименты.
  • Не отвлекаться.
  • Закончить и начать разговор.
  • Делиться.
  • Доверительно и открыто говорить о своих чувствах.
  • Учиться работать в паре и в группе.
  • Выполнять различные роли.
  • Слушать и понимать речь других ребят.
  • Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
  • Конструктивно общаться.
  • Договариваться
  • Удерживать противоречия.

Основные формы организации занятий:

  • Тренинговая форма
  • Просмотр мультипликационных отрывков
  • Техника коллажа
  • Работа с текстами с элементами критического мышления
  • Рисование
  • Ролевые игры
  • Дискуссии, обсуждение вопросов, связанных с темой занятия
  • Моделирование образцов поведения
  • Рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов
  • игра
  • Групповые занятия под руководством педагога (обучение в сотрудничестве).
  • Самостоятельная работа.
  • Работа в парах.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, сочинение сказок, стихотворений, инсценирование ситуаций, иллюстрирование материала.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема «Мои друзья» 9 часов.

В этот возрастной период для детей тема первых дружеских отношений становится актуальна. В данной теме мы разбираемся с такими понятиями, как «лучший друг», «дружеские отношения», «треугольник», то есть рассматривает отношения со всех сторон. Также в данной теме касаемся одиночества и при этом находим ресурс одиночества. Отдельные занятия посвящены обиде, отношениям в «треугольнике».

Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.

Тема «Я - взрослый» 7 часов.

Целью данной темы является сопровождение психологического взросления подростка, возрастных изменений, происходящих с ним. Одна из задач – помочь ребятам осознать себя в мире взрослых. Какие-то подростки считают, что взрослый мир – это мир полной и безграничной свободы, другие думаю, что это одни обязательства. Важно найти баланс между этими представлениями, помочь соотнести себя со своим возрастом, справиться со страхом будущего.

Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.

Тема «Наши сильные чувства» 7 часов.

В данной теме впервые сами подростки начинают осознавать необходимость умения обходиться со своими чувствами. Эта тема даёт возможность научиться осознавать свои чувства, выражать их безопасным для себя и окружающих способом, говорить о своих чувствах другому человеку.

Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.

Тема «Кто я?» 10 часов.

Данная тема позволяет детям найти ответ на вопросы, которые их очень волнует в этот возрастной период, также позволяет осознать себя и свои способности. То есть здесь ребёнок сможет получить качественные инструменты самопознания, которые позволят сформировать картину его внутреннего мира – абсолютно уникального, ценного, к которому можно обращаться в сложные моменты жизни, так как человек может ценить себя, только зная, какой он. Большое внимание уделяется обратной связи. С одной стороны, мы учимся давать обратную связь – точную и такую, чтобы не обижать другого человека. С другой – получаем опыт обхождения с обратной связью, которую слышим в свой адрес, понимаем, что не стоит все принимать на веру сразу, важно соотносить с собой. Со своими представлениями, искать в обратной связи ресурс.

Формы деятельности: игровая, групповая, дискуссия, общение, изобразительная, театральная.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6А класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки изучения

план

факт

Тема «Мои друзья» 9 часов

1

Правила и безопасность. Инструктаж по технике безопасности. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство.

1

01.09

2

Отношения в паре.

1

08.09

3

Понимаем друг друга.

1

15.09

4

Третий – лишний?

1

22.09

5

Дружить – это здорово!

1

29.09

6

Обида.

1

13.10

7

Я один, но я не одинок.

1

20.10

8

Ресурс одиночества.

1

27.10

9

Здорово быть друзьями

1

03.11

Тема «Я – взрослый!» 7 часов

10

Мир взрослых.

1

10.11

11

Ярмарка.

1

24.11

12

Мой взрослый мир.

1

01.12

13

Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых.

1

08.12

14

Я в ответе за своё будущее.

1

15.12

15

Ответственность и принятие решений.

1

22.12

16

Обобщение по теме “Я – взрослый”.

1

29.12

Тема «Наши сильнее чувства» 7 часов

17

Зачем нам чувства.

1

12.01

18

Как я выражаю свои чувства.

1

19.01

19

Способы выражения своих чувств.

1

26.01

20

Ресурсы тревоги.

1

02.02

21

Наши страхи.

1

09.02

22

Печаль.

1

02.03

23

Радость.

1

09.03

Тема «Кто я?»

10 часов

24

Какой бывает характер? Какой я?

1

16.03

25

Я настоящий, я идеальный, я глазами других.

1

23.03

26

Моё имя и мой характер.

1

06.04

27

Я глазами других.

1

13.04

28

Мои ресурсы.

1

20.04

29

Метафоры моего характера.

1

27.04

30

Учимся ценить себя.

1

04.05

31

Деньги во взрослом мире.

1

11.05

32

«Взрослые роли».

Роли взрослого мира.

1

18.05

33

Моё время.

1

25.05

33 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6Б класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки изучения

план

факт

Тема «Мои друзья» 9 часов

1

Правила и безопасность. Инструктаж по технике безопасности. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство.

1

07.09.

2

Отношения в паре.

1

14.09.

3

Понимаем друг друга.

1

21.09.

4

Третий – лишний?

1

28.09.

5

Дружить – это здорово!

1

12.10.

6

Обида.

1

19.10.

7

Я один, но я не одинок.

1

26.10.

8

Ресурс одиночества.

1

02.11.

9

Здорово быть друзьями

1

09.11.

Тема «Я – взрослый!» 7 часов

10

Мир взрослых.

1

23.11.

11

Ярмарка.

1

30.11.

12

Мой взрослый мир.

1

07.12.

13

Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых.

1

14.12.

14

Я в ответе за своё будущее.

1

21.12.

15

Ответственность и принятие решений.

1

28.12.

16

Обобщение по теме “Я – взрослый”.

1

11.01.

Тема «Наши сильнее чувства» 7 часов

17

Зачем нам чувства.

1

18.01.

18

Как я выражаю свои чувства.

1

25.01.

19

Способы выражения своих чувств.

1

01.02.

20

Ресурсы тревоги.

1

08.02.

21

Наши страхи.

1

15.02.

22

Печаль.

1

01.03.

23

Радость.

1

15.03.

Тема «Кто я?»

10 часов

24

Какой бывает характер?

1

22.03.

25

Какой я?

1

05.04.

26

Я настоящий, я идеальный, я глазами других.

1

12.04.

27

Моё имя и мой характер.

1

19.04.

28

Я глазами других.

1

26.04.

29

Мои ресурсы.

1

03.05.

30

Метафоры моего характера.

1

17.05.

31

Учимся ценить себя.

1

24.05.

32

Деньги во взрослом мире. «Взрослые роли».

Роли взрослого мира. Моё время.

1

31.05.

32 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6В класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Сроки изучения

план

факт

Тема «Мои друзья» 9 часов

1

Правила и безопасность. Инструктаж по технике безопасности. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство.

1

04.09

2

Отношения в паре.

1

11.09

3

Понимаем друг друга.

1

18.09

4

Третий – лишний?

1

25.09

5

Дружить – это здорово!

1

02.10

6

Обида.

1

16.10

7

Я один, но я не одинок.

1

23.10

8

Ресурс одиночества.

1

30.10

9

Здорово быть друзьями

1

06.11.

Тема «Я – взрослый!» 7 часов

10

Мир взрослых.

1

13.11.

11

Ярмарка.

1

27.11.

12

Мой взрослый мир.

1

04.12.

13

Моё место в разных мирах: детей, подростков, взрослых.

1

11.12.

14

Я в ответе за своё будущее.

1

18.12.

15

Ответственность и принятие решений.

1

25.12.

16

Обобщение по теме “Я – взрослый”.

1

15.01.

Тема «Наши сильнее чувства» 7 часов

17

Зачем нам чувства.

1

22.01.

18

Как я выражаю свои чувства.

1

29.01.

19

Способы выражения своих чувств.

1

05.02.

20

Ресурсы тревоги.

1

12.02.

21

Наши страхи.

1

26.02.

22

Печаль.

1

05.03.

23

Радость.

1

12.03.

Тема «Кто я?»

10 часов

24

Какой бывает характер?

1

19.03

25

Какой я?

1

26.03

26

Я настоящий, я идеальный, я глазами других.

1

09.04

27

Моё имя и мой характер.

1

16.04

28

Я глазами других.

1

23.04

29

Мои ресурсы.

1

30.04

30

Метафоры моего характера.

1

07.05

31

Учимся ценить себя.

1

14.05

32

Деньги во взрослом мире.

1

21.05

33

«Взрослые роли».

Роли взрослого мира. Моё время.

1

28.05

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) «Мир, в котором мы живем» 5 класс

Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления "Путь к успеху"

Внеурочная программа «Путь к успеху»  социальной направленности призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию комм...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Самоделкин» для 3 класса разработана и адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Кружок «Жизненные навыки»

Курс «Жизненные навыки» изучается на уровне основного общего образования в качестве внеурочной деятельности дополнительного учебного предмета. Программа «Жизненные навыки»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности социального направления Клуб «Найди и реализуй себя»

Курс «Найди и реализуй себя» изучается на уровне среднего общего образования в качестве внеурочной деятельности.Курс «Найди и реализуй себя» обращен к старшим школьни...

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  социального направления  для 6 класса...