Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления для 6 класса
учебно-методический материал (6 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности  социального направления

 для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_i_my_6_klass_2021_g.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Рабочая программа по внеурочной деятельности  социального направления

 

                                                       Пояснительная записка 

Этическая культура рассматривается как образ жизни, ориентирующий подростков на нравственные ценности. Это достигается путём того, что содержание занятий и их методическая инструментовка объединяют в логическую канву знания, чувства и поведение подростков. Педагог воздействует на эмоциональную сферу подростков путём включения в урок психологических экспериментов, тестов, упражнений, педагогических задач, элементов игры, деятельности, творчества. 

Рабочая программа кружка разработана на основе основной образовательной программы ОУ. В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Программа рассчитана на 35 часов учебного времени. На занятие отводится 1 час в неделю.

  Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут

Цель: формирование у школьников этической культуры, т.е. образа жизни, ориентирующего растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений; простых норм нравственности, предполагающих дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому. Занятия   рассчитаны на то, чтобы для учащихся стало естественным и органичным проявление великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми - лживость, предательство, высокомерие, грубость. 

                                                           Задачи: 

  1. Подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь и помочь ему сориентироваться в его настоящей окружающей жизни.
  2. Обогащать эмоциональный мир школьников нравственными переживаниями и чувствами.
  3. Познакомить со знаниями о морали: раскрытие сущности, самооценки, социальной и психологической         целесообразности         моральных         норм         и         формирование положительного к ним отношения.
  4. Формировать представление о воспитанности.
  5. Систематически накапливать и обогащать навыки нравственного поведения учащихся путём организации их практической деятельности.
  6. Развивать навыки организации нравственного самовоспитания школьников.
  7. Формировать у детей умение оценивать своё (и окружающих) поведение с точки зрения принципов нравственности.

 

Общая характеристика курса  ….

Программа   является возможностью формирования значимых нравственных категорий и принципов духовно-нравственного отношения к себе и окружающим (людям, природному миру) в современной жизни. 

Каждое из занятий данного курса направлено на усвоение и присвоение детьми социальных норм и ценностей, что способствует процессу их социализации и социальной адаптации. Данная программа рассчитана на постепенное «расширение и углубление знаний и опыта поведения детей от класса к классу. Оно состоит из четырех разделов (в соответствии со школьными четвертями): первый раздел посвящен этике общения, второй – этикету, третий – этическим нормам отношений с окружающими, четвертый – этике отношений в коллективе. Содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с возрастом учащихся. Основополагающими принципами построения курса являются: научность в сочетании с доступностью; практико - ориентированность, метапредметность и межпредметность. 

В    основе    внеурочного    курса    лежит       системно - деятельностный    подход,    который предполагает: 

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; 
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования; 
  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся; 
  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; 
  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. 

Формы проведения занятий:  

эвристические беседы;  различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу

«Аквариум» и т.д.);  учебные и социальные проекты; уроки-экскурсии; деловые и ролевые игры; практикумы;

различные   викторины и другие конкурсные события; творческие мастерские 

  

                                      Планируемые результаты.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, формирование его ценностного взгляда на окружающий мир, основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

        Личностные результаты:

 - осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

- проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

- стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

- владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

- овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

        - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

  - характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

  - сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

 -  различать культовые сооружения разных религий;

 - формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

  - рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

 - кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие, уважение и др.).

Рефлексивные:

  - оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

  - анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

  - анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).

К концу обучения учащиеся научатся:

  • воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя;
  • сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
  • проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
    известных личностей.
  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
  • Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
  • Работать с историческими источниками и документами.

Содержание

Раздел 1. Введение (2 час)

«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет». Человек и его роль в обществе

Раздел 2. Быть воспитанным – что это значит (9 часов) 

Вежливость как основа воспитанности. Родословная.   Корни. Уважение истории, предков. Точность, обязательность, аккуратность. Уважение. Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Трудолюбие. Правила вежливого человека. Уважение старости

Раздел 3. Этика и этикет (9 часов) 

Этические нормы этикета. Этикет за столом. Дома и в гостях. Поведение в школе. Правила на каждый день. Этикет в жизни человека. Обычай, его плюсы и минусы. Стиль поведения. 

Раздел 4. Этика отношения окружающим (10 часов) 

Жизнь в обществе. Доброта. Уважительное отношение к старости. Печаль и радость. Мама и отношение к близким людям. Благодарность. Благородство. Характер и поступок. Отношение к окружающему миру. 

Раздел 5. Самопознание. Самовоспитание (8 часов) 

Знакомство с собой. Я и окружающие. Внутренний портрет. Сходство и различие наших «Я». Характер. Дружба. Общение. Сам себе воспитатель. Воспитание воли. Имидж.  

Раздел 6. Заключение (1 час)

Мысли, поступки. Достоинство и человек.

 

Требования к уровню подготовки учащихся Знать: 

 -определения нравственных качеств человека; - основные нравственные нормы поведения. Уметь: 

-пользоваться в повседневной жизни полученными знаниями, быть этически грамотными; - анализировать жизненные ситуации с точки зрения морали общества - быть нравственными в словах, поступках, делах.

 

                                                      Литература:

  1. Шевелев В В. Серебро или золото? - М.: Дет. лит., 1981. 
  2. Шемшурина   А.И.   Критерии   нравственного   движения   личности.   //Народное образование.   - 2000
  3. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: ВЛАДОС, 1999. Шемшурина  А.И.  Этические  диалоги  с  учениками  V-VI  классов.  В  помощь  учителю:  В  2-х книгах. - М.: Школа - Пресс, 1998.  
  4. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками седьмых классов. В помощь учителю. - М.: Школа - Пресс, 1999.  
  5. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 6 классе. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.  
  6. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 6 классе. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.  
  7. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М.: Педагогика, 1990..
  8. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. -М.: Наука, 1968. 
  9. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: ОЦ

Педагогический поиск, 1998.  

  1. Щуркова         Н.Е.         Диагностика         воспитанности:         педагогические         методики.         М.: Педагогическое общество России, 1997.
  2. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1998.  
  3. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

Щуркова Н.Е.   Школьной жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2000.  

 

                               Календарно – тематическое планирование     6  класс

 

 

Тема раздела 

Кол-во

Сроки проведения

часов 

по плану

фактич

1 

«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет» 

1 

 

2.

Человек и его роль в обществе

1

 

3 

 Человек –творец и носитель культуры.

1 

 

4 

Основные возрастные ступени жизни человека.

1 

 

5 

  Возраст человека и социальные отношения.1 октября-День пожилых людей.

1 

 

6 

Сходство и различие наших «Я». Я в общении

1 

 

7 

Уважай человека 

1 

 

8 

Внешняя и внутренняя воспитанность человека. 

1 

 

9 

Трудолюбие.  В труде - красота человека.

1

 

10

  Труженики моего села.

1

 

11

  В жизни всегда есть место подвигу.

1

 

12

Урок мужества, посвященный Всероссийской общественно-государственной инициативе  «Горячее сердце»

1 

 

13

    Законы нравственности-часть культуры общества.

1 

 

14

  Что значит быть рыцарем?

1 

 

15

  Умей быть благодарным.

1 

 

16

  Духовные ценности и литература.

1 

 

17

 Историческая личность. Павел1. Павловский дворец.

1

 

18

  Историческая личность. Петр 1.

1

 

19

  Культурная память поколений.

1

 

20

  Культурное наследие.Памятники культуры.

1

 

21

Человек-мир его культуры.

1 

 

22

  Правила жизни в обществе.

1 

 

23

  Ты живешь среди людей.

1 

 

24

Добротой себя измерь

1 

 

25

Раздели печаль и радость другого

1 

 

26

 Мир семейного очага.

1 

 

27

Народные традиции.

1 

 

28

  Семья-хранитель духовных ценностей.

1 

 

29

Знакомство с собой . Я и окружающие

1 

 

30

Социальные отношения.Отношения со сверстниками

1

31

Завтрашний характер в сегодняшнем поступке

1 

 

32

«В дела ты добрые вложи, все лучшее своей души».  Достоинство и человек

1

 

33

Как я ощущаю окружающий мир?

1 

 

34

Береги всё живое.

1 

 

35

Обобщение пройденных материалов

1 

 

 

 

7

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе

Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность»  предназначена для работы с учащимися 5 классов и является  пропедевтическим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5б класса "Занимательная математика" Направление: общеинтеллектуальное

Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть ...