Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Занимательная грамматика» 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Клемешова Наталья Владимировна

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего подростка, позволяет развивать его личность в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку.

Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель
  • Развитие познавательного интереса к предмету, повышение грамотности и культуры речи пятиклассников.
Задачи
  • Углубить и систематизировать знания по основным разделам грамматики русского языка.
  • Развить орфографическую и пунктуационную зоркость.
  • Научить применять полученные знания в практике письменной и устной речи.
  • Способствовать развитию логического мышления и творческих способностей через грамматические игры и упражнения.
  • Повысить уровень речевой культуры.
 
Содержание
  • Тематическое планирование: Распределение тем курса по занятиям.
  • Формы занятий: Игры, викторины, творческие задания, решение грамматических задач, работа с текстами.
  • Виды деятельности: Познавательная, игровая, творческая.
 
Планируемые результаты

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;

- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

 -потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

 -стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- формулировать проблему; 

- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

- составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- находить главное и второстепенное в потоке информации;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения; 

- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД:

- умеловладеть письменной и устной формой общения;

- слушать и слышать других,

- принимать иную точку зрения;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса

 К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

знать:

- место русского языка в современном мире;

- историю русского языка;

- основные лингвистические термины и понятия;

- происхождение некоторых слов и выражений;

- иметь представление о русском языке как системе;

уметь:

- применять полученные знания на практике;

- вести наблюдения над явлениями языка;

- творчески подходить к изучению русского языка;

- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;

-  пользоваться различными словарями;

- делиться опытом по изучению основных тем русского языка.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принята на заседании  

педагогического совета

протокол № __  от _______20___ г.

Председатель педагогического совета

__________Т.А.Васекина

                                      Утверждена

                      приказом № 1-       от _____    20___ г.

                      Директор школы

                        __________ С.П. Шалыгина

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

направление общекультурное  название «Занимательная грамматика»

5 класс

срок реализации – 1год

на 2022  - 2023 учебный год

Клемешова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

п. Первоавгустовский

2022 г.

I.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;

- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

 -потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

 -стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- формулировать проблему;  

- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

- составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

- находить главное и второстепенное в потоке информации;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения; 

- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД:

- умело владеть письменной и устной формой общения;

- слушать и слышать других,

- принимать иную точку зрения;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию курса

 К концу обучения учащиеся должны иметь представления об основных терминах и понятиях языкознания;

знать:

- место русского языка в современном мире;

- историю русского языка;

- основные лингвистические термины и понятия;

- происхождение некоторых слов и выражений;

- иметь представление о русском языке как системе;

уметь:

- применять полученные знания на практике;

- вести наблюдения над явлениями языка;

- творчески подходить к изучению русского языка;

- разъяснять значения разных слов и правильно употреблять их;

-  пользоваться различными словарями;

- делиться опытом по изучению основных тем русского языка.

II.Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел 1. Организационное занятие (1 час)

Цели и задачи курса «Занимательная грамматика»

Раздел 2.Общие сведения о языке (2 часа)

Язык – важнейшее средство общения. Роль русского языка в современном мире.

Конкурс ораторов «Самый лучший язык в мире».

Раздел 3. История языка (3 часа)

История письменности.

Первоучители словенские. История русского алфавита.

Выставка рисунков «Моя любимая буква»

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия.(5 часов)

Звуки и буквы.

Гласные  и согласные звуки.

Буквы Ь и Ъ.

Орфоэпия. Экскурсия в библиотеку. Орфоэпические словари и книги по фонетике.

Праздник фонетических шарад.

Раздел 5. Морфемика. (5 часов)

Морфема как минимальная значимая часть слов.

Корень слова. Однокоренные слова и формы одного слова. Основа и окончание.  

Суффикс и приставка.

Экскурсия в библиотеку, словообразовательные словари и книги по морфемике.

Олимпиада по морфемике.

Раздел 6. Лексика. (6 часов)

Слово. Лексическое значение слова.

Многозначные и однозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

Фразеология. Экскурсия в библиотеку. Словари по лексике.

Игра «Путешествие по стране Лексике».

Раздел 7. Морфология (7 часов)

Имя существительное - интересная часть речи.

Экскурсия по городу «Найдём имя собственное»

Имя прилагательное - интересная часть речи.

Экскурсия на природу «Роль прилагательных в описании окружающего мира».

Глагол - интересная часть речи.

Составление сказок, загадок, стихов на тему «Глагол».

Олимпиада «Части речи».

Раздел 8. Синтаксис. (5 часов)

Словосочетание, предложение, текст.

Знаки препинания.

Турнир знатоков «Непростое простое предложение».

Составление сказок «Члены предложения»

Экскурсия в компьютерный класс интернет - тестирование «Знаки препинания».

Раздел 9. Заключительное занятие.  (1 час)

Диспут «Русский язык – это интересно».

III.Тематическое планирование

Раздел,

тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Организационное занятие                          (1 час)

Организационное занятие (1 час).

 1

Раздел 2. Общие сведения о языке                             (2 часа)

Язык – важнейшее средство общения. Роль русского языка в современном мире.

1

Конкурс ораторов «Самый лучший язык в мире».

1

Раздел 3.История языка.                                            (3 часа)

История письменности

1

Первоучители словенские. История русского алфавита.

1

Выставка рисунков «Моя любимая буква».

1

Раздел 4. Фонетика и орфоэпия.                          (5 часов)

Звуки и буквы.

1

Гласные  и согласные звуки.

1

Буквы Ь и Ъ.

1

Орфоэпия. Экскурсия в библиотеку. Орфоэпические словари и книги по фонетике.

1

Праздник фонетических шарад.

1

Раздел 5. Морфемика.                                               (5 часов)

Морфема как минимальная значимая часть слов.

1

Корень слова. Однокоренные слова и формы одного слова. Основа и окончание.  

1

Суффикс и приставка.

1

Экскурсия в библиотеку, словообразовательные словари и книги по морфемике.

1

Олимпиада по морфемике.

1

Раздел 6. Лексика.                                                   (6 часов)

Слово. Лексическое значение слова.

1

Многозначные и однозначные слова.

1

Прямое и переносное значение слов.

1

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1

Фразеология. Экскурсия в библиотеку. Словари по лексике.

1

Игра «Путешествие по стране Лексике»

1

Раздел 7. Морфология                                             (7 часов)        

Имя существительное - интересная часть речи.

1

Экскурсия по городу «Найдём имя собственное»

1

Имя прилагательное - интересная часть речи.

1

Экскурсия на природу «Роль прилагательных в описании окружающего мира»

1

Глагол - интересная часть речи.

1

Составление сказок, загадок, стихов на тему «Глагол».

1

Олимпиада «Части речи»

1

Раздел 8. Синтаксис.                                                 (5 часов)

Словосочетание, предложение, текст.

1

Знаки препинания.

1

Турнир знатоков «Непростое простое предложение».

1

Составление сказок «Члены предложения»

1

Экскурсия в компьютерный класс: интернет - тестирование «Знаки препинания».

1

Заключительное занятие

 Диспут «Русский язык – это интересно».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Грамматика - это интересно» составлена для обучающихся 6 класса.

Курс предусматривает углубленное изучение тем по грамматике образовательного стандарта, а также способствует формированию у учащихся умений и навыков выполнять грамматические упражнения разных уровней...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы английской грамматики» для 10-11 классов

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по англ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Увлекательная грамматика» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Курс практической грамотности. Трудности русского языка» 10класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс практической грамотности.Трудности русского языка" разработана  в  соответствии с  требованиями ФГОС среднего (полного) общ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Занимательный русский язык» 7класс

Программа учебного курса «Занимательный русский язык» является закономерным продолжением урока русского языка, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Занимательный синтаксис» 8класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 8класса и рассчитана на 34 часа (20...