Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»
календарно-тематическое планирование (7 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_publichnogo_vystupleniya.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»

Утверждаю:

директор гимназии

Макарова О.И.

Приказ № 127/1-о

от 31 августа 2018 г.

Согласовано

с педагогическим советом

протокол №1

от 30 августа 2018 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

для учащихся 6-8 классов

(12-14 лет)

по социальному направлению

 «Секреты публичного выступления»

Составил:

Гончаров Д.П.,

учитель истории и обществознания

Обсуждено

на методическом объединении учителей

гуманитарно-эстетического цикла;

Протокол №1

от 29 августа 2018 г.

Согласовано

с экспертно-аналитическим

советом

протокол №1

от 29 августа 2018 г.

Новокузнецкий городской округ, 2018 год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) на основе:

  • Методических рекомендаций по разработке программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС ООО (утверждены Протоколом заседания кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО от 12 августа 2013 года №1);
  •  Основной образовательной программы основного общего образования МБНОУ «Гимназия №17» с учетом примерной ООП ООО;
  •  Положения об организации деятельности по составлению, согласованию и утверждению рабочих программ курсов внеурочной деятельности в МБНОУ «Гимназия №17» (утверждено Приказом директора МБНОУ «Гимназия №17» от 31.08.2016 года № 145/1-о).

Курс внеурочной деятельности «Секреты публичного выступления» относится к социальному направлению.

Курс внеурочной деятельности «Секреты публичного выступления» приобретает особую актуальность Умение охарактеризовать проблему, отстоять свою точку зрения, правильно поставить вопрос - все это неотъемлемая часть образовательного процесса,

       Курс "Специфика публичного выступления" построен на следующих принципах:

возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей

научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области риторики, психологии и социологии;

практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные умением охарактеризовать проблему, отстоять свою точку зрения и т.д.;

            В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный и практический характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также дискуссионные формы. В программе ребёнку предлагается множество интересных видеофрагментов, документальных фильмов.  В них ребенок не только учится сам, но и учит других своих друзей, родителей. Школьники в фильмах узнают о том, насколько разнообразными могут быть ситуации, где ораторское искусство позволяет выйти победителем из тех или иных ситуаций.

Цель:  поэтапное постижение тайн речевого мастерства, понимание устной и письменной речи, Ребенок должен научиться слушать речь окружающих его людей, оценивать, делать выводы, лишь тогда он найдет себя в речи.

Задачи:

  • Овладение риторическими понятиями для формирования соответствующих коммуникативных задач
  • Обучение эффективному общению, умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную, перед публикой
  • Развитие умений строить своё высказывание в соответствии с речевой ситуации, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением
  • Обучение умению анализировать и оценивать общение: степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком
  • Формирование творческого аспекта личности школьника

               Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.

1. Личностные результаты:

  • формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
  • умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;
  • знание национальных героев и важнейших событий истории России.

2. Регулятивные УУД:

  • планирования и регуляции своей деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  • умение делать выводы и определенные умозаключения;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

3. Коммуникативные УУД:

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • инициировать учебное взаимодействие с разновозрастными группами и людьми (вступать в диалог, задавать вопросы, проводить социологический опрос)
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • умение высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • умение решать проблемы и организовать учебное сотрудничество.

4. Познавательные УУД:

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 
  • добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами;
  • ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость новых знаний;
  • делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, находить необходимые информационные ресурсы;
  • сопоставлять, анализировать и структурировать информацию, полученную из различных источников;
  • перерабатывать информацию (анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать);
  • критически и творчески мыслить, аргументировать свою точку зрения;
  • видеть, формулировать и решать проблему;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • владение устной контекстной речью.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Содержание раздела

Цели изучения данного раздела

Формы организации, виды

Ведение. Наука о диалоге

Что такое ораторское искусство и для чего оно необходимо.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- способность оценивать свою работу и работу других учащихся;
- умение анализировать и критически перерабатывать найденную информацию;
- умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- умение делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- умение делать выводы и определенные умозаключения;

Регулятивные УУД:

- умение запланировано работать

- умение согласовывать свою деятельность с педагогом

Коммуникативные УУД:

- умение работать в группе

- способность к совместной с учителем деятельности

Личностные:

-ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры

Есть формула и она работает

Публика и как с ней работать. Внешний вид. Голос. Тематика. Время и место.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи
  • поиск, отбор и систематизация информации

Регулятивные УУД:

- умение организовывать самостоятельный писк информации

-  умение запланировано работать

Коммуникативные УУД:

- способность к общему с педагогом и другими учащимися сотрудничеству

- навыки публичного успешного выступления

- умения работать индивидуально и в группе

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  • формирование внутренней позиции учащихся
  • формирование потребности в самовыражении и самореализации;

- формирование ответственного отношения к внешнему виду

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, круглый стол, тренинги

Невербальная речь. Теория лжи и физиогномика

«Язык тела». «Язык тела» в работах Алана Пиза и Пола Экмана.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение анализировать полученную информацию

- умение критически мыслить, проверять полученную информацию

- способность к сравнению по аналогии, классификации, выделению главного

Регулятивные УУД:

  • умение создавать и формулировать новые задачи;
  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов

Коммуникативные УУД:

- Способность к групповому сотрудничеству

- умение использовать язык жестов при межличностном общении

- Навыки публичного выступления

- Умение лучше понимать собеседника

Личностные результаты:

  • формирование умения работать в группе при выполнении задания;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения

Сцена как объект деятельности оратора

Что такое сцена и как на ней работать. Цели и задачи работы на сцене. Работа с микрофоном.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- способность оценивать свою работу и работу других учащихся;
- умение анализировать и критически перерабатывать найденную информацию;
- умение перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
- умение делать предварительный отбор источников информации для решения задачи;
- умение делать выводы и определенные умозаключения;

Регулятивные УУД:

-   Способность к саморегуляции

- умение оценивать собственную проделанную работу, находить недочёты и ликвидировать их

-  Умение корректировать свою деятельность в зависимости от изменяющихся условий

Коммуникативные УУД:

- умение правильно формулировать вопросы

- умение правильно отвечать на вопросы

- умение публично выступать

- способность к оценке выступления товарищей

Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения

Особенности письменной и устной речи

Не все что хорошо написано - хорошо звучит. Речь письменная и устная.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение самостоятельно ставить познавательную цель и задачи

- умение классифицировать информацию

- Способность к установлению причинно-следственных связей

Регулятивные УУД:

- умение прогнозировать результаты своей деятельности

- Способность преодолевать возникшие препятствия и трудности

Коммуникативные УУД:

- формирование уважительного отношения к деятельности другого человека

- формирование способности полно и точно формулировать свои мысли

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к русской речи

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения

Борьба с внутренним страхом

Как заставить себя говорить. Форс-мажор при выступлении. Использование страха во благо

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • поиск, отбор и систематизация информации;

Регулятивные УУД:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- умение составлять план действий

- способность корректировать свои действия

Коммуникативные УУД:

- Способность к поддержанию беседы при межличностном общении

Личностные результаты:

- умение вести монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения, толерантности, терпимости к чужому мнению, к противоречивой информации

- Развитие чувства собственного достоинства

- Создание ситуации успеха

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения

Особенности устной речи

Дикция. Выражение. Голос и его составляющие. Речевой аппарат и как это работает. Темп и тембр речи. Цвет голоса. Логика в ударениях и акцентировании.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- способность к созданию гипотез и их проверка

- умение определять логические суждения

- умение моделировать жизненную ситуацию

Регулятивные УУД:

- умение действовать строго в заданных рамках

- умение сверять полученный результат и изначально поставленную цель

- способность к саморегуляции

Коммуникативные УУД:

- Способность к конструктивному познавательному диалогу с учителем

- умение работать в группе, ставить совместные цели, решать возникшие трудности совместно

Личностные результаты:

- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой, и других видов деятельности

- Формирование уважительного отношения к русской Речи, Русскому языку

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения

Этика Речи

Жанры речевого этикета: просьба, прощение, благодарность. Именование. Обращение. Первое знакомство. Разговор через "посредников".

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ;

- ИКТ-компетентность: создание письменных сообщений; поиск и организация хранения информации; анализ информации;

Регулятивные УУД:

  • умение создавать и формулировать новые задачи;
  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Личностные результаты:

- формирование уважительного отношения к имени окружающих людей

- формирование понимания важности живого общения

-  Формирование понимания важности соблюдения этикета в цивилизованном обществе

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения

Жанры публичного выступления

Stand up. КВН. Официальные мероприятия. Капустники. Концерты. Учебные занятия

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- умение осуществлять классификацию жанров публичного выступления

- умение сравнивать различные жанры публичного выступления

Регулятивные:

  •  умение создавать и формулировать новые задачи;
  • анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов

Коммуникативные:

- Навыки ораторского мастерства

- Умение общаться с публикой

- Развитие чувства юмора, как основы общения с другими людьми

Личностные результаты:

- Формирование первичного представление о деятельности в рамках публичного выступления

- Развитие чувства юмора

- формирование уважительного отношения к работе в команде

Основные виды внеурочной деятельности:

групповая и индивидуальная, дискуссии, публичные выступления в жанре Stand Up, КВН, капустников, ролевые игры, дебаты, тренинги, упражнения.

III. Тематическое планирование (6-8 кл.)

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Формы контроля с указанием темы

Введение. Наука о диалоге

7

Вводное занятие

1

«Ораторское искусство – это..»

1

Истории ораторского искусства

1

Выдающиеся ораторы прошлого

1

Выдающиеся современные ораторы

1

Практическое занятие: «что такое ораторское искусство и для чего оно необходимо».

1

Подведение итогов по теме «Введение. Наука о диалоге»

1

Есть формула и она работает

9

  Публика и как с ней работать.

1

Внешний вид

1

Голос

1

Тематика

1

Время и место

1

Практическое занятие: «составляем алгоритм выступления»

1

Практическое занятие «конкурс публичных выступлений на свободную тематику»

1

Подведение итогов конкурса. Рефлексия

1

Подведение итогов по теме «Есть формула и она работает»

1

Невербальная речь. Теория лжи и физиогномика

9

«Язык тела» в работах Алана Пиза

1

«Язык тела» в работах Пола Экмана

1

Основы теории лжи

1

Практическое занятие: «обмани меня, если сможешь»

1

Основы физиогномики

1

Практическое занятие: «учимся определять характер человека по внешним чертам»

1

Как понять, что публике нравится то, что вы говорите

1

Дебаты на тему «Язык тела»

1

Подведение итогов по теме «Невербальная речь. Теория лжи и физиогномики»

1

Сцена как объект деятельности оратора

5

Что такое сцена и как на ней работать. Цели и задачи работы на сцене

1

Правила сцены

1

Практическое занятие: «работа со сцены с микрофоном»

1

Практическое занятие: «работа со сцены без микрофона»

1

Подведение итогов по теме «Сцена как объект деятельности оратора»

1

Особенности письменной и устной речи

5

Письменная речь в рамках публичного выступления

1

Практическое занятие: «работа с планшетами, блокнотами и т.д.»

1

Устная речь – наше орудие

1

Не всё, что хорошо написано – хорошо звучит

1

Подведение итогов по теме «Особенности письменной и устной речи»

1

Борьба с внутренним страхом

7

Как заставить себя говорить.

1

Форс-мажор при выступлении

1

Страх во благо при выступлении

1

Тренинг: «форс-мажор при выступлении»

1

Практическое занятие: «составление памятки перед выступлением»

1

Практическое занятие: «форс-мажорные дебаты»

1

Подведение итогов дебатов. Рефлексия

1

Подведение итогов по теме «Борьба с внутренним страхом»

1

Особенности устной речи

21

Особенности устной речи

1

Речь - как аппарат общения

1

Первое впечатление

1

Дикция

1

Выражение

1

Голос и его составляющие

1

Речевой аппарат и как это работает

1

Тембр речи

1

Темп речи

1

Практическое занятие: упражнения на скорость темпа речи

1

«Цвет голоса»

1

Логика в ударениях и акцентировании

1

Практическое занятие, направленное на развитие дикции

1

Практическое занятие, направленное на развитие силы голоса

1

Тренинг «потерянные голоса»

1

Просмотр роликов с выступлениями выдающихся ораторов

1

Ролевая игра «Великие ораторы»

1

Практическое занятие «дебаты»

1

Подведение итогов дебатов. Рефлексия

1

Проведение упражнения Джеффа

1

Подведение итогов по теме «Особенности устной речи»

1

Этика Речи

18

Жанры речевого этикета:  просьба

1

Практическое занятие «учимся правильно просить»

1

Жанры речевого этикета:  благодарность

1

Практическое занятие «учимся благодарить»

1

Жанры речевого этикета:  прощение

1

Практическое занятие «учимся просить прощения»

1

Именование

1

Обращение

1

Практическое занятие «учимся правильно обращаться»

1

Первое знакомство

1

Практическое занятие «учимся правильно знакомиться»

1

Разговор через «посредников»

1

Круглый стол на тему «общение через современные средства связи»

1

Дебаты по тезису «Живое общение уходит в прошлое»

1

Подведение итогов дебатов. Рефлексия

1

Проведение упражнения Джеффа

1

Дебаты по тезису «Этикет необходим только во взрослой жизни»

1

Подведение итогов по теме «Этика речи»

1

Жанры публичного выступления

24

Stand Up.

1

Просмотр и анализ видеороликов с качественным Stand Uр.

1

Практическое занятие: «Stand Up в стенах гимназии»

1

КВН

1

Просмотр и анализ видеороликов с качественными номерами КВН

1

Практическое занятие: «КВН в стенах гимназии»

1

Капустники

1

Практическое занятие: «Капустник»

1

«Открытый вечер»

1

Практическое занятие: «Открытый вечер»

1

Официальные мероприятия

1

Просмотр и анализ видеороликов с официальных мероприятий

1

Ролевая игра

1

Концерты

1

Просмотр и анализ видеороликов с концертов

1

Практическое занятие: проведение концерта в гимназии

1

Учебное выступление

1

Практическое занятие «учебное выступление»

1

Проведение упражнения Джеффа

1

Проведение итоговых дебатов

1

Подведение итогов дебатов. Рефлексия

1

Подведение итогов по теме «Жанры публичного выступления»

1

Заключительное занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орфография» 7 - 8 классы

Рабочая программа  курса внеурочной  деятельности «Орфография» соответствует федеральному  государственному  образовательному  стандарту  основного...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 11 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Баскетбол» для 6 классов

Направленность программы:Учебная программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.Воспитывающий характер про...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Орловское казачество" 6 класс...