Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Занимательный синтаксис» 8класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Клемешова Наталья Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательный синтаксис» предназначена для обучающихся 8класса и рассчитана на 34 часа (2024-2025 уч.г.). Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых и учебно-методических документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 №1897

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1.     владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2.     применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

3.     коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Познавательные УУД

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);

использовать речь для регуляции своего действия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРВОАВГУСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ДМИТРИЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принята на заседании  

педагогического совета

протокол № _1_  от 30.08. 2024 г.

Председатель педагогического совета

__________Т.А.Васекина

                                      Утверждена

                      приказом № 1-       от 02.09. 2024 г.

                      Директор школы

                       

                       __________ С.А. Шемякова

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

направление общекультурное  название «Занимательный синтаксис»

8 класс

срок реализации – 1год

на 2024  - 2025 учебный год

Клемешова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

п. Первоавгустовский

2024 г.

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
  2. коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • освоение базовых основ лингвистики;
  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Познавательные УУД

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка.

Регулятивные УУД

  • волевая саморегуляция;
  • оценка;
  • коррекция.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

II.Содержание курса внеурочной деятельности

Раздел I. О словах и их сочетаниях (4 ч)

Введение.  

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. От интонации меняется смысл предложения.

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания. Условия превращения словосочетаний в слова. Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний. Объединение слов в словосочетание.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием – олицетворение.

Раздел II. Основные виды подчинения (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Определительные отношения.

Управление.

Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания.

Раздел III. Простое предложение (17 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Предмет речи в предложении. Роль подлежащего и сказуемого. Предикативные отношения.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Односоставные предложения.

Группы односоставных предложений. Синонимия односоставных предложений.

Неполные предложения.

Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений. Отличие полных предложений от неполных. Использование неполных предложений в речи.

Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах. Понятие градация, умение располагать однородные члены в порядке градации.

Слова, не являющиеся членами предложениями.

Вводные конструкции (вводные слова, предложения).

Обращение. Функции обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложениях. Социальная значимость обращений. Звательная форма.

Раздел IV. Пунктуация (7 ч)

Трудные вопросы пунктуации. Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность, особые речевые ситуации.

Раздел V. Обобщение (1 ч)

Обобщение знаний по курсу «Занимательный синтаксис».

III.Тематическое планирование

Раздел,

тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. О словах и их сочетаниях.                  (4 часа)

Введение.  

1

Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

1

  1. 4

Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

2

Раздел 2.   Основные виды подчинения        (5 часов)

5,6

Основные виды подчинения

2

7.

Согласование

1

8

Управление

1

9

Примыкание

1

Раздел 3. Простое предложение                                 (17 часов)

10,11

Типы предложений.

2

12-14

Главные члены предложения.

3

15-17

Второстепенные члены предложения.

3

18-20

Обособленные второстепенные члены предложения.

3

21,22

Односоставные предложения.

2

23

Неполные предложения.

1

24,25

Однородные члены предложения.

2

26

Слова, не являющиеся членами предложениями.

1

Раздел 4. Пунктуация                                                  (7часа)

27,28

Пунктуация

2

29, 30

Трудные вопросы пунктуации

2

31-33

Группы знаков препинания по их функции.  

3

Раздел 5.  Обобщение                                                              (1час)

34

Обобщение. Защита творческих проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса

Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Занимательная грамматика» 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»  для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Увлекательная грамматика» 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Условия успешной коммуникации» 8 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Условия успешной коммуникации» разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Данная программа определя...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Курс практической грамотности. Трудности русского языка» 10класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Курс практической грамотности.Трудности русского языка" разработана  в  соответствии с  требованиями ФГОС среднего (полного) общ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Родной (русский) язык» 7класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название "Родной (русский )язык  7 класс  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление общекультурное название «Занимательный русский язык» 7класс

Программа учебного курса «Занимательный русский язык» является закономерным продолжением урока русского языка, его дополнением. Программа составлена в соответствии с требованиями Федеральн...