Выступление на совещании директоров «Использование сенсорной комнаты в групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с уо (ин). Проведение ознакомительного занятия»
материал по психологии

Соловьева Надежда Александровна

Выступление на областном совещании директоров «Использование сенсорной комнаты в  групповой  и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с уо (ин). Проведение  ознакомительного занятия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sens.komnaty._zanyatie.doc52.83 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на областном совещании директоров

«Использование сенсорной комнаты в  групповой  и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с уо (ин). Проведение  ознакомительного занятия»

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

В процессе занятий дети расширяют свой жизненный опыт, обогащают чувственный мир, пробуждают познавательную активность. Этому способствует психологически безопасная среда, которая позволяет детям ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Занятия в сенсорной комнате призваны развивать эмоционально-волевую сферу детей: снимать психоэмоциональное напряжение, развивать саморегуляцию и самоконтроль, уметь расслабляться, освобождаться от напряжения, формировать представление о положительных и отрицательных эмоциях, уверенность в себе.

Развивается коммуникативная сфера: желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку, формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков, преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Идет развитие высших психических функций: формируется произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость, развивается память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности, координации, в том числе зрительно-моторные.

Методы работы в сенсорной комнате самые разнообразные. Это ролевые игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, внимания, мышления, дыхательные и релаксационные упражнения, сказкотерапия, драматизация, музыкотерапия со звуками природы и животных, конструирование.

Структура занятий предусматривает ритуал приветствия, игровое задание на развитие психических процессов, релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение, ритуал окончания занятия (рефлексия).

Упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Если целью занятия является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то оно начинается с активного блока и постепенно переходит к упражнениям на релаксацию, расслабление, например в сухом бассейне с шариками (снимаем мышечное напряжение).

Все действия происходят под спокойную музыку, звуки природы или пение птиц. Это создает в сенсорной комнате особую атмосферу, обладающую целительными свойствами.

Работа в сенсорной комнате проходит в соответствии с программой коррекционно-развивающих занятий «Волшебный мир сенсорной комнаты» для обучающихся 1-4 классов. Продолжительность занятия 20 мин.

Занятие

 с обучающимися 3 класса (ознакомительное)

1. Приветствие

Здравствуйте, ребята!

Собрались мы все вокруг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Ну-ка за руки возьмитесь

и друг другу улыбнитесь.

Упражнение «Я рад!»

2. Разминка

Упражнение «Весна»

3. Основная часть

3.1. Упражнение: «Четыре стихии»

Ведущий объясняет, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

3.2. Упражнения в сухом бассейне (победитель)

Упражнение «Погружение»

Постепенное погружение тела в шарики. Лежа на спине погружаются поочередно правая рука, левая рука, ноги, полное погружение, «плескание в воде», «закопаться в шарики».

3.3 Упражнение «Найди предмет»

В бассейне прячется несколько предметов,  которые, «роясь» в шариках ребенок находит. В работе с тревожными детьми и детьми со страхами, можно прятать предметы, вызывающие у него ассоциации с тревожными для него ситуациями для дальнейшей работы с проблемой (визуализации страхов через рисунок, проработка эмоций и чувств).

3.4. Упражнение «Выбиваем пыль» 

(снятие эмоционального напряжения).

Детям предлагается выбить пыль из подушек, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно с громким криком: «Злость, обида уходи!!!».

4. Релаксация

(Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония». Дети ложатся на мягкое напольное покрытие, музыкальную подушку, кресло.)

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, (2раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают…

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена

И расслабленна…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

5. Заключение. 

Упражнение «Сухой душ»

Цель: создание и сохранение позитивной установки.

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Надо душ сухой принять.

Детям предлагается пройти через «сухой душ». «Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.  Заряд хорошего настроения сохранится в вас надолго»

.

Рефлексия.  Ритуал прощания

Упражнение «Благодарю тебя! (в кругу)

Упражнение «Волшебный мостик» (сенсорная дорожка)

По сенсорной тропе дети покидают сенсорную комнату.

Детям вручают сладкий приз (конфеты).

«До новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Использование метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

Данная статья посвещана использованию метода фонетической ритмики в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости....

Применение конструирования из палочек, как средство освоения элементарных математических и пространственных представлений детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.

Данная статья раскрывает актуальность применения конструирования детьми с выраженной умственной отсталостью на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом....

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с детьми ОВЗ 5 класса на тему: "Учимся различать эмоции"

Цель: осмысление и обсуждение своих чувств;развитие способности управлять своими эмоциями и умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние.Задачи:- научить ребенка исследовать свои эмоции...