Основные направления психологической безопасности в школе
консультация по психологии

Алтухова Наталья Ивановна

На сегодняшний день проблема школьного буллинга волнует весь мир. Прежде чем говорить о проблеме насилия в школе и способах ее преодоления, необходимо хотя бы кратко рассмотреть само это понятие буллинга, его причины, структуру и виды проявления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления работы по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы.

Ключевые слова: агрессивное поведение, насилие в школе, психолого-педагогическая служба, социально-педагогическая деятельность, школьный буллинг.

На сегодняшний день проблема школьного буллинга волнует весь мир. Прежде чем говорить о проблеме насилия в школе и способах ее преодоления, необходимо хотя бы кратко рассмотреть само это понятие буллинга, его причины, структуру и виды проявления.

Понятие «буллинг» рассматривается от узкого - видеосъёмка драки до масштабного - насилие вообще. Рассмотрим, как понимают явление «буллинг» некоторые исследователи. Д. Лэйн ассоциирует буллинг со школьной травлей и соглашается с Роландом, что он представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации; психотерапевт И. Бердышев определяет буллинг как «сознательное, продолжительное насилие, не носящее характера самозащиты и исходящее от одного или нескольких человек»; по мнению известного социолога И.Н. Кона, буллинг - это «запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе» [4, 6].

Буллинг включает в себя четыре главных компонента: это агрессивное и негативное поведение; оно осуществляется регулярно; оно происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью; это поведение является умышленным.

Понятие школьного буллинга, его виды

Школьный буллинг – это насилие, которое происходит в школе либо за её пределами. Школа - это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих многочисленных накопившихся дома негативных импульсов. В школе складываются определенные ролевые отношения среди детей в диапазоне «лидер-изгой». Дополнительным фактором, способствующим живучести буллинга в пространстве школы, является неспособность, а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой [3].

Буллинг имеет свои возрастные, половые (гендерные) и иные психологические закономерности. За ним стоит не только и не столько неравенство физических сил, сколько дисбаланс власти, позволяющий одному ребенку подчинить себе другого, причем такое взаимодействие между двумя или несколькими детьми неоднократно повторяется в течение продолжительного времени. Акты агрессии, направленные на одних и тех же жертв, создают между ними стабильные отношения, в которых буллинг на одном полюсе дополняется виктимизацией на другом полюсе. Эта специфическая форма агрессии, особенно характерная для среднего детства и для младших подростков, всегда направлена против одних и тех же детей. При переходе из начальной школы в среднюю буллинг несколько ослабевает, но у некоторых детей это - устойчивая личностная черта, с возрастом меняются лишь формы ее проявления [1].

Относительно форм, в которых выражается школьное насилие, у исследователей этого явления следующие точки зрения. Так, Д. Лэйн выделяет физическое и психическое насилие; И. Бердышев говорит о существовании словесного, поведенческого и собственно агрессивного буллинга, с физическим насилием; Т. Мерцалова выделяет насилие физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное [5, 7].

На мой взгляд, школьное насилие включает в себя различные действия обидчика по отношению к жертве, но все они направлены, как отмечает Малкина-Пых [5], на унижение посредством эмоционального, физического, экономического или сексуального насилия и агрессии. Рассмотрим содержание каждого из перечисленных видов насилия.

Эмоциональное насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижает его и снижает его самооценку. В этом случае оружием служит голос. Выделяют следующие виды эмоционального насилия: насмешки, присвоение кличек, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате чего возможно нанесение физической травмы. К физическому насилию относятся избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча имущества.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальному развращению относятся также обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает (во время раздевания, отправления естественных нужд и т. д.).

Экономическое насилие предполагает использование денег для контролирования другого лица. Также в этом случае от жертвы требуют деньги и угрожают, если он/она не отдает их немедленно. Могут вымогаться также завтраки, деньги на обед. Жертву также могут принуждать воровать имущество. Такая тактика используется исключительно для возложения вины на жертву [4].

Исследователь Мальцева [5] отмечает, что появилась новая разновидность школьного буллинга - кибербуллинг, т.е. жертва получает оскорбления на свой электронный адрес или через другие электронные устройства. Эти насмешки и издевательства одноклассников в виде писем, видео и фотографий влияют на ребёнка-изгоя не меньше, чем при традиционном школьном буллинге, и нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», заглядывающей на различные ссылки на всевозможных сайтах.

Причины насилия в школьной среде

Большая склонность к насилию, как подчеркивает И.Г. Малкина-Пых [4], обнаруживается у детей, которые происходят из следующих семей: неполные семьи, семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни, властные и авторитарные семьи, конфликтные семьи, семьи с генетической предрасположенностью к насилию.

Рассмотрим наиболее распространенные «семейные» причины возникновения буллинга, которые отмечают такие авторы как Л. Берковиц, Р. Берон и Д. Ричардсон, Л.К. Семенюк и др. [3].

1. Неприятие детей родителями.

2. Неуважение к личности ребенка.

3. Запрет на физическую активность.

4. Недовольство собой. Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения со стороны родителей.

5. Влияние продуктов питания. Доказана взаимосвязь между повышением нервозности, агрессивности и употреблением шоколада, чипсов, гамбургеров.

6. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха [7].

Типичные черты преследователей или булли

 Знаменитый норвежский психолог Дан Ольвеус отметил следующие типичные черты, которые могут быть инициаторами школьного буллинга. Это дети: уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя себе других одноклассников, им гораздо легче будет добиваться своих целей; легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением; не умеющие сочувствовать своим жертвам; физически сильные мальчики.

Также это могут быть учащиеся: желающие быть в центре внимания; уверенные в своем превосходстве над жертвой; с высоким уровнем притязания; мечтающие быть лидерами в классе; агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения; дети, не признающие компромиссы; со слабым самоконтролем; интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивления [1].

Типичные черты жертв школьного буллинга

Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие:

- физические недостатки (носящих очки, имеющих сниженный слух или с нарушениями движений);

- особенности поведения (замкнутые дети (интроверты и флегматики), импульсивные, гиперактивные);

- особенности внешности (имеющие рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенную форму головы, вес тела и т. д.);

- плохие социальные навыки;

- страх перед школой;

- отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

- болезни (эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), нарушения речи - дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т. д.);

- низкий интеллект и трудности в обучении [1].

Последствия буллинга

По мнению большинства исследователей, занимающихся этой проблемой, посттравматическое стрессовое расстройство включает пять фаз своего развития:

  1. Фаза отчаяния, выражающаяся в повышенном уровне тревожности, когда ребенок еще плохо осознает все происходящее с ним.
  2. Фаза отрицания. Попытки вытеснить из памяти происшедшее с ним. Во время этой фазы у жертвы могут появиться соматические расстройства, бесчувственность и даже бессонница.
  3. Фаза депрессии или навязчивости. Фаза смирения с происшедшим насилием на фоне эмоциональной лабильности, нарушения сна и плохого настроения.
  4. Фаза прорабатывания того, что произошло с осознанием причины происшедшего.
  5. Фаза завершения, когда появляется лучик надежды на лучшее будущее [4].

Основные направления психолого-педагогической службы по преодоления школьного буллинга

Работа по преодолению и профилактике насилия в школе должна основываться на следующих психолого-педагогических принципах:

- системность коррекционных, профилактических и развивающих задач;

- единство коррекции и диагностики;

- приоритетность коррекции каузального типа;

- учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащихся;

- комплексность методов психологического воздействия;

- активное привлечение ближайшего социального окружения к участию при психокоррекции [2].

Если силовые действия обидчика были вызваны его личными причинами (семейные неурядицы, неудачи в учебе, проблемы в отношениях с друзьями и т.д.), то можно включить обсуждение этой проблемы в школьную программу воспитания.

Социально-педагогическая деятельность с агрессивными детьми будет наиболее эффективна, если будут соблюдаться следующие условия: переключение внимания и активности ребят в конструктивное русло; профилактические беседы, направленные на осознание детьми необходимости мирного разрешения конфликтов; ролевые игры; поручения, помогающие приучить детей к чуткому и внимательному отношению друг к другу и окружающим людям; упражнения на выполнение действий по образцу, соблюдение правил, изобразительная и физическая деятельность; тренинги психологического характера; тренировка воли; самоотчеты (подведение итогов прошедшего дня и т.д.) [2,3].

Если в школе выявлена группа подростков с антиобщественными формами поведения, педагогический коллектив должен вести решительную борьбу: постараться развести этих детей в разные классы, оставлять их в школе, пока остальные ребята не разойдутся по домам. [6].

Для преодоления школьного буллинга необходимо работать также с родителями, обсуждая с ними его причины. При разговоре с родителями виновных важна сдержанность в оценке. Ведь чаще всего виновные в ситуациях буллинга - дети из неблагополучных семей. [3].

Эффективным средством в противостоянии насилию может быть Комитет по предотвращению буллинга, специально созданный в школе. Это может помочь учителям, персоналу школы и родителям в решении проблемы. Учащиеся, члены такого комитета, обладают более полной информацией о данном явлении. Школьники, которые состоят в таких комитетах, часто своими действиями, посредническими навыками, могут реально изменить в лучшую сторону ситуацию в школе. В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учителей. [2].

Таким образом, буллинг - в основном латентный для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле, получают психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжёлым последствиям вплоть до самоубийства. И не имеет значения, имел ли место физический буллинг или психологический. Предотвращение случаев школьного насилия является важнейшей задачей государства, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям. Невозможно добиться того, чтобы никто из детей на протяжении школьного обучения не почувствовал себя притесненным со стороны сверстников. Однако, как показывает практика, можно существенно снизить проявление агрессивности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Психологическая цель урока:1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения т...

Основные направления психологической подготовки в спорте

Социализация личности в спортеОбеспечение командной деятельностив спорте...

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе

Основные направления здоровьесберегающей деятельности в школе...

Основные направления молодого специалиста в школе

Современное состояние проблем адаптации молодых специалистов отражает усиливающееся противоречие между возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их сп...

Основные направления патриотического воспитания в школе

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-г...

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР.

Основные направления психологической коррекции эмоциональных нарушений у школьников с ЗПР....