основные показатели нервно-психического развития раннего возраста
статья по психологии
основные показатели нервно-психического развития раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_pokazateli_nervno.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные показатели нервно-психического развития (НПР) проводится в следующем возрасте (эпикризные сроки): На первом году НПР контролируется ежемесячно, на втором году темп роста и развития несколько замедляется и контроль за НПР проводится один раз в квартал, на третьем году один раз в полгода, с трех лет – один раз в год.Условные обозначения анализаторов: Аз - зрительный анализаторАс - слуховой анализатор Э - эмоции Др - движения руки и действия с предметамиДо - движения общие Рп - речевое понимание Ра - речевая активностьН - навыкиС - сенсорное развитие
Возраст | Анализатор | Проявление | |
10 дней | Аз | Удерживает в поле зрения движущийся предмет. | |
| Ас | Вздрагивает и мигает при резком звуке. | |
18-20 дней | Аз | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет. | |
| Ас | Успокаивается при сильном звуке. | |
1 месяц | Аз | Сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете, появляется плавное прослеживание движущихся предметов. | |
| Ас | Прислушивается к звуку и голосу взрослого. | |
| Э | Первая улыбка в ответ на разговор. | |
| До | Лёжа на животе, пытается поднять голову. | |
| Ра | Произносит отдельные звуки. | |
2 месяца | Аз | Длительное зрительное сосредоточение. | |
| Ас | Ищущие повороты головы при длительном звуке. | |
| Э | Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого. | |
| До | Лёжа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову. | |
| Ра | Повторно произносит отдельные звуки. | |
3 месяца | Аз | Зрительное сосредоточение в вертикальном положении, на лице говорящего с ним взрослого. | |
| Э | Комплекс "оживления" в ответ на игрушки. | |
| До | Лежит на животе, удерживая голову, опирается на предплечья. Высоко подняв голову, крепко упирается ногами при поддержке подмышками. | |
| Др | Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью. | |
4 месяца |
| Аз | Узнаёт мать, радуется. |
|
| Ас | Находит глазами невидимый источник звука. |
|
| Э | Громко смеётся в ответ на общение. |
|
| ДР | Рассматривает, захватывает и раскачивает висящую игрушку. |
|
| Ра | Гулит. |
|
| Н | Придерживает грудь матери или бутылочку. |
5 месяцев |
| Аз | Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого). |
|
| Ас | Узнаёт голос матери, различает строгую и ласковую интонацию обращенной речи. |
|
| Э | Радуется ребёнку, берёт у него из рук игрушку, гулит. |
| Др | Чётко берёт игрушку из рук взрослого, удерживает в руке игрушку. | |
| До | Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот.Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки. | |
|
| Ра | Подолгу певуче гулит. |
|
| Н | Ест с ложки полугустую и густую пишу. |
6 месяцев |
| Ас | По - разному реагирует на своё и чужое имя. |
|
| ДР | Уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, подолгу занимается с ними, перекладывает из одной руки в другую. |
|
| До | Переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. |
|
| Ра | Произносит отдельные слоги, начало лепета. |
|
| Н | Ест с ложки, снимает пищу губами. |
7 месяцев |
| Др | Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает её и др. |
|
| До | Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). |
|
| Рп | На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определённом месте. |
|
| Ра | Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги. |
|
| Н | Пьёт из чашки, которую держит взрослый. |
8 месяцев | Э | Смотрит на действие другого ребёнка и смеётся или лепечет. | |
Др | Игрушками занимается долго и разнообразно действует ими в зависимости от их свойств. Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает, и др.). | ||
| До | Сам садится, сидит и ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встаёт, стоит и опускается. Переступает боком, держась за барьер. | |
| Рп | На вопрос «где?» находит несколько (2-3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например, «ладушки», «дай ручку» и др. | |
| Ра | громко, чётко, повторно произносит различные слоги. | |
| Н | Ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Пьёт из чашки, которую держит взрослый. | |
9 месяцев | Ас | Плясовые движения под плясовую музыку. | |
| Э | Догоняет ребенка, ползет ему на встречу. Подражает действиям, движениям другого ребёнка. | |
| ДР | С предметами действует по - разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и другое). | |
До | Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них рукой. | ||
| Рп | На вопрос «где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного месторасположения. Знает своё имя - оборачивается на зов. | |
| Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которые уже есть в его лепете. | |
| Н | Хорошо пьёт из чашки, слегка придерживая её руками. Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок). | |
10 месяцев | Э | Действует рядом с ребенком или играет одной игрушкой с ним. | |
ДР | Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет с игрушками различные действия. | ||
| До | Входит на невысокую поверхность или «горку», держась за перила и сходит с неё. Идет вперед с поддержкой за обе руки. | |
| Рп | По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. При заигрывании с ним («прятки», «догоню-догоню») выполняет разученные действия и движения. | |
| Ра | Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете. | |
| Н | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев. | |
11 месяцев | Э | Радуется приходу детей. Избирательное отношение к детям. | |
| ДР | Овладевает навыками и разученными действиями, выполняет их по просьбе взрослого. | |
| До | Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги. | |
Рп | По словесной инструкции выполняет различные действия, не подсказанные предметами /водит куклу/. Появляется первое общение в понимаемой речи, /по просьбе взрослого находит и даёт куклу, которую видит среди игрушек/. | ||
| Ра | Произносит первые слова - обозначения «ав-ав», «кис-кис», «дай». | |
| Н | Умение и навыки закрепляются. | |
12 месяцев | Аз | Различает предметы по форме - кубик, кирпичик. Узнает на фотографии знакомых. | |
| Э | Протягивает другому ребёнку и отдаёт игрушку, сопровождая её лепетом, смехом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребёнком. | |
| Др | Самостоятельно выполняет различные действия с игрушками. Переносит действия, разученные с одним предметом на другой. | |
До | Ходит самостоятельно. | ||
Рп | Понимает названия предметов, имена взрослых, отдельные поручения. Понимает «нельзя». | ||
| Ра | Произносит 5-10 облегченных слов, легко подражает новым слогам. | |
| Н | Самостоятельно пьёт из чашки. | |
1год 3 мес. | С | Играя, различает два разных по величине предмета, например, два куба. | |
| Др | Умеет воспроизводить в игре разученные действия /кормит куклу, собирает пирамиду/. | |
| До | Ходит длительно, меняет положение / присядет, наклонится/. | |
| Рп | Значительно увеличился запас понимаемых слов. | |
| Ра | Пользуется лепетом и облегченным словом / «дай», «мама», «никак», «бах»/. | |
| Н | Самостоятельно ест густую кашу ложкой. | |
1год 6 мес. | С | Из предметов разной формы /3-4/ к предлагаемому образцу и слову, подбирает такой же формы, /например, к кубику – кубик/. | |
| Др | Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия /причесывает, умывает куклу/. | |
| До | Движения более координированные - перешагивает через препятствия приставным шагом, /, например, через папку, лежащую на полу/. | |
| Рп | Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. | |
| Ра | В удивлении, радости или сильной заинтересованности называет предмет. | |
| Н | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. | |
1год 9 мес. | С | Играя, различает три разных по величине предмета (например, 3 куба). | |
| До | Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см на высоте от пола 15-20 см. | |
| Др | Строит «ворота», «скамейку», «домик». | |
| Ра | Пользуется двухсловными предложениями. | |
| Рп | Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок. | |
| Н | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью, взрослого. | |
2 года | С | По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. | |
| До | Перешагивает через препятствие чередующимся шагом. | |
| Др | В игре воспроизводит ряд логических связанных действий. Например, куклу, купает, вытирает. | |
| Ра | Пользуется 2-3 словными предложениями при общении с взрослыми, употребляя прилагательные и местоимения. | |
Рп | Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребёнку из его личного опыта. | ||
Н | Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого. | ||
2 года 6 мес. | С | Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх цветов /красный, синий, жёлтый, зелёный/. | |
| До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 20-28 см. | |
| Др | В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет). | |
| Ра | Строит предложение из трех и более слов. Появляются вопросы где? куда? | |
| Н | Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки. | |
3 года | С | Называет 4 основных цвета. | |
| До | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на 30-35 см. | |
| Игры | В играх исполняет роль. Например: играя с куклой, говорит: мама, доктор. | |
| Ра | Употребляет сложные предложения. Появляются вопросы почему? когда? | |
| Н | Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. | |
Оценка НПР детей раннего возраста.
Группы риска детей по нервно - психическому развитию:
Группа внимания:
- дети с опережением в развитии по одному или нескольким показателям на 2 и более эпикризных срока..
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на один эпикризный срок.
Группа риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 2 эпикризных срока.
Группа высокого риска: дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 3 эпикризных срока.
Группа диспансерная:
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 4-5 эпикризных срока.
- дети с отставанием в развитии по одному или нескольким показателям на 6 и более эпикризных срока,
- дети с уровнем интеллекта, не подлежащим оценке НПР.
Группы развития I группа:
- дети с нормальным развитием.
- дети с опережением в развитии:
а) на один эпикризный срок (ускоренное развитие)
б) на два и более эпикризных сроков (высокое развитие).
в) дети с дисгармоничным развитием - с опережением на разные эпикризные
сроки по одному или нескольким показателям.
П группа:
- дети с отставанием в развитии на один эпикризный срок:
1-я степень - по 1-2 показателям.
2-я степень - по 3-4 показателям.
3-я степень - по 5-7 показателям.
- дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).
III группа:
- дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.
1-я степень - по 1-2 показателям.
2-я степень - по 3-4 показателям.
3-я степень - по 5-7 показателям.
- дети с дисгармоничным развитием: часть показателей выше, часть ниже на 12 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме.
IV группа:
1) дети с отставанием на 3 эпикризных срока.
1-я степень - по 1-2 показателям.
2-я степень - по 3-4 показателям.
3-я степень - по 5-7 показателям,
2) дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных срока, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
V группа:
- дети с отставанием на 4-5 эпикризных срока.
1-я степень - по 1-2 показателям.
2-я степень - по 3-4 показателям.
3-я степень - по 5-7 показателям.
дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, часть на 4-5 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецсеминар по психологии и олигофренопедагогике на тему: "Нервно-психические нарушения у детей: классификация, их проявления и коррекция".
Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространения их можно раздели...
Снятие нервно-психического напряжения при подготовке к ЕГЭ.
В представленном материале описаны упражнения, способствующие снятию нервно-психического напряжения в период подготовки к выпускным экзаменам....
Предупреждение нервно- психических нарушений у детей с ОВЗ - основа профилактики речевой патологии
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых на...
Семинар – практикум для родителей «Способы снятия нервно-психического напряжения»
Семинар-практикум для родителей можно использовать на родительских собраниях, консультациях и других встречах с родителями. Его цель развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и...
Календарно - тематический план по коррекции нервно -психических нарушений учащихся 2-го класса.
Календарно - тематический план по коррекции нервно -психических нарушений учащихся 2-го класса....
Статья «Система работы с детьми, имеющими различные нервно – психические расстройства»
Содержание статьи будет полезно родителям, имеющим детей с различными нервно – психическими расстройствами....
Коррекционно - развивающее занятие "Способы снятия нервно - психического напряжения"
Занятие с учащимися 11 класса по психологической подготовке к единому государственному экзамену, отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам....