Коррекционно - развивающее занятие "Способы снятия нервно - психического напряжения"
план-конспект занятия по психологии (11 класс) по теме

Занятие с учащимися 11 класса по психологической подготовке к единому государственному экзамену,  отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно – развивающее занятие

 «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А 4, бланки к проведению  методики, мягкая игрушка «Солнышко».

1. Упражнение «Комплимент в подарок»

Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

        Под звучание  музыки, учащиеся передвигаются по аудитории, подходят друг к другу, устанавливают контакт глазами, здороваются, дарят комплименты, записывая их на листе тому, кому они адресованы. После выполнения упражнения каждый зачитывает все подаренные ему комплименты.

Трудно ли было дарить комплименты?
Что лучше — дарить или получать?
Ваше состояние после выполнения упражнения?

2. Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.


        Каждый участник берет по листу белой бумаги и выбирает тот цвет карандаша, который нравиться. По хлопку ведущего все начинают рисовать что хотят. По хлопку передают свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем ведущий опять хлопает в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад        к        хозяину. 
        Может, кто-то из участников хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый? 

        Понравилось ли каждому то, что получилось?
        Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?                                                     Все участники делятся впечатлениями и настроением.

3.  Упражнение «Черты характера»

Цель: помочь выпускникам поверить в свои силы, глубже узнать себя, определить те черты характера, которые мешают плодотворной деятельности.

        Каждый участник получает таблицу с перечнем черт характера, быстро просматривает ее. Нужно поставить «плюс» (+) для тех черт, которые соответствуют мнению о себе и  «минус» (–), чтобы отметить черты, которых нет, и знак вопроса (?), если не уверен в ответе.

Черты характера

“+” “–” “?”

Какие черты  хотелось бы изменить?

Нравлюсь себе

 

 

Остерегаюсь других или обижен

 

 

Люди могут доверять мне

 

 

Всегда сохраняю доброе выражение лица

 

 

Обычно высказываю правильное мнение

 

 

Часто поступаю неправильно

 

 

Люди любят быть около меня

 

 

Владею собой

 

 

Жизнь мне нравится

 

 

Не умею сдерживаться

 

 

Не нравлюсь себе

 

 

Думаю сам за себя

 

 

Теряю время зря

 

 

Компетентен в своей профессии

 

 

Не могу найти приложения своим силам

 

 

Обычно высказываю ошибочное мнение

 

 

Люди мне нравятся

 

 

Не развиваю своих способностей

 

 

Не люблю находиться среди людей

 

 

Недоволен собой

 

 

Завишу от чужого мнения

 

 

Использую свои способности

 

 

Знаю свои чувства

 

 

Не понимаю себя

 

 

Чувствую себя скованным

 

 

Люди избегают меня

 

 

Хорошо использую время

 

 

Каждый участник рассказывает, какие черты  хотел бы в себе изменить и почему.

4. Мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия нервно-психического напряжения.

Способы снятия нервно-психологического напряжения:


1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т.д. 
2. Спортивные занятия. 
3. Контрастный душ. 
4. Стирка белья.
5. Мытье посуды.
6. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о них.
7. Скомкать газету и выбросить ее.
8. Соревнование: свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше.
9. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
10. Слепить из газеты свое настроение.
11. Закрасить газетный разворот.
12. Громко спеть любимую песню.
13. Покричать то громко, то тихо.
14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
15. Смотреть на горящую свечу.
16. Вдохнуть глубоко до 10 раз. 
17. Погулять в лесу, покричать.
18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

5. Игра «Стряхни тяжесть»

Цель:        избавиться        от негативных, неприятный, угнетающих ощущений.

        Порой человек носит в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает много сил. Например, кому-нибудь может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
        Ведущий предлагает стать так, чтобы вокруг каждого было достаточно места. И начать отряхивать ладони, локти и плечи. При этом нужно представлять, как все неприятные — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает, как с гуся вода. Потом отряхнуть свои ноги от носков до бедер. А затем потрясти головой. 
        Можно издавать при этом какие-нибудь звуки... Дальше отряхнуть лицо и прислушаться, как смешно меняется голос, когда трясется рот. Представить, что весь неприятный        груз        спадает        и        становится        легко. 
        Участники делятся своими ощущениями после выполнения упражнения.

6. Работа в группах

Цель: помочь участникам лучше понять себя, разобраться в своих чувствах, взглядах.

Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.


        Участники делятся на 4 малые группы по принципу. На работу  дается 5 минут. 
Задание 1-й группе: составить портрет человека, уверенного в себе, своих силах.
Задание 2-й группе: какими способами улучшить свое самочувствие, поднять настроение?
Задание 3-й группе: как снять напряжение, возникшее на экзамене? 
Задание 4-й группе: как справиться с волнением перед входом в класс, во время подготовки        и при        ответе         на экзамене?
        Представитель от каждой группы по окончанию работы производит презентацию, выработанных в ходе обсуждения групповых идей.

7. Упражнение «Солнечная поляна»

Цель: снятие напряжения, создание теплой, дружеской обстановки, основанной на доверии и понимании окружающих.

Материал: лист ватмана, на котором нарисована поляна, трава, солнце, цветная и белая бумага, ножницы, различные изобразительные средства.


        Ведущий предлагает представить, что все находятся на чудесной солнечной поляне, где растет много цветов. Это и ромашки, и одуванчики, и васильки, и розы. И каждый на этой поляне найдет свой цветок. А теперь каждый может  взять бумагу, карандаши или фломастеры и нарисовать цветок, который представил в своем воображении. Вырезать  этот цветок, раскрасить, написать на нем пожелания группе и приклеить на солнечную поляну. 
        Получилась прекрасная поляна с цветами. Если подойти к ней поближе, каждый сможем прочитать пожелания и почувствовать аромат сказочных цветов. 

Какие        чувства возникли после выполнения этого упражнения?

8. Упражнение «Солнышко»

Цель: получение обратной связи от участников группы, развитие доверия, взаимопонимания.


Материал: мягкая игрушка «Солнышко».


Инструкция: В руках у ведущего игрушка «Солнышко». Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Участники, передавая друг другу это волшебное солнышко,  делятся впечатлениями о своих результатах на занятии, дарят свои пожелания участникам группы. 

Вопросы:
Что каждому        участнику дало сегодняшнее занятие?
Что нового         узнали?
Что можно будет использовать в дальнейшей жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)

К Программе  прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год  для развития у детей памяти, в...

Методы снятия нервного напряжения

Методы снятия нервного напряжения...

Снятие нервно-психического напряжения при подготовке к ЕГЭ.

В представленном материале описаны упражнения, способствующие снятию нервно-психического напряжения в период подготовки к выпускным экзаменам....

Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)

Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...

Семинар – практикум для родителей «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Семинар-практикум для родителей  можно использовать на родительских собраниях, консультациях и других встречах с родителями. Его цель развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и...

Как снять нервное напряжение перед экзаменом.

Рекмендации  и практические упражнения для учащихся 9-х классов  по снятию тревожности накануне экзаменов и непосредственно перед экзаменом....