Психологический тренинг "Созвездие"
план-конспект занятия по психологии (6 класс)

Ондар Зоя Анатольевна

Психологическое тренинговое занятие "Созвездие".

Цель: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для сплочения коллектива, для успешной адаптации к кшольной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozvezdie.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сушинская средняя общеобразовательная школа

Тренинговое занятие в 6 классе

«Созвездие»

6

Провела: Ондар З.А., педагог-психолог

Суш-2021

Цель занятия: формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий для сплочения коллектива для  успешной адаптации к школьной жизни.

Задачи занятия:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

3. Формировать терпимость к мнению собеседника.

4. Предоставить детям возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки.

Общая характеристика занятия.

     В основе реализации занятия  лежит теоретическая модель групповой работы с детьми, которая включает три основных  компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);
  • инструментально-технологический;
  • потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Технические средства обучения 

Компьютер

Колонки

Музыкальное  сопровождение.

Проектор, экран.

Оборудование. 

Звездочки  по количеству участников, магнитики,  карандаши, фломастеры, краски, кисти, клей, игровое поле (ватман), свеча, космическая музыка, мяч. 

Участники. Обучающиеся 6 класса.

Продолжительность занятия  60 минут.

Занятие состоит из нескольких частей:

Вводная часть.

Цель вводной части занятий – настрой группы  на совместную работу, установка эмоционального контакта между всеми участниками.

Основная (практическая) часть.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входит беседа, обсуждения,  упражнения и игры, обсуждение  (рефлексия и обратная связь) основных моментов занятия.

Заключительная часть.

Основной целью этой части занятия является закрепление положительных эмоций от работы.  

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Используются  следующие методы и приёмы:

  • игры  ( коммуникативные, имитационные, ролевые и др.);
  • психогимнастика;
  • арт методы;
  • техники и приёмы саморегуляции;
  • беседы и др.

Во время занятия дети сидят в кругу. Форма круга создаёт ощущение целостности, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Занятие помогает восстановить позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром. Ребёнок учится жить в ладу с собой и окружающим миром. Важно  принимать его таким, какой он есть, учитывать добровольное желание в выполнении игр и упражнений.  

Предполагаемые результаты занятия:

  1. Улучшение навыков общения детей друг с другом.
  2. Доброжелательность друг к другу.
  3. Улучшение социометрического статуса некоторых учащихся.
  4. Развитие детей, формирование УУД: личностных, коммуникативных, регулятивных.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Ведущий. Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече. Сегодня мы проведем  тренинговое занятие «Созвездие». Мы встретились, чтобы лучше узнать друг друга, подружиться.

Для начала вспомним правила работы в группе:

- не перебивать говорящего

- не оскорблять

- не грубить

- не унижать

И так  давайте поприветствуем друг друга.

Разминка-приветствие.

Все дети сидят в кругу. Стулья помечены специальным маркером.

  1. Все ходим внутри круга и приветствуем друг другу (машем  руками). В течение десяти секунд (считаем до десяти). Потом занимаем места в помеченных стульях. У кого не осталось места выходим в центр круга, называем свое имя, любимое занятия и прилагательное, начинающее на первую букву своего имени.    
  2. Теперь приветствуем друг друга локтями.
  3. Приветствуем друг друга ногами.

Остальные дети по очереди выходят и говорят о себе.

Поднимите руку те, кто хоть раз в жизни видел звезды. Поднимите руку те, кто любит смотреть на звездное небо.

На фоне спокойной  «космической» музыки звучат слова ведущего. На   экране появляется изображение звездного неба.

Оказывается, что уже с давних времен люди, жившие на Земле, так же как и мы, каждую ночь любовались звездным небом. Глядя на звезды, они мечтали. Мечтали о будущем, о вечном, о прекрасном. Но однажды люди, подняв головы к небу, вдруг не обнаружили ни одной звезды. 

Вносится игровое поле.

У людей появилось чувство одиночества, чувство, что мы, земляне, остались во всей галактике одни. Наша с вами задача – оживить космическое небо, вновь зажечь на нем звезды, вернуть людям мечту.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (ПРАКТИЧЕСКАЯ).

Ведущий.

Итак, ребята,  сейчас нам предстоит оживить этот кусочек неба, вернуть звезды.

Упражнение «Найди свою звезду»

Цель: дает возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.

    Под спокойную музыку.

- Закрыли глаза. Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся.

- Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду на небе. Снимите ее с неба и постарайтесь запомнить, как она выглядит. Потихонечку открыли глаза.

  • Беседа.

- Назовите любой образ, любую мысль, которая возникает у вас при слове «звезда». (звезды эстрады, звезда на кремле, фабрика звезд и т.д.)

- Есть ли какое – нибудь  сходство у человека и звезды? В чем оно?

         - Да, у многих народов существует поверье, что  с рождением человека на небе рождается новая звезда. Видимо так считают потому, что жизнь многих людей так похожа на жизнь звезд: одни тускло мерцают, другие ровно горят, а третьи ярко блещут. Да,  каждый человек по – своему ярок, загадочен, интересен, холоден или горяч, далек или близок. Значит каждый из нас – звезда.

  • Упражнение «Своя звезда».

Ведущий. Сейчас каждый из вас получит звездочку. Вам необходимо написать на ней свое имя (желательно в центре звездочки) и украсить ее по своему желанию.

Рефлексия. Расскажите о своей звезде, расскажите о том, где она находится. Высоко или низко она находится на небе, видно ли ее с Земли, есть ли рядом другие звездочки? Хорошо ли вашей звездочке там?

  • Упражнение «Звездопад».

Ведущий. Каждый из нас – звездочка. Время от времени звезды срываются с неба и начинают двигаться. При этом они могут объединяться в группы из нескольких звезд. Сейчас вы все начнете двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое – либо число, например «три». И тогда вы должны объединиться по три звездочки. Завершающее игру число – «два», для образования пар.

Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Можем ли мы продолжать работу дальше?

  • Упражнение «Интервью»

Ведущий. Вы уже образовали пары. Сейчас каждый из вас попробуете себя в роли журналиста и  возьмете  друг у друга интервью. На лучах звезды вы напишете ответы на вопросы о своем партнере, которые записаны на доске. Готовьтесь к тому, что после окончания интервью вы презентуете, т.е. представите своего партнера словами «Я представляю звезду…» и зачитаете ответы.

Вопросы:

- твой День рождения;

- твое увлечение;

-  какой подарок ты хотел (а) бы получить на свой День рождения;

- что ты ценишь в людях больше всего;

- твоя мечта.

Рефлексия. Что нового узнали друг о друге? Что удивило больше всего?

  • Упражнение  «Звезда на небе».

Возьмите в руки свою звездочку и подойдите к нашему кусочку неба. Расположите ее в том месте неба, которое вам больше нравится и закрепите ее. (Звезды  клеем крепятся на ватман)

Рефлексия. Как вы себя чувствуете? Нравится ли вам расположение звезд? Хотели ли бы вы что – то изменить?

  • Упражнение  «Мы с тобой похожи…»

Я думаю, что нас с вами  объединяет очень многое. И сегодня мы об этом узнали. Чтобы еще раз подтвердить это, предлагаю сыграть в игру. Один из участников бросает мяч другому со словами «Мы с тобой похожи..» - и называет какое – то качество или признак. И тот, кто получает мяч, говорит «Я согласен» или «Я не согласен» и дальше продолжает игру.

  • Упражнение  «Созвездие».

Ведущий. Мы убедились, что нас действительно многое объединяет. Давайте подойдем к нашим звездочкам и соединим их между собой. Получилось созвездие. Созвездие под названием ….

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Ведущий. Наша задача выполнена - мы оживили кусочек неба.

Звучит песня о звездах.

  • А сейчас наступает торжественный момент. На нашем небе зажглось созвездие…  Наше созвездие прекрасно и неповторимо.  И зажигается свеча. Днем рождения Созвездие… Аплодисменты.
  • Завершается игра упражнением «Салют». 

Дети становятся в круг. Все участники занятия кладут свои ладошки на ладонь ведущего. По сигналу 1-2-3 все отпускают свои руки и вместе поднимают их вверх, запуская салют с криком «Ура!».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. 

1.Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. / под ред. Е.А. Левановой  СПб, Питер. 2007

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, Речь 2007.

3.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 207 с.

4.Школьный психолог. Еженедельная методическая газета для педагогов психологов. 2004г

Технические средства обучения 

Компьютер

Колонки

Музыкальное  сопровождение.

Проектор, экран.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...