Арт-терапевтическая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
материал по психологии

      Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье  Необходимо использовать новые технологии. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Арт-терапевтическая технология в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

      Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нём, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

     Необходимо использовать новые технологии. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.  Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством».

     Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение арт- терапевтической технологии особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать.

      Арт-терапия применяется при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке психического развития, умственной отсталости, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

       На протяжении нескольких лет я исследовала  и применяла на практике эту технологию.

   Цель исследования заключалась в определении и анализе возможностей применения арт-терапевтической технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

    Предмет исследования: основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы в работе с детьми с ОВЗ.

    Гипотеза: применение   арт-терапевтической технологии позволяет решать многие проблемы коррекции в отклонении развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся с ОВЗ.

    Ожидаемые результаты работы.

    Психологический аспект: коррекция эмоционально-волевой сферы, дефицитарного развития интеллекта; повышение стрессоустойчивости, самооценки, улучшение саморегуляции поведения; оптимизация психических процессов и функций.

    Социальный аспект: гармонизация личностного и интеллектуального потенциала; эмоциональная готовность - восприимчивость к социуму; гармонизация внутри-семейных отношений; снижение уровня конфликтности в социуме.

      Педагогический аспект: раскрытие творческого потенциала и творческих возможностей несовершеннолетних; развитие эстетического кругозора.

    Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии: с проблемами в эмоционально – личностном развитии (Т.А.Добровольская, О.А.Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В.Кузнецова, Е.А.Медведева),  при ДЦП (Г.В.Кузнецова) и др.

    Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арт-терапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Применение  необычного для школьной практики термина «терапия» не противоречит, согласно Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичу, а соответствует главной идее гуманистической педагогики: развитию творческого потенциала личности.

         Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы с детьми с ОВЗ. Ребенок может не говорить, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Успех в творчестве  бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Здесь важен сам процесс творчества, а не результат.

        Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.

         Механизм действия арт-терапии. 

          Суть действия арт-терапии изложена в работах по нейрофизиологии К.Ханнадорф, Т.Г. Визиль, О.А. Скрябиной, О.А. Мотанцевой. Образное воспринимающее правое полушарие обрабатывает информацию целиком, глобально, и связано оно с ритмом, эмоциями, интуицией, движениями, в целом с бессознательными психическими процессами. Развиваясь первым, оно доминирует до семилетнего возраста.

Левое, рационально-логическое полушарие, действует как исполнитель, обеспечивая анализ и синтез принимаемой информации (при транспонированных полушариях происходит наоборот). Полушария в центре связаны мозолистым телом — узлом нервных окончаний. Мозолистое тело обеспечивает взаимодействие нервных окончаний. От этого процесса и зависит качество, ясность и целостность мышления. При дефекте функций и систем организма арт-терапия воздействует на правое полушарие через образы, движения и ритм, создавая в нем «здоровые «образы». Мозолистое тело переносит «образы» в левое полушарие и формирует нейронные связи, восстанавливающие и налаживающие более здоровый процесс работы мозга ребенка. В результате происходит щадящее коррекция дефекта.
       
Далее я предлагаю несколько описаний техник, которые просты в применении и будут интересны  детям с ОВЗ.

       Библиотерапию используют многие педагоги. Мы ежедневно включаем в уроки чтение художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки, рассказы, стихи, небылицы и др., сопереживают героям, живо эмоционально откликаются на сюжетные события. Они принимают активное участие в обсуждениях, драматизациях, театральных постановках. При этом проявляют находчивость, используют средства выразительности (интонацию, мимику, жесты). В основе библиотерапии лежит использование специально литературного материала с целью решения различных личностных проблем ребенка.  
Материалом для чтения могут быть произведения, абсолютно различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки и т. д.), поэзия (стихи, поэмы).

      В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом.

         С помощью сказкотерапии можно оказать помощь детям с различными психологическими проблемами (агрессивным, пассивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств).

         Сказка позволяет детям раздвигать рамки их обычной жизни, переживать сложные явления и чувств, в доступной форме постигать эмоциональный мир чувств и переживаний.

       Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказки и притчи способствуют разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

       Песочная терапия - ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт самовыражения своих чувств, эмоций, переживаний.

        Танцетерапия - очень увлекательный и приятный способ психокоррекции. Танец - это язык общения тела и души.  Танцетерапия дает возможность выразить глубинные подсознательные чувства, скрытые в подсознании эмоции. Вытащив их на поверхность можно избавиться от многих комплексов. Танец снимает мышечные блоки, зажимы, поможет справиться со стрессом, поднять настроение. Танец это не трата энергии, это ее накопление.

         Куклотерапия - для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. Изготовление куклы для детей всегда занимающий процесс. Самодельная кукла помогает  раскрыть его внутреннюю ценность ребенка. Проигрывание сказки с куклами учат ребенка находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам.

        Изотерапия  -  один из популярных и доступных методов познания себя. В его основе лежит изобразительное искусство, которое является средством для нормализации эмоционального состояния, отклонений в поведении, развитии мелкой моторики руки. Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не могут хорошо рисовать. Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями: двигательной координацией, речью, мышлением.

     На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что  чувствует, чего боится, кого и что любит.  Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Занятия с использованием изотерапии используются при создании положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

   С детьми с ОВЗ  с неразвитой моторикой рекомендуется использовать рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, рисование ладошками. Детей с более развитой моторикой  знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, «волшебные» веревочки. А дети с развитой моторикой   могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, пластилинография.

    Широко применяю в своей работе фототерапию. Все фотографии и видео снимаются детьми. Дети очень любят смотреть фотографии. Когда они узнают на них себя, своих родственников, сколько бывает восторгов, как блестят радостью их глаза. Фотографии помогают заново пережить счастливые моменты их детства: вот они на празднике, к ним пришли гости; тут они лепят снеговика, а здесь они отвечают у доски или работают в тетради. Как приятно всем вместе смотреть фотографии и видео.

       Также в работе часто применяется интегративный подход, когда педагог в работе с ребёнком сочетает несколько техник для достижения наилучшего результата. Интегративный подход в арт-терапии основан на синестезии – взаимосвязи различных сенсорных способностей. Предполагает, например, сочетание цвета и музыки, что ведёт к более выраженному терапевтическому эффекту. Также это позволяет задействовать разные каналы восприятия - аудиальный, визуальный и кинестетический.  

Достоинства интегративного подхода:

1. Расширение спектра выразительных возможностей (выражение чувств, идей)

2. Выбор средств, наиболее устраивающих ребенка.

3. Развитие сенсорных модальностей, которые менее развиты у конкретного ребенка

    Существуют и определенные риски при таком подходе, которые необходимо учитывать педагогу при планировании  работы.

1. Недостаток знаний и умений  в определенных техниках.

2. Если присутствует эффект гиперстимуляции и отсутствие окончательной переработки, то может присутствовать избыточный психологический материал.

3. Детям не со всеми диагнозами подойдет такой подход.

Вариантами использования интегративного подхода в работе с детьми являются сочетания техник: художественное слово и рисунок, рисунок и музыка, лепка и драма, рисунок и сказка, песочная терапия и игра и др. В принципе, опытный  педагог может создавать различные сочетания арт-терапевтических техник с целью помощи конкретному ребенку, учитывая его особенности и возможности.

          Вариантом интегративного подхода является и такая форма работы как мульттерапия. К ее появлению привел поиск новых форм и методов работы, позволяющих организовать совместную деятельность детей и взрослых в процессе преодоления психолого-педагогических трудностей, проблем, недостатков в психическом развитии детей.

            Методика  обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с техниками, которые отобраны из числа существующих   в анимации специально для  данного направления:

1.Рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения неодушевленных и одушевленных персонажей.

2.Предметная (или кукольная) анимация. Смысл ее заключается в оживлении объемных предметов (неодушевленных и одушевленных).

3.Рисунок  на сыпучей поверхности. Используются песок, кофе, подкрашенное зерно, сахарный песок, графит и т.д.

4. Лепка персонажей из пластилина.

        Основные прогнозируемые   результаты использования  анимационной терапии:

1.Поскольку анимация вообще естественным образом стимулирует психическую деятельность, мульттерапия эффективна для целей  воспитания и укрепления функций внимания, памяти, привития необходимых навыков поведения.   Все стимулы, положительно влияющие на эти функции, присутствуют в анимации.

2. Язык анимации универсален, значительный объем анимационных фильмов понятен детям и без слов. Это позволяет развивать их речевые навыки в случае часто встречающихся нарушений речи. Синхронное подключение слова (вербализация учебного материала и продукта деятельности) стимулирует речь на непроизвольном уровне, т.е. в обход   «принудительных» мер, неизбежных при кабинетной коррекции речевой и других функций.        

3. Обучение анимации как виду киноискусства позволяет выстраивать необходимые коммуникативные  отношения между педагогом и обучающимися, которые  затем переносятся детьми на другие ситуации общения. Таким образом, появляется   дополнительный путь устранения имеющийся у многих детей  социальной дезадаптации. 

4.Анимационное творчество обеспечивает эмоциональное и рациональное «вхождение» ребенка в сюжет,  перенос личностных черт типажей  и их умений на себя, что важно для коррекции имеющихся деформаций личности.

5. Освоение приемов изготовления анимационного продукта  расширяет у детей объем  разнообразных умений и навыков,  повышает уровень осведомленности и, как следствие, самооценку.

6.Увлечение анимационной деятельностью решает проблему занятости  детей с ограниченными психическими, речевыми и двигательными возможностями.

7. Эмоциональное отношение  к анимационным операциям требует значительного расхода психической энергии, что автоматически уменьшает степень гипердинамии в поведении  детей.

            Мульттерапия, по сравнению с другими арт-терапевтическими методами работы с детьми,  имеет ряд ощутимых преимуществ:

- Позволяет решать возникающие проблемы с мотивацией детей. Мультфильмы  становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов, эмоций. Возможность участвовать в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий список достижений,  повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывая  ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному.

- Мульттерапия включает в себя занятия различными видами творческой деятельности: изобразительным искусством в различных формах (живопись, графика, фотография, скульптура), литература, музыка. Что позволяет познакомиться с разными видами искусства и обучиться различным техникам, при этом,  не посещая художественные, музыкальные и другие узкоспециализированные школы, и, в тоже время, имея возможность не ограничивать себя в выборе чего-то одного.

- Главное достоинство мульттерапии – феномен оживления персонажей. Анимация (одушевление) свойственна детскому сознанию, однако всегда воспринимается ребенком как чудо, и вызывает неподдельный восторг и удивление, как у детей, так и у взрослых, делающие первые шаги в анимации.

- Особую важность имеет достаточно быстрое получение готового продукта – мультфильма. Собственный  рисунок может казаться ребенку некрасивым, но при его появлении на экране начинает восприниматься им совсем по-другому. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность ребенку осознать себя автором.

      Благодаря всему этому, складываются такие условия, при которых каждый ребенок переживает успех, самостоятельно справляясь с встречающимися трудностями на пути создания мультфильма. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к саморегуляции чувств и поведения, и что немало важно - развивается творческая активность.

     Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

    Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника с особенностями развития. Использование средств арт-терапии даёт возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности. Как показывает мой опыт работы, использование арт-терапии с детьми с особенностями развития повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребёнка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-педагогические технологии, даёт больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

     Основные результаты, которые были достигнуты

Анализируя результаты своей  деятельности, были достигнуты следующие результаты:

  • Повысился уровень адаптированности в социуме у обучающихся.
  • Отмечена положительная динамика в развитии познавательных процессов.
  • Сформирована мотивация к обучению.

Кроме этого, можно отметить, что сформировался интерес к изобразительной деятельности, возросла потребность в детском творчестве, рисунки стали отличаться оригинальностью, обогатился эмоциональный мир ребенка.

Направления развития

Перспективы: продолжать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ через педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

                                               Список источников.

  1. Кисилева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе, 2007.
  2. Кисилева М.В. Арт-терапия в работе с детьми, 2007.
  3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словар-справочник, 2001.
  4. Л.Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий», 2003.
  5. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
  6. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
  7. Бабиченко, Д.Н. Искусство мультипликации, 2014.
  8. Интернет-ресурс:

                    https://srazu.pro/vozrostnaya/art-terapiya-dlya-detej.html
          9. Интернет-ресурс:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2019/03/17/iz-opyta- raboty-       ispolzovanie-metodov-art-terapii-v-rabote-s
         10.  Мульттерапия как современная педагогическая технология      
https://podrastu.ru/terapia/multterapia/multterapija-detskomsadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

В презентации представлен опыт внедрения арт-терапевтических методик в работе логопеда ДОУ: пескотерапия, изотерапия, имаготерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, коррекционная ритмика, суджоктерапия, ...

статья «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Педагогический процесс современного образования невозможен без здоровьесберегающих технологий. Очень важно и необходимо формировать, укреплять и сохранять здоровье обучающися. Применяются различные пр...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения

Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....