Тезисы к статье "Особенности формирования коммуникативной компетенции подростков С ТНР как субъектов общения"
статья по психологии

В статье представлены некоторые особенности состояния речевого, коммуникативного и личностного развития подростков с тяжелыми нарушениями речи как субъектов общения, которые были выделены в результате психологического наблюдения за детьми, а также обращено внимание на необходимости дальнейшего психолого-педагогического изучения детей данной категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д. А. Правда

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК СУБЪЕКТОВ ОБЩЕНИЯ

В статье представлены некоторые особенности состояния речевого, коммуникативного и личностного развития подростков с тяжелыми нарушениями речи как субъектов общения, которые были выделены в результате психологического наблюдения за детьми, а также обращено внимание на необходимости дальнейшего психолого-педагогического изучения детей данной категории.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, речевые средства общения, тяжелые нарушения речи, субъект общения, социализация.

На сегодняшний день интересы образования интегрируются в сфере создания гармонически развитой личности, необходимым условием которого является владение навыками конструктивного общения, при этом общение в школе рассматривается как важное условие социализации личности (С. А. Беличева, В. С. Грехнев, Е. В. Коротаева, А. В. Мудрик, Е. В. Руденский, В. В. Соколова и др.).

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях все больше внимания уделяется вопросу развития коммуникативной деятельности у детей подросткового возраста.

Исследования ученых (О.Е. Грибова, А.Г. Зикеев, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) показали, что за последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, значительно возросло. В результате увеличилось число детей с низким уровнем коммуникативной компетенции: эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения.

Проблемы социализации подростков с тяжелыми нарушениями речи обусловлены тем, что выпускники школ-интернатов часто попадают в разнообразные, порой сложные для них общественно-политические, социальные, бытовые ситуации.  Решать подобные ситуации подросткам тяжело из-за особенностей психофизического развития.

У данной категории детей наблюдается недостаточная способность к запоминанию словесного материала, недоразвитие связной речи, недоразвитие операций анализа, сравнения, сопоставления, а также оптико-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций. Серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые наблюдаются у подростков с тяжёлыми нарушениями речи, отрицательно сказываются на их общении с окружающими.

У многих подростков с нарушениями речи отмечаются функциональная закрепленность на дефекте речи, страх речи, чувство неполноценности, что со временем может привести к снижению самооценки, отказу от общения.

Поиск эффективных путей формирования навыков коммуникативного общения вследствие своей социальной значимости приобретает особую актуальность применительно к подросткам с ТНР. К сожалению, отечественная и зарубежная литература не проводила специальных исследований состояния коммуникативной компетенции и личностного развития учащихся 7-10 классов с ТНР как субъектов общения, возможностей их коммуникативно-ориентированного обучения. Соответственно, необходимость таких исследований давно назрела с учетом значимости полноценного общения для процесса социализации подростков с ТНР, эффективность которой во многом зависит от их личностных и поведенческих характеристик, состояния коммуникативной деятельности, уровня овладения коммуникативной культурой. Особого внимания заслуживает проблема междисциплинарного подхода к изучению коммуникативно-речевого и личностного развития учащихся 7–10 классов с ТНР как субъектов общения и определения психолого-педагогических условий для формирования у них коммуникативной культуры в системе специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.

Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"...

Формирование коммуникативной компетенции подростка с нарушением интеллекта в общении

Доклад на педсовете на тему "Формирование коммуникативной  компетенции подростка с нарушением интеллекта в общении"...