Употребление алкоголя несовершеннолетними: факторы риска и защиты
статья

Наталья Лаврова

Уважаемые родители!

Одна из серьезнейших проблем нашего времени – алкоголизм. По данным исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2019 году, алкоголизм входит в тройку главных проблем России.  Но самой большой опастностью является то, что употребление алкогольных напитков достаточно широко распостранено в молодежной среде. За последние несколько лет значительно снизился возраст подростков, употребляющих спиртные напитки. Многие из детей говорят, что впервые попробовали слабоалкогольные напитки в возрасте 12-13 лет, а более крепкие в 14-15 лет. Ни для кого не секрет, что от употребления алкоголя в первую очередь страдает здоровье подростка. На неокрепший, еще растущий организм алкоголь действует  особенно губительно. Проблема усугубляется тем, что несовершенолетние, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения в силу интеллектуальной незрелости часто оказываются участниками преступлений, попадают в различные опасные ситуации. Таким образом, растущий уровень подросткового алкоголизма, делает эту проблему одной из важнейших, имеющую не только медицинское, но и социальное значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_rannego_alkogolizma.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Одна из серьезнейших проблем нашего времени – алкоголизм. По данным исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2019 году, алкоголизм входит в тройку главных проблем России.  Но самой большой опастностью является то, что употребление алкогольных напитков достаточно широко распостранено в молодежной среде. За последние несколько лет значительно снизился возраст подростков, употребляющих спиртные напитки. Многие из детей говорят, что впервые попробовали слабоалкогольные напитки в возрасте 12-13 лет, а более крепкие в 14-15 лет. Ни для кого не секрет, что от употребления алкоголя в первую очередь страдает здоровье подростка. На неокрепший, еще растущий организм алкоголь действует  особенно губительно. Проблема усугубляется тем, что несовершенолетние, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения в силу интеллектуальной незрелости часто оказываются участниками преступлений, попадают в различные опасные ситуации. Таким образом, растущий уровень подросткового алкоголизма, делает эту проблему одной из важнейших, имеющую не только медицинское, но и социальное значение.

  1. Что называется «ранней алкоголизацией» и как  формируется алкоголизм у подростков.

Ранней алкоголизацией является знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет.  При этом алкоголесодержащие напитки могут быть различной крепости (от слабоалкогольных до алкогольных, высокой степени крепости). Как правило, все начинается с эксперимента и проявленного интереса в виде первых проб и может развиться далее до психофизической зависимости как таковой. По определенным поведенческим признакам близким подростку людям можно определить есть ли проблема.  Итак:

Первый этап – эксперимент. Это этап первых проб алкоголя. Часто подростки на этой стадии исследуют, как алкоголь влияет на их настроение, поведение. Кроме того понятие «быть взрослым» (то, к чему так стремяться все подростки) у подростков зачастую вызывают ассоциацию с алкоголизацией. Многим, к счастью, первые алкогольные пробы приносят много разочарований, неприятные ощущения. Подросток отказывается от употребления.  Но у других, напротив, могут возникать приятные чувства. Помимо этого, многие замечают, что им становится проще заводить контакты, общаться со сверстниками, исчезает застенчивость, появляется уверенность в себе. И тогда подростки принимают решение принимать алкоголь и далее. Таким образом, возникает следующий этап.

Второй этап – периодическое потребление (за компанию, время от времени и т.п.). Появляется некая бравада. Возрастное стремление «быть как все» создает все условия для возникновения периодического потребления. На этом этапе подростки часто могут демонстрировать перед сверстниками «симптом потери контроля» над количеством выпитого, полное игнорирование меры. Подростки часто демонстрируют последствия употребления: разговоры о выпитом, похмелье, рассказы о том, как было плохо после вечеринки и т.п. таким образом, создается «алкогольная личность». Всё это, в свою очередь, создает дополнительный фундамент для развития алкогольной зависимости у подростка, возникает третий этап.

Третий этап – регулярное потребление. На этом этапе возникает уже непреодалимое желание выпить, употребить определенную дозу алкоголя. Именно на этой стадии подростки уже не столько употребляют алкоголь, чтобы получить положительные эмоции сколько для того, чтобы избавиться от отрицательных чувств, переживаний, чувства страха, беспокойста.  То есть происходит некое «лечение алкоголем» отрицательных переживаний. Именно на этой стадии формируется отрицательный поведенческий стериотип в ответ на неприятные эмоции (чтобы чувствовать себя хорошо надо выпить). Начинает формироваться зависимость.

Четвертый этап – навязчивая идея. Средством избавления от отрицательных эмоций становится алкоголь. Полностью теряется контроль над собой. Решение принять алкоголь возникает почти автоматически. Любая вечеринка без алкоголя становится не интересной, скучной. Подросток может отказаться от встреч с друзьями, если встреча не подразумевает распитие алкогольных напитков и т.п. Как правило, на этой стадии увеличивается доза алкоголя. На этом этапе подростки начинают тяготеть именно к тем людям, которые, как и они пристрастились к алкоголю. Главной задачей на вечеринке становится запастись  алкоголем в достаточном количестве.

Пятый этап – психофизическая зависимость. Здесь можно наблюдать полную потерю контроля. Наступает деградация личности (снижение мыслительных способностей, потеря жизненных ценностей). Главная задача, получить возможность нормально себя чувствовать, которая достигается за счет алкоголя. Ценностная сфера таких подростков значительно страдает, останавливается в своем развитие, у них часто не происходит смены смысловой ориентации, т.к. «алкогольная компания» часто ее замыкает. Поведение подростка в результате алкоголизации резко меняется, начиная от присоединения к любой группе злоупотребляющей алкоголем и заканчивая вообще потерей собственно «Я», потрей себя как личности. Помимо этого, подростковый алкоголизм отличается от взрослого, прежде всего сроками формирования.  Первые признаки алкоголизма могут появиться уже через 5-6 месяцев активного употребления алкоголя подростком (у взрослого 5-7 лет).

  1. Факторы, приводящие к развитию алкоголизма в подростковом возрасте.

Большинство подростков, так или иначе, интересуются «алкогольной» темой (почему взрослые употребляют, что взрослые получают в результате употребления, как алкоголь влияет на организм человека и т.п.)  Но проявлять интерес и пробовать – не одно и то же. Многие подростки интересуются вопросом в теории. Фактор риска же возникает в первую очередь тогда, когда подросток начинает пробовать алкоголь.

Будет ли ребенок пробовать, насколько далеко он зайдет в своих экспериментах во многом зависит от личности самого подростка и от той среды, в которой он живет.

  1.  Особенности личности подростка.

Итак, ранняя алкоголизация, как нарушенное поведение,  имеет разные причины. Одной из них является особенность личности и жизни подростка, такие как:

  • сам по себе подростковый возраст со своими протестами против существующих в мире взрослых моральных норм и принципов.
  • влечение к легким развлекательным мероприятиям;
  • способность легко попадать под влияние;
  • основной движущий мотив – получение веселого, задорного настроения;
  • сниженная способность к самоконтролю;
  • тенденция действовать по сиюминутному впечатлению;
  • возбудимость, агрессивность, циничность, эмоциональная холодность;
  • сниженная мотивация к обучению;
  • школьная неуспеваемость;
  • гиперактивное поведение;
  • травмы головного мозга;

Безусловно, каждый отдельно взятый признак еще не говорит о склонности к ранней алкоголизации. Скорее совокупность признаков может свидетельствовать о возможных рисках. Кроме этого, существуют дополнительные факторы, наличие которых определяет степень рискованного поведения и склонности к ранней алкоголизации. Это факторы среды.

  1.  Факторы среды.

Что является самым важным фактором среды подростка? В первую очередь это,  конечно же, его семья. В семье ребенок формируется как личность. Семья задает ему нравственные и моральные установки. Семья является  примером и ориентиром.  Именно от семьи во многом зависит, какое отношение к алкоголю сформируется у ребенка.  Важнейшим фактором развития ранней алкоголизации является неблагополучная обстановка в семье:

  • частые конфликты членов семьи, особенно в присутствие ребенка или когда ребенок становится «заложником» конфликтных отношений;
  • гиперопека со стороны родителей – чрезмерная забота, контроль, ограничение активности и самостоятельности ребенка;
  • гипоопека со стороны родителей – недостаточное внимание и забота, по отношению к ребенку;
  • алкоголизм родителей;

Важным фактором развития риска ранней алкоголизации также является социально-экономическое неблагополучие. К таким факторам относятся:

  • неудовлетворительные жилищные условия;
  • безработица;
  • неблагополучный район проживания с высоким уровнем приступности;
  • нахождение подростка в неблагополучной компании;
  • частые перемены места жительства;
  • доступность алкоголя.

  1. Защитные факторы, удерживающие от употребления алкоголя.

В первую очередь это, конечно же, здоровая семья. Где существуют доверительные отношения; где, даже, несмотря на трудные социально-экономические условия, отношения строятся на взаимоуважении,  дружелюбии, отзывчивости; где с пониманием относятся к трудностям и переживаниям другого члена семьи. Хорошие, поддерживающие, теплые отношения нас родителей с нашими детьми и пропаганда здорового образа жизни, в основе которого лежит собственный пример  – вот что является лучшей профилактикой алкоголизма подростков.

Среди личностных факторов удерживающих подростков от употребления алкоголя выделяются такие как: высокий внутренний самоконтроль, чувство юмора, умение противостоять стрессам, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение отказывать. Развивая в ребенке эти качества, настраивая на здоровый образ жизни задолго до его первого проявленного интереса и эксперимента с алкоголем, мы можем предупредить раннюю алкоголизацию и привить в ребенке устойчивое отношение к алкоголю как к ненужному продукту в жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя  по профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна  классным руководителям....

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".

Методическая разработка урока по ОБЖ на тему: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности".   ...

Классный час "Употребление алкоголя и табака несовершеннолетними"

"Употребление алкаголя и табака несовершеннолетними"...

Профилактика употребления алкоголя несовершеннолетними

Информация для проведение классных чассов в 7-9 классах "Профилактика употребления алкоголя "....

Рабочая программа социального педагога «Профилактика употребления алкоголя и табакокурения среди несовершеннолетних» на 2019-2020 учебный год.

Авторская программа социального педагога по профилактике вредных привычек несовершеннолетних, приобщению подростков к здоровому образу жизни....