Рабочая программа социального педагога «Профилактика употребления алкоголя и табакокурения среди несовершеннолетних» на 2019-2020 учебный год.
рабочая программа

Гончаренко Ирина Николаевна

Авторская программа социального педагога по профилактике вредных привычек несовершеннолетних, приобщению подростков к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr-ma_sots._ped.na_2019-20.docx52.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 600

с углубленным изучением английского языка

Приморского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО:                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по ВР                                                 Директор школы

____________ С.В. Коняева                                                    __________М.Н. Ореханова

от _______________2019г.                                                      Приказ №___от_________2019г.

Рабочая программа

социального педагога

«Профилактика употребления алкоголя и табакокурения среди несовершеннолетних»

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

Гончаренко Ирина Николаевна

социальный педагог школы

                                                          Санкт-Петербург 2019

  1. Пояснительная записка.

  1.   Актуальность Программы.

     Кардинальные перемены, происходящие в стране, заметно сказываются на морально-психологическом климате нашего общества. Сдерживающими факторами на пути демократических преобразований являются различные проявления социального негативизма, к числу которых относится и алкоголизация отдельных групп населения. Особую тревогу вызывают пьянство и алкоголизм детей и подростков. Как известно, дети и подростки являются той средой, где, как в кривом зеркале, отражаются многие «болевые точки» реальной действительности. Молодежная среда наиболее восприимчива к любым социальным инновациям, к сожалению и негативного характера.

     На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:

- «омоложение» контингента употребляющих алкоголь,

- снижение возраста, испытавших опыт знакомства с алкоголем,

- отсутствие учета той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления алкоголя.

     Проблема алкоголизма касается не только медицины и деятельности правоохранительных органов. Эта проблема комплексная, и ведущая роль в этом процессе остается за системой образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления алкогольных напитков и табакокурения в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные подростками ошибки.

  1. Анализ условий для реализации программы.

     В прошлом учебном году увеличилось количество учащихся нашей школы, на которых были составлены протоколы и рассмотрены на заседаниях КДНиЗП по причине употребления алкоголя. Так в 2017-2018гг. их количество составляло 2 человека, в 2018-2019гг – 5 человек.

      Согласно данным социального паспорта в 2017-2018 учебном году количество курящих учащихся не было выявлено. В 2018-2019гг. их число составляет 5 человек.

     Поэтому возникает актуальность вопроса  о предупреждении первого употребления школьниками алкогольных напитков и никотина.

    Исходя из этого, наша школа ищет новые пути и формы работы, расширяя взаимодействие с социумом, находясь в тесном контакте с Отделом образования, КДН и ЗП, ОДН, районным отделом опеки и попечительства, администрацией Приморского района Санкт-Петербурга.

      С целью систематизации работы образовательного учреждения ГБОУ школы № 600 Приморского района Санкт-Петербурга в области профилактики употребления алкоголя, вредных привычек и пропаганды здорового образа жизни среди несовершеннолетних была разработана данная программа.

  1.   Законодательная база.        

- Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»;

- Федеральный закон от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 690
«Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 202-р «Об утверждении Плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012 – 2020 годы);

- Закон Санкт-Петербурга от 21.09.2011 № 541-106 «О профилактике незаконного потребления наркотических средств и психоактивных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении  порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

2. Концептуальные подходы.

2.1. Раскрытие  понятийного аппарата. 

     В  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  в  системе  профилактики  употребления алкоголя и никотиновой  продукции  употребляются  следующие  понятия:  

Несовершеннолетний -  лицо,  не  достигшее  возраста   18   лет.

Правонарушение - родовое  понятие,  означающее  любое  деяние,  нарушающее  какие-либо  нормы  права,  и  представляет  собой  юридический  факт,  предусматривающий  любое  противоправное  деяние,  совершенное  умышленно  либо  по  неосторожности.  За  правонарушение  законом  предусматривается  соответственно  гражданская,  административная,  дисциплинарная  и  уголовная  ответственность.

         Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от каких-либо норм, причиняющее реальный вред личности или обществу.

        Зависимость – это психологическая причина личных катастроф, разрушений и заболеваний.

        Аддиктивное поведение – один из видов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния  посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций;

       Профилактика - система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

.

  1. Научно-методические основания.

        В развитие научных основ формирования здорового образа жизни существенный вклад внесли А. С. Вирениус, И. И. Горбунов-Посадов, Д. А. Дриль, П. Ф. Лесгафт, В. О. Португалов, С. А. Рачинский, Л. Н. Толстой и др. В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П. А. Коновалов, В. И. Куфаев, А. С. Макаренко и другие, психологи – Л. С. Выготский, В. Н. Никольский, врачи – В. Р. Дубрович , Р. М. Зиман,

А. С. Шоломович, юристы – П.А. Андреев, М. Н. Гернет.

       Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики. На современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С. А. Беличева, А. С. Белкин, С. А. Завражин, И. А. Даушева, Д. В. Колесов, А. Е. Личко, А. Н. Маюров, Н.Т. Сирота, А. Д. Гонеев, В. В. Ялтонский, А. Н. Якушев и др), созданы психолого-педагогические концепции и модели социального педагога-психолога для работы с детьми и подростками «группы  риска» (В Н Барсуков, Т А Бондаренко, Б С Братусь, М Е Бурно, В Н Ирхин, В И Игнатенко, М И Рожков, В В Трифонов и др), получили развитие психологические исследования (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, А. В. Карпов, Д. В. Колесов).

  1. Основная часть.

3.1. Цели и задачи программы.

Цель программы: профилактика  алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних ГБОУ школы № 600.


Задачи программы:
- формирование у обучающихся
отрицательного отношения к  алкоголю и табаку;

- формирование у школьников установок на ведение здорового образа жизни;

- активизация разъяснительной работы среди подростков и родителей по вопросам профилактики алкоголизма и табакокурения;

- проведение работы с родителями, направленной на формирование в семьях здоровье сберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

  План  работы на 2019-2020 учебный год.

           

Направление деятельности

Название мероприятия

Форма проведения

Контингент

Место проведения

Ответственный

Сроки

Диагностическое направление

Цель: изучение социально-педагогических проблем ребенка и причин их возникновения.

Организация заполнения классными руководителями социальных паспортов классов (выявление несовершеннолетних, употребляющих алкоголь и табак).

работа с документами

классные руководители

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

сентябрь

Выявление учащихся, состоящих на учете ОУУПиДН, КДНиЗП по причине употребления алкоголь и табак.

обмен информацией

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600;

25 о/п

Соц. пед. Гончаренко И.Н

в течение года

Формирование ИПС БД обучающихся, употребляющих алкоголь и табак для ведения дальнейшей профилактической работы».

отчет в электронном и бумажном виде

1кл. - 11 кл.

ГБОУ шк. 600, ПМС-Центр

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

1 раз в месяц по графику

Сбор сведений о летней занятости обучающихся, употребляющих алкоголь и табак. 

беседа, консультация

работа с документами

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н..;

классные руководители

май

Разработка программ (планов, карт) индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими алкоголь и табак.

работа с документами

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

в течение года

Координационное направление (организационное)

Цель: координировать совместную работу  субъектами  профилактики.

Подготовка и утверждение плана работы социального педагога на год, участие в разработке  планов совместной работы субъектами профилактики алкогольной и табачной зависимости.

работа с документами

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

июнь, август. сентябрь

Совместная работа с РНД по профилактике алкогольной и табачной зависимости.

лекции

пед. коллектив, учащиеся, родители

ГБОУ шк. 600

соц. пед. Гончаренко И.Н.

по плану

Совместная работа по сопровождению с полицией и соц. службами несовершеннолетних, имеющих алкогольную и табачную зависимости.

обмен информацией

мероприятия профилакт. характера

учащиеся, родители

ГБОУ шк. 600

соц. пед. Гончаренко И.Н.

по плвну

Совместная работа со Службой молодежных работников «Контакт» по сопровождению детей, имеющих алкогольную и табачную зависимости.  

обмен информацией

мероприятия профилакт. характера

учащиеся, родители

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

по необходимости

Ведение ИПС БД обучающихся, употребляющих алкоголь и табак. 

заполнение БД

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600, ПМС-Центр

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

сентябрь-июнь

Организация досуга обучающихся, употребляющих алкоголь и табак.

беседа, информирование, контроль

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600, центры доп. обр

соц. пед. Гончаренко И.Н.,педагог- организатор

в течение года

Участие в организации индивидуального социально-психолого–педагогического  сопровождения обучающихся, употребляющих алкоголь и табак.

консульта

ции, беседы

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

соц. пед. Гончаренко И.Н.,

сентябрь-июнь

Ведение документации (внесение данных в социальный паспорт ОУ, карты индивидуальной работы, журнал учета посещаемости и т.д.)

Оформление обращений, писем в соответствующие инстанции.

работа с документами

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

в течение года

Выявление трудностей в работе кл. руководителей с обучающимися, употребляющими алкоголь и табак.

консульта

ции, беседы

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

в течение года

Участие в проведении профилактических мероприятий, проводимых на территории района, направленных на предупреждение  употребления алкоголя и табака несовершеннолетними, организацию их отдыха и оздоровления.

профилактические мероприятия

1-11 кл.

Прим. район

соц. пед. Гончаренко И.Н.., кл. рук-ли

по плану

Информационно-просветительское направление

Цель: социально-педагогическое просвещение родителей.

Размещение на стендах информации по организации каникулярного времени, в том числе летнего отдыха и оздоровления учащихся.

плакаты, листовки, газеты,

объявления.

1-11 кл., педагоги, родители уч-ся.

ГБОУ шк. 600

соц. пед. Гончаренко И.Н.,

в течение года

Выступление на родительских собраниях:

  1. Вредные привычки и подростковая среда;
  2. Организация летнего отдыха учащихся. Безопасность школьников в летний период.

лекция

беседа

родители учащихся и педагоги

ГБОУ шк. 600

соц. педагог Гончаренко И.Н.

март, май

Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики правонарушений.

лекция, беседа

1-11 кл, педагоги, родители уч-ся

ГБОУ шк. 600

соц. педагог Гончаренко И.Н.

в течение года

Информирование педагогов и классных руководителей об алгоритмах деятельности по предупреждению употребления алкоголя и табака  несовершеннолетними.

круглый стол,

МО кл. рук.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

сентябрь

Консультирование обучающихся, родителей, педагогов  по вопросам зависимостей, правонарушений и правовому воспитанию.

консультации

1-11 кл,

родители, педагоги

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н.,

в течение года

Информирование участников образовательного процесса (родители, педагоги, учащиеся)  о кружках и секциях ГБОУ и центрах дополнительного образования.

объявление,

рекламные листовки

1-11 кл,

родители, педагоги

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н.,

в течение года

Участие в общешкольных праздниках, проведение конкурсов, соревнований, акций согласно  планированию работы школы по пропаганде здорового образа жизни.

1-11 кл., кл. рук-ли, родители уч-ся

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н

по плану

Методическая работа

Цель: повышать профессиональ

ный уровень. 

Участие в районных и городских совещаниях, семинарах, конференциях по социально-педагогическим вопросам; участие в проведении круглых столов, мастер-классов.

участие, выступление, обмен опытом

социальные педагоги района и города

ПМС-Центр Прим р-на и др.

Соц. педагог Гончаренко И.Н.

по плану

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности с обучающимися, употребляющими алкоголь и табак.

работа со спец. литературой, с планами работы

ГБОУ шк. 600, библио

теки города

Соц. педагог Гончаренко И.Н.

в течение года

Работа с методической литературой по профилактике алкогольной и табачной зависимостей.

работа со спец. литературой

ГБОУ шк. 600, библио

теки города

Соц. педагог Гончаренко И.Н.

в течение года

  Профилактическое направление

Цель: профилактика правонарушений и различного вида зависимостей.

Проведение тематических классных часов и профилактических бесед с учащимися:

- «Как не стать жертвой преступления»;

- «Мы выбираем ЗОЖ».

- «Как выглядит зло»;

- «В здоровом теле – здоровый дух».

- «В здоровом теле – здоровый дух»;

- «Понятие административного

правонарушения. Виды административных наказаний».

- «Курить - себе вредить»;

- «Административная  ответственность и уголовное наказание несовершеннолетних».

- «Курить - себе вредить»;

- «Административная  ответственность и уголовное наказание несовершеннолетних».

- «Профилактика ПАВ»;  

- «Административная  ответственность и уголовное наказание несовершеннолетних».

- «Профилактика ПАВ»;

- «Ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с употреблением и распространением наркотических средств и психоактивных веществ».

 

тематические кл. часы и профилактические беседы

1-11 кл

5 кл

6 кл  

7 кл

8 кл.

9 кл.

10 -11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н

Сентябрь-май

Проведение профилактических бесед с родителями:

- «Здоровый ребенок – здоровое будущее»;

- «Возрастные особенности ребенка»;  

- «Как помочь ребенку в период подростковых изменений»;    

- «Ответственность родителей за воспитание детей в современных условиях»;

- «Причины совершения несовершеннолетними  противоправных действий и административная  ответственность»;

- «Виды ответственности несовершеннолетних»;

- «Ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с употреблением и распространением наркотических средств и психоактивных веществ».

профилактические беседы

родители учащихся, педагоги

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н

сентябрь-май

Индивидуальное и групповое консультирование учащихся, родителей, педагогов по профилактике алкогольной  и табачной зависимостей.

консультации

учащиеся, родители, педагоги

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н.

в течение года

Участие в организации досуговой деятельности обучающихся, употребляющих алкоголь и табак.

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н.

в течение года

Профилактика правонарушений.

Пропаганда юридических знаний о правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних

консультациибеседы, встречи с инспектором ПиДН  

учащиеся 1-11 кл.. родители, педагоги

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог Гончаренко И.Н.

в течение года

Участие в работе Совета профилактики  правонарушений

Профилактический совет

уч-ся с девиан

тным поведением и уч-ся имеющие проблемы с успеваемостью, в том числе из неблагопо

лучных семей.

ГБОУ шк. 600

соц. педагог Гончаренко И.Н.

по плану

Участие в заседаниях КДН и ЗП, на судебных заседаниях

Администрация Прим. р-на

соц. педагог Гончаренко И.Н.

по уведомлению

Организация контроля за поведением в школе на уроках и во время перемен обучающихся, употребляющих алкоголь и табак. для ведения дальнейшей профилактической работы». с целью выявления нарушений.

контроль

1-11 кл

ГБОУ шк. 600

соц. педагог Гончаренко И.Н.

ежедневно

Систематические беседы и встречи с родителями обучающихся, употребляющих алкоголь и табак.

беседы, консультации

 1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

ежемесячно

Выполнение планов индивидуальной профилактической работы обучающихся, употребляющих алкоголь и табак.

1-11 кл.

ГБОУ шк. 600

Соц. пед. Гончаренко И.Н.

ежедневно

Профилактика табакокурения.

Пропаганда здорового образа жизни - организация и проведение мероприятий профилактического характера по тематике вреда табакокурения, алкоголя и наркотиков:

- Футбольный матч

- Эстафета

спортивные мероприятия

6-11 кл.

ГБОУ шк. 600

соц. педагог

Гончаренко И.Н.,

октябрь

декабрь

Участие в городской профилактической программе «Соревнование классов, свободных от курения».

соревнование

6-7

ГБОУ шк. 600, ПМС-Центр

Соц. педагог

Гончаренко И.Н.,

октябрь-май

Профилактика алкоголизма.

Пропаганда здорового образа жизни - организация и проведение мероприятий профилактического характера по тематике вреда алкоголя, табакокурения и наркотиков:

- Показ видеофильмов по ЗОЖ

обсуждение

9-11 кл

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог

Гончаренко И.Н.,

январь

Пополнение методических копилок по теме ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

работа с метод. материалами, специальной литературой

для педагогов, родителей, учащихся

ГБОУ шк. 600

Соц. педагог

Гончаренко И.Н

в течение года

Результативность деятельности социального педагога заключается в положительной динамике социальной адаптации школьников:

  1. Снижение количества курящих и употребляющих алкоголь подростков;
  2. Вовлечение их в спортивные кружки и секции;
  3. Формирование культуры здорового образа жизни  обучающихся.

  1.  Условия реализации программы.

    В целях достижения положительных результатов  программы необходимо поддерживать постоянную связь с родителями, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспектором по делам несовершеннолетних, другими представителями субъектов профилактики:

  • тесное взаимодействие семьи и школы по профилактике вредных привычек;
  • личный положительный пример родителей;
  • систематически сверять списки учащихся, состоящих на разных видах учета, задержанных за употребление ПАВ;
  • привлечение врачей и других специалистов для проведения лекций по ЗОЖ;  
  • использование в школе и в семье здоровье сберегающих технологий;
  • создать для обучающегося все возможные условия для ведения здорового образа жизни.

  1. Точки риска при реализации.

       В процессе реализации программы социальный педагог может столкнуться с нежеланием подростка выполнять рекомендации субъектов профилактики, отказом родителей становиться положительным примером для ребенка, вести здоровый образ жизни. Это может привести к снижению эффективности профилактической работы и выполнению поставленных задач.

  1.  Список литературы.

1. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. –

М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 416 с.

2. Алексеев А.С. Психологическая служба в системе социальной работы //

Школа – 1999 г. – №1. – С. 14–19.

3. Алексеева Л.С. Влияние внутрисемейных отношений на формирование

личности ребенка. – М., 1994..

4. Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 1999.

6. Некоторые аспекты деятельности социально-педагогических учреждений/

Сост. Н.А. Карасева, Г.И. Руденкова и др. – Мн., 2004 г. – с. 28–36.

7. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном

учреждении // Воспитание школьников. – №1. – 2001. – С. 33–36.

8.Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во «Союз»,

1994 – 199 с. (Часть 2) – С. 181–183.

9. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей

общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, – 544 с.

10. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов/

Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект: Екатеринбург: деловая книга, 2000. – 623 с.

11. Давыдов А.В. Диссертация «Профилактика алкоголизма у подростков» 2008, Ярославль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя в профилактике употребления алкоголя и психоактивных веществ несовершеннолетними.

В данном сообщении анализируется работа классного руководителя  по профилактике  употребления ПАВ  несовершеннолетними. Данна работа может быть полезна  классным руководителям....

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

Рабочая программа по математике для 5,6,7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)

Рабочая программа  по математике для 5,6,7, 8, 9 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...

Рабочая программа по английскому языку для 9 класса к УМК Spotlight-9, 2019-2020 учебный год

Рабочая  программа  по английскому языку для 9 класса разработана  на основе  авторской программы: Альпаков В.Г., Быкова Н.И., Поспелова М.Д.  Английский язык. Сборник примерн...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Функция: просто, сложно, интересно" на 2019 - 2020 учебный год

                Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения.             ...

Комплексно - целевая программа "Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних"

Наименование программы «Профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних». Назначение программы Способствовать развитию критичного отношения детей и мол...