Доклад тема: «Влияние психотравмирующих ситуаций на развитие личности ребенка»
учебно-методический материал по психологии

 Селищева Татьяна Викторовна

Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihotravma.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад тема: «Влияние психотравмирующих ситуаций

на развитие личности ребенка»

Давайте рассмотрим виды детских психологических травм и то, как они влияют на жизнь взрослого человека.

 Особенности психологического состояния детей при переживании психотравмы.

При переживании ребенком психотравмирующей стрессовой ситуации у детей могут проявляться следующие реакции: агрессивность, пассивная жизненная позиция, виктимность (переживание себя жертвой) и т д.

Все эти образования на индивидуально-психологическом уровне могут проявляться в таких проблемных состояниях детей:

1. Чувство незащищенности и беспомощности

Дети могут воспринимать мир как источник непрогнозируемых и зловещих событий. Очень часто чувства беспомощности и незащищенности находят проявления в творчестве и фантазиях детей.

2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен.

С чувством незащищенности тесно связана тревога и недоверие к будущему, ожидание чего-то «плохого». Эти тенденции у детей могут, проявляются в их представлениях о будущем. Ожидание «плохого» у детей в основном проявляется в настороженности и в страхе перемен.

3. Стыд, низкая самооценка, чувство вины.

Из-за переживания ощущения беспомощности и недоверия к миру у детей часто развивается низкая самооценка, чувство попранного достоинства. Низкая самооценка детей может проявляться в виде страха самораскрытия и блокировки спонтанной активности. Им бывает трудно высказать собственное мнение, выразить себя. Данные чувства также проявляются в детском творчестве (детские рисунки могут дать очень много информации о переживаниях ребенка).

4. Гнев, агрессивность

У травмированных детей блокированы базисные потребности безопасности, защищенности и самоуважения. Подавление этих потребностей, вызывает ответный гнев, повышение уровня агрессии.

5. Отчуждение от социального окружения.

Часто дети, имеющие длительный опыт асоциального поведения, имеют очень низкий уровень социальной адаптации, что может проявляться в нарушении социальных связей, в трудностях при установлении контактов, бродяжничестве и т. д.

6. Невыплаканное горе

Невыплаканное горе и печаль являются важнейшими признаками травмы, всегда связанной с чувством потери – будь то потеря близкого человека, представления о себе, надежды и т. д. Главной помехой здесь становятся чувство стыда и беспомощности, желание сдержать агрессивный импульс и т. д.

7. Травматические игры и повторяющиеся действия

Травматические игры повторяют тот или иной эпизод травмы. В этих играх ребенок, как правило, олицетворяет самого себя. Такая игра значительно отличается от обычной имитационной игры следующим:

1. "Обыкновенная игра" сопровождается положительными эмоциями и задором, чего полностью лишена травматическая игра. Она характеризуется однообразием, приближается к сюжету травмы, вызывает страх и тревогу;

2."Обычная" игра служит развитию и социализации ребенка, для этого включает в себя широкий диапазон ролей. Чем больше ролей «примеряет» к себе ребенок, тем больше он развивается в противоположность этому, травматическая игра нецелесообразна.

Опасная природа травматических игр проявляется также в том, что они могут быть «заразительны». Травмированный ребенок приходит со своей игрой в группу, где ее подхватывают другие дети и таки образом «впитывают» в себя травматический опыт, содержащийся в этой игре. Часто травматические темы повторяются в свободных фантазиях детей.

8. Проблемы внимания, памяти обучения.

Невыплаканный травматический опыт – это психологически незавершенное явление, поэтому он несет в себе тенденцию постоянной актуализации. Для ребенка, эта актуализация представляет собой довольно мучительный процесс, поэтому большая часть его жизненной энергии направлена на сопротивление этой тенденции.

10. Страхи.

Страх выполняет защитную функцию и, следовательно, имеет целесообразный характер. На разных этапах развития ребенку свойственны различные «нормальные страхи». В отличие от «нормальных страхов», возникшие в результате травмы невротические страхи, с одной стороны имеют сверхсильную интенсивность, а с другой – они длительны во времени и по этому деструктивны по своему характеру.

11. Травматические сновидения и нарушения сна.

Травматические повторяющиеся сновидения – один из признаков «непреодоленного» травматического опыта. Кошмарные сны и связанные с ними реакции могут быть присущи и не травмированным детям, но при их повторяющемся характере и продолжительности это следует считать признаком травмы.

12. Психосоматические нарушения

У детей, переживших психотравму, могут проявляться такие психосоматические нарушения как логоневроз, энурез, бронхиальная астма, нейродермиты и др. Важно помнить, что за этими нарушениями может стоять травматический опыт ребенка, и, соответственно направлять работу не только на лечение этих симптомов, но и на переработку травматического опыта.

 Специфика, цели и задачи психосоциальной реабилитации детей.

Главная цель психосоциальной реабилитации детей: помощь в преодолении травматического опыта, личностном развитии, успешной социализации.

Процесс реабилитации требует реализации комплексного подхода. Главные усилия следует направить, в первую очередь, на переработку и преодоление травматического опыта. Наряду с этим работа с последствиями травмы должна вестись в более широком плане. Это подразумевает мобилизацию ресурсов актуальной среды ребенка – родителей, семьи, педагогов школы, детского сада и т. д.

Системный подход способствует не только переработке травматического опыта, но развитию дефицитарных умений, прояснению основных жизненно важных целей и становлению свободных от агрессивности и озлобленности личностей.

Поведение и навыки

Работа на этом уровне, прежде всего, должна быть направлена на преодоление деструктивных стереотипов поведения; на формирование поведения, ориентированного на сотрудничество и кооперацию; на выработку навыков последовательной деятельности посредством участия детей в организованных структурированных действиях. Требуется работа по усвоению важных навыков и умений, которые необходимы для эффективной коммуникации, творчества и самовыражения.

Эмоции

Здесь наиболее важно помочь детям в отреагировании собственного травматического опыта: выплакать горе, освободиться от агрессии, выразив ее; преодолеть скованность; разобраться в собственных эмоциях. При работе на этом уровне очень важно поощрение и развитие способности к эмпатии – эмоциональному сочувствию и сопереживанию другому человеку.

Познавательные функции

Здесь работа должна вестись в двух направлениях.

Направления работы:

• облегчение проживания утраты

• снижение психомоционального напряжения

• углубление взаимоотношений с близкими; эмоциональная поддержка друг друга;

• конструктивное освоение реальности смерти, расширение мировоззрения;

• приобретение важного жизненного опыта, выработка моделей поведения в случае смерти близкого человека;

• продолжение полноценной жизни, несмотря на испытание скорбью;

Некоторые методы работы с детьми

Эмпатийное слушание

Психологическая поддержка

Методы активного воображения (зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, звуковые, кинестетические представления)

Сказкотерапия (работа с метафорой)

Психогимнастика

Игра (ролевые игры, дидактические игры, деловые игры, игры-драматизации и др.)

Арт-терапия

Песочная терапия

Музыкально-рисуночная терапия и др.

Нежеланный ребенок

Те 9 месяцев, которые мы провели в утробе матери, а также наше рождение — важный период. К сожалению, на нас откладывают отпечаток психологические травмы, которые проживает мама. Родители редко об этом думают, но даже будущий малыш хорошо чувствует настроение матери. Что уж говорить о появившемся на свет малыше.

Помните, что даже младенец способен улавливать пренебрежение в свой адрес — через прикосновения и интонацию мамы. Казалось бы, такие моменты не могут влиять на психологию человека и его будущее. Но на самом деле именно тогда закладываются самые первые наши психологические травмы. Существуют 4 перинатальные матрицы Грофа, которые мы проживаем в момент рождения. Они тоже влияют на то, как мы будем жить дальше.  

Нехватка материнского тепла.

Если ребенку не хватает материнской любви, если ему кажется, что мама его не любит и не замечает, у него может развиться«синдром отличника».

Этот синдром заставляет ребенка делать все, чтобы понравиться маме, заслужить ее похвалу. Ребенок изо всех сил старается получать хорошие оценки, делает уборку, ходит только туда, куда мама сказала, делает то, что мама приказала. И все это ради того, чтобы она заметила его, похвалила, погладила по головке. Казалось бы, что в этом плохого?

Дело в том, что человек взрослеет, но этот синдром остается. С «синдромом отличника» мы живем не для себя, а в угоду кому-то. Например, ради мужа или жены. И все это из-за страха потерять любовь этого человека. А тем временем мы теряем себя самого. Такой человек привыкает к подчинению, ему очень трудно сказать «нет».Нередко на этой почве развивается ревность, которая потом мешает строить отношения. Появление младшего брата или сестры усугубляет ситуацию: дети начинают тихо ненавидеть младшего брата или сестру, и вся жизнь становится борьбой за место под солнцем. Ревность перекочует и в семью, которую в будущем создаст такой человек.

Если ему покажется, что его партнер вдруг на кого-то посмотрел, возникает сильное чувство ревности, часто необоснованное.

Отсутствие отцовского внимания.

Нехватка любви отца в детстве сказывается на детях обоих полов. Например, во взрослой жизни мальчик может вести себя со своими детьми так же, как и его отец. А это принесет разочарование и будущей супруге, и детям, и самому мужчине.

Однако именно у девочек в будущем могут возникнуть серьезные проблемы в личной жизни, а именно — сложности с выстраиванием отношений с мужчинами. Дело в том, что женщины часто выбирают своих мужей в соответствии с представлениями о своем отце.

На уровне сознания они хотят построить семью, родить детей, любить и быть любимыми, но на уровне подсознания у такой женщины будет страх перед мужчинами и недоверие.

Конфликты между родителями.

Если у родителей не складываются отношения между собой, ребенок может считать, что причина в нем. Маленькие дети эгоцентричны, они не понимают, что на самом деле происходит, поэтому перекладывают вину на себя: «Мама с папой не любят друг друга? Это потому что я недостаточно хорошо учусь!»

Бывает, обозленный родитель бросает фразу: «Это после твоего рождения начались проблемы!» или

«Вот если бы родился мальчик, все было бы по-другому!». Увы, в реальной жизни случается и такое!

Если происходит развод, дети часто начинают винить себя. Такой человек во взрослой жизни будет стараться всегда уходить от конфликтов. Даже в тех случаях, когда его откровенно обижают. Даже когда обижают его собственных детей. Это приводит к накоплению негативных эмоций, которые рано или поздно бурно выплескиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние творческой деятельности на развитие личности ребенка"

Презентация кафедры художественно эстетического цикла....

Выступление на родительском собрании "Влияние семьи на развитие личности ребенка"

текст статьи для выступления на родительском собрании...

ДОКЛАД Тема: «Нравственное воспитание и развитие личности школьника».

Материал  доклада содержит конспект и презентацию...

доклад «Влияние ученического самоуправления на развитие личности ребенка"

Доклад "Влияние ученического самоуправления на развитие личности ребенка"...