Как работать, чем заниматься, или Комментарий к типовой должностной инструкции тьютора
статья по психологии

Матюхина Татьяна Алексеевна

Статья, которая раскроет особенности работы тьютора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_rabotat.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Как работать, чем заниматься, или Комментарий к типовой  должностной инструкции тьютора

В последнее время в современной школе все чаще появляется в штатном расписании должность «тьютор». Несмотря на внешнюю «загадочность данного термина в науке уже более или менее понятно, каковы функции специалиста данного профиля.

Тьюторство в школе – относительно новое явление, однако в научно-педагогической литературе можно найти множество его определений. Например,

  1. Тьюторство – это кураторство динамики развития определенной работы.
  2. Тьютор – это академический консультант, способный осуществлять поддержку студентов (учащихся) в учебе и решает появляющиеся проблемы в процессе обучения (в учебной и воспитательной работе).
  3. Тьютор – это тот человек, который руководит образовательным вектором, что выражается в помощи ученику в получении различной информациюи, которое соответствует не только потребностям учащегося, но и требованиям времени [1, 23].

Должность тьютора определена Единым квалификационным справочником и, соответственно, требует особых условий для реализации его деятельности в образовательном учреждении.

Однако специалисты, принимаемые на работу в школу в качестве тьютора, независимо от опыта их работы в сфере инклюзивного образования, не всегда понимают свои должностные обязанности. Читая предложенную им должностную инструкцию будущий тьютор сталкивается с некоторыми вопросами. Попробуем осветить основные параметры перечн ядолжностных обязанностей тьютора.

В любой дорлжностной инструкции существует преамбула, отсылающая к нормативному документу федерального уровня, на оснвоании которого и составляется инструкция. Это приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н в составе (раздел «Квалификационные характеристики должностей Тьюторов образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)) [2].

Почему важно обратиться к первоначальному чтению именно этого норматива? Потому что именно в системе должностных функций, подробно изложенных по всем педагогическим должностям, можно определить и место тьютора, схему его взаимодействия с другими специалистами.

Далее по тексту должностной инструкции видим следующее: «Тьютор назначается и освобождается от должности директором ОУ» Каждому тьютору важно это знать, чтобы постигать основы схему иерархических элементов в отношениях с участниками образовательного процесса, а также погружаться в основы трудового права.

Тьютор должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности тьютора не менее трех лет. В соответствии  сданным пунктом можно сделать вывод, что высшее педагогическое образование необходимо, а также курсы повышения квалификации. Если будущий тьютор не работал в данной должности либо имеет большой перерыв в работе.

По характеру подчиненности той или иной категории персонала в образовательном учреждении насчет тьютора сказать однозначно нельзя. Чаще всего прописывают, что тьютор должен подчиняться заместителю директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, научно-методической работе, методисту или другому школьному специалисту высшего звена, на которого возложены обязанности по контролю и делегированы директорские полномочия по контролю за деятельностью тьюторов.

Инструкция гласит, что тьютор обязан знать основы Конституции и Законы РФ, Указы Президента РФ, решения Правительства РФ, Устав, приказы и распоряжения директора ОУ как основные нормативные документы, регламентирующие его деятельность и просто расширяющие профессиональный кругозор.

Тьютор должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;

- психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

- методы и формы мониторинга деятельности обучающихся;

- педагогическую этику;

- теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся;

- технологии открытого образования и тьюторские технологии;

- методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, права, социологии;

- организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;

- административное, трудовое законодательство;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;

- правила по охране труда и пожарной безопасности

Перечисленные выше пункты составляют базовые основы профессиональной деятельности тьютора. Как видно, это не только основы педагогики и психологии, это другие аспекты деятельности, которые не затрагиваются в высшей школе, например, правила охраны труда и пожарной безопасности. Незнание каких-либо противопожарных правил, например, не освобождает тьютора от ответственности, если он, например, не обладал знаниями таких правил в периоды учебы в вузе. Поэтому кое-какие аспекты придется изучать самостоятельно или в процесс профессиональной деятельности.

Следующий блок должностной инструкции тьютора посвящен непосредственно характеристике узких должностных обязанностей.

Одно из главных направлений деятельности тьютора – организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организация их персонального сопровождения в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координация поиска информации обучающимися для самообразования; сопровождение процесса формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

В этом аспекте деятельность тьютора не похожа на деятельность других педагогических работников, таких как учитель-предметник, педагог-психолог или социальный педагог.

Работая с конкретным ребенком, тьютор организует с ним совместную деятельность. Тьютор распределяет и оценивает имеющиеся у ученика ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Не стоит забывать о том, что тьютор всегда имеет дело с особенными учащимися, чаще всего имеющими явные отклонения в физическом или психическом развитии. Поэтому оказание ему любой помощи – это вторая по значимости функция тьютора в отношении ребенка с ОВЗ. При этом тьютор создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Немаловажный аспект – это организация взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками. Необходимо ребенка адекватно общаться с учителями, психологом, библиотекарями и прочим педагогическим персоналом.

Естественно необходимо организовывать взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

При этом тьютор должен обладать различными методами поддержания познавательного интереса обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона, а также синтезировать познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Достижение поставленных целей и задач в деятельности тьютора невозможно без обмена опытом с другими педагогическими работниками ,поэтому тьютор должен постоянно участвовать в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Тьютор должен уметь составлять индивидуальные рабочие программы, в соответствии с которыми строится коррекционная работа с каждым конкретным учащимся с ОВЗ.

Пункты должностной инструкции относительно владения правилами охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности дополняют общую профессиональную картину полноразмерной тьюторской деятельности. Как любой другой специалист, имеющий высшее профессиональное образование, тьютор не в коем случае не должен игнорировать изучение данных пунктов, поскольку во внештатной ситуации знания будут ему крайне необходимы.

Вслед за обязанностями тьютор имеет также права, сформулированные на основе Трудового кодекса РФ. Так, тьютор имеет право на:

- на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором (имеется ввиду предложение заниматься той деятельностью, которая определена законом об образовании, должностной инструкцией);

- на предоставление ему рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (наличие компьютера с выходом в интернет для реализации образовательной, познавательной, аналитической и иных деятельностей тьютора; подключение рабочего места к сети также должно быть безопасным для сотрудника).

- на предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (тьютора должны знакомить с приказами и распоряжениями директора, различными локальными актами школы и прочими документами, косвенно регламентирующими его деятельность);

- на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами (один раз в три года педагогические работники проходят такого рода повышение квалификации и аттестацию на квалификационные категории, в результате чего однозначно повышается педагогическое мастерство);

- на взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности (речь идет о профессиональном общении с другими педагогическими работниками одной школы);

- представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности (необязательный, но желательный пункт в правах тьютора).

Ответственность тьютора сводится к неисполнению или ненадлежащему исполнению своих обязанностей. Вернемся к мысли о том, что тьютор – это всесторонне развитая личность, которая в процессе своей деятельности обязана постигать разные аспекты своей профессии. Поэтому тьютор несет отвественность в установленном порядке за любое отклонение от сових должностных функций, даже за нарушение правил техники безопасности и инструкции по охране труда или непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности Работодателя и его Тьюторам.

В любом случае, деятельность тьютора регламентируется. Прежде всего, трудовым кодексом РФ. Незнание каких-либо его статей не освобождает тьютора от ответственности.

Обычно режим работы тьютора составляет 36 часов в неделю. Они распределяются, как правило, пропорционально дням недели, то есть по шесть часов шесть дней в неделю. В школах, практикующих пятидневный режим работы, тьютору может быть предложено расписание по пятидневной рабочей неделе, а 36 часов распределяются на 5 дней. Соответствующее количество часов проставляется в табеле учета рабочих дней. Тьютор должен знать наизусть количество своих часов, чтобы, во-первых, адекватно понимать размер своей заработной платы, а, во-вторых, корректно составить свои рабочие программы и тематические планы.

Отпуск тьютора составляет 56 календарных дней преимущественно в летнее время.

В данной статье мы осветили основные аспекты деятельности тьютора с  целью обратить внимание потенциальных тьюторов на характер предстоящей работы, особенности организации деятельности, взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, так как реализация общей идеи образования, воспитания учащихся с ОВЗ – это самое главное в работе педагогического сообщества на сегодняшний день.

Список использованной литературы

  1. Ворожцова И. Б. Педагогический смысл тьюторского сопровождения образовательной деятельности / И. Б. Ворожцова // Начальная школа.  – 2010. – № 5. – С. 27 – 32.
  2. Профессиональный стандарт (тьюторское сопровождение в образовании)//URL:http://centerprof38.ru/sites/default/files/one_click/korporativnyy_professionalnyy_standart_tyutora_mta.pdf (дата обращения: 06.11.2018).
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.08.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с преподавателями социально - политических дисциплин "Методика проведения лабораторно - практической работы по организации знакомства учителей с концептуальными основами курса обществознания в 11 классе" (для тьюторов)

Структурно - аксиологический анализ учебника по обществознанию в 11 классе "Обществознание. Глобальный мир в 21 веке". Методологические подходы к изучению и характеристике образовательных программ и ш...

Должностная инструкция тьютора

Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденн...

План работы тьютора

Образовательный процесс в школе индивидуального образования организован как последовательное разворачивание трех образовательных модулей, содержание каждого из которых связано с освоением одного из ку...

Тьютор. Взаимодействие тьютора с другими субъектами образовательного процесса

Тьютор – (лат. tueor- забочусь, наблюдаю) – педагог-наставник в английских  старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа самых опытных пе...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕНАТИВНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ТМНР В РАБОТЕ ТЬЮТОРА. (Из опыта работы)

В статье предоставлен опыт работы тьютора Матвеево-Курганской школы-интернат по использованию альтернативных средств коммуникации с детьми с ТМНР....